В отечественной психологии проблема сохранения эмоционального здоровья детей исследовалась в работах таких ученых как А.В. Запорожец (1986), А.С. Захаров (1995), А.С. Спиваковская (1999).
Концепция эмоционального развития ребёнка, представленная в работах А.В. Запорожца (1986), помогает лучше понять психологическое значение вербализации чувств и переживаний ребёнка, представляющей собой в соответствии со взглядами представителей гуманистически ориентированного подхода в игровой терапии, решающее условие коррекционной работы.
Игра является необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельностью. Основанием для использования метода игровой терапии явились теории психического развития ребёнка и теории детской игры Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
Сюжетно-ролевая игра определяется как ведущая деятельность дошкольного возраста (Д. Б. Эльконин, 1978; А. Н. Леонтьев, 1972), оказывая влияние на развитие мотивационно-потребностной сферы, наглядно-образного мышления ребёнка, формирование внутреннего плана действий, произвольности поведения и деятельности, определяя тем самым формирование всех основных психологических новообразований дошкольного возраста.
Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребёнка от мира взрослых, представляет собой, по мнению сторонников недирективной терапии, единственное место, где ребёнок получает возможность свободного самовыражения, исследования и изучения собственных чувств и переживаний.
В дошкольном возрасте в контексте сюжетно-ролевой игры возникают и развиваются такие виды игр, как подвижные игры с правилами, игры-драматизации, результативные игры.
Подвижные игры представляют собой вариант сюжетно-ролевых игр с редуцированными ролями, скрытой воображаемой ситуацией и развёрнутыми правилами.
Результативные игры дают обратную связь для осознания своих возможностей и умений, а, с другой стороны, достижение результата обеспечивает условия для удовлетворения потребности ребёнка в социальном признании [3].
В качестве основных психологических механизмов коррекционного воздействия игры, реализуемых в данной программе, можно выделить:
· изменение позиции ребёнка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций;
· формирование наряду с игровыми реальных отношений как равноправных партнёрских отношений сотрудничества и кооперации между ребёнком и сверстниками, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития;
· формирование способности ребёнка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой комнате.
В программе особое место отводится играм в музыкальном сопровождении. Среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка.
В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. А для этого, указывал В.М. Бехтерев, необходимо выявить ритмические рефлексы и приспособить организм ребёнка отвечать на определённые раздражители (слуховые и зрительные) [7]. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память (Н.С. Самойленко, В.А. Гринер, Е.В. Конорова, Е.В. Чаянова).
Настоящая программа разработана с учётом возрастных психологических особенностей детей и включает в себя виды и формы деятельности наиболее близкие природе ребёнка: в канве сказкотерапии используются приёмы игровой терапии и психогимнастики.
Метод сказкотерапии направлен на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия с окружающим Миром посредством сказочной формы. Концепция сказкотерапии строится на основании исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа. В основе сказкотерапии лежит принцип духовного, целостного развития личности ребёнка [2]. Для работы в рамках настоящей программы из сказкотерапии позаимствован приём психодинамической медитации (Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева).
Психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-волевой сферы) [5]. Немаловажное значение автор курса психогимнастики М.И. Чистякова уделяет психомышечной тренировке (обучению приёмам саморасслабления). Так как со слов Г. Модсли: «Кто не умеет управлять мускулатурой, не способен и к вниманию». Упражнения по психомышечной тренировке включены в данную программу и эффективно работают на достижение цели по стабилизации эмоционального состояния и реализацию задачи по снятию эмоционального напряжения.
Психологическое здоровье складывается из многих компонентов. Один из них – это эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость. Уверенный в себе, в своих возможностях ребёнок, способный к произвольному поведению, уважающий себя и членов своей группы имеет больше шансов вырасти в счастливого человека, самодостаточного, реализовавшего свои способности. Очень важно вовремя оказать помощь ребёнку, испытывающему затруднения в развитии эмоционально-волевой сферы и предупредить, таким образом, развитие вариантов социальной депривации, делинкветного поведения.
Гарантия прав участников программы обеспечивается следующими условиями и правилами:
- согласие родителей на участие ребенка в занятиях по данной программе;
- создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы и обеспечение психологической безопасности участникам;
- создание ситуации успеха каждому ребенку, учитывая его особенности развития;
- создание условий для проявления активности каждого участника, включения его в игровую деятельность и поддержания интереса к игре.
Педагоги, осуществляющие коррекционно-развивающую работу, действуют, руководствуясь следующими документами:
- Этический кодекс психолога службы практической психологии образования России (принят 14.02.2012 г., V съездом Российского психологического общества).
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
- Конвенция ООН о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1989);
- нормативные локальные акты образовательного учреждения;
Гарантия прав участников программы обеспечивается методологическими принципами ведения группы:
- поддержание на занятиях атмосферы доброжелательности;
- организация занятий в игровой форме;
- положительная эмоциональная оценка любого достижения ребёнка;
- психолого-педагогическая поддержка родителей в процессе образовательной деятельности.