Научные и методологические и методические обоснования




В отечественной психологии проблема сохранения эмоционального здоровья детей исследовалась в работах таких ученых как А.В. Запорожец (1986), А.С. Захаров (1995), А.С. Спиваковская (1999).

Концепция эмоционального развития ребёнка, представленная в работах А.В. Запорожца (1986), помогает лучше понять психологическое значение вербализации чувств и переживаний ребёнка, представляющей собой в соответствии со взглядами представителей гуманистически ориентированного подхода в игровой терапии, решающее условие коррекционной работы.

Игра является необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельностью. Основанием для использования метода игровой терапии явились теории психического развития ребёнка и теории детской игры Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.

Сюжетно-ролевая игра определяется как ведущая деятельность дошкольного возраста (Д. Б. Эльконин, 1978; А. Н. Леонтьев, 1972), оказывая влияние на развитие мотивационно-потребностной сферы, наглядно-образного мышления ребёнка, формирование внутреннего плана действий, произвольности поведения и деятельности, определяя тем самым формирование всех основных психологических новообразований дошкольного возраста.

Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребёнка от мира взрослых, представляет собой, по мнению сторонников недирективной терапии, единственное место, где ребёнок получает возможность свободного самовыражения, исследования и изучения собственных чувств и переживаний.

В дошкольном возрасте в контексте сюжетно-ролевой игры возникают и развиваются такие виды игр, как подвижные игры с правилами, игры-драматизации, результативные игры.

Подвижные игры представляют собой вариант сюжетно-ролевых игр с редуцированными ролями, скрытой воображаемой ситуацией и развёрнутыми правилами.

Результативные игры дают обратную связь для осознания своих возможностей и умений, а, с другой стороны, достижение результата обеспечивает условия для удовлетворения потребности ребёнка в социальном признании [3].

В качестве основных психологических механизмов коррекционного воздействия игры, реализуемых в данной программе, можно выделить:

· изменение позиции ребёнка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций;

· формирование наряду с игровыми реальных отношений как равноправных партнёрских отношений сотрудничества и кооперации между ребёнком и сверстниками, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития;

· формирование способности ребёнка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой комнате.

В программе особое место отводится играм в музыкальном сопровождении. Среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка.

В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. А для этого, указывал В.М. Бехтерев, необходимо выявить ритмические рефлексы и приспособить организм ребёнка отвечать на определённые раздражители (слуховые и зрительные) [7]. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память (Н.С. Самойленко, В.А. Гринер, Е.В. Конорова, Е.В. Чаянова).

Настоящая программа разработана с учётом возрастных психологических особенностей детей и включает в себя виды и формы деятельности наиболее близкие природе ребёнка: в канве сказкотерапии используются приёмы игровой терапии и психогимнастики.

Метод сказкотерапии направлен на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия с окружающим Миром посредством сказочной формы. Концепция сказкотерапии строится на основании исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа. В основе сказкотерапии лежит принцип духовного, целостного развития личности ребёнка [2]. Для работы в рамках настоящей программы из сказкотерапии позаимствован приём психодинамической медитации (Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева).

Психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-волевой сферы) [5]. Немаловажное значение автор курса психогимнастики М.И. Чистякова уделяет психомышечной тренировке (обучению приёмам саморасслабления). Так как со слов Г. Модсли: «Кто не умеет управлять мускулатурой, не способен и к вниманию». Упражнения по психомышечной тренировке включены в данную программу и эффективно работают на достижение цели по стабилизации эмоционального состояния и реализацию задачи по снятию эмоционального напряжения.

Психологическое здоровье складывается из многих компонентов. Один из них – это эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость. Уверенный в себе, в своих возможностях ребёнок, способный к произвольному поведению, уважающий себя и членов своей группы имеет больше шансов вырасти в счастливого человека, самодостаточного, реализовавшего свои способности. Очень важно вовремя оказать помощь ребёнку, испытывающему затруднения в развитии эмоционально-волевой сферы и предупредить, таким образом, развитие вариантов социальной депривации, делинкветного поведения.

Гарантия прав участников программы обеспечивается следующими условиями и правилами:

- согласие родителей на участие ребенка в занятиях по данной программе;

- создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы и обеспечение психологической безопасности участникам;

- создание ситуации успеха каждому ребенку, учитывая его особенности развития;

- создание условий для проявления активности каждого участника, включения его в игровую деятельность и поддержания интереса к игре.

Педагоги, осуществляющие коррекционно-развивающую работу, действуют, руководствуясь следующими документами:

- Этический кодекс психолога службы практической психологии образования России (принят 14.02.2012 г., V съездом Российского психологического общества).

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;

- Конвенция ООН о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1989);

- нормативные локальные акты образовательного учреждения;

Гарантия прав участников программы обеспечивается методологическими принципами ведения группы:

- поддержание на занятиях атмосферы доброжелательности;

- организация занятий в игровой форме;

- положительная эмоциональная оценка любого достижения ребёнка;

- психолого-педагогическая поддержка родителей в процессе образовательной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: