ЦНа всех этапах научной работы при применении любого метода перед исследователем стоит задача глубокого анализа полученного эмпирического материала. Ведь факты сами по себе еще не раскрывают сущности изучаемых явлений и процессов!Если «...факты остаются только фактами, - писал К.Д. Ушинский, - то они не дают опытности. Факты должны обобщаться, сделаться мыслью, и уже эта мысль, а не самый факт, сделается правилом воспитательной деятельности педагога...»7.
^Рассмотреть за внешними проявлениями психолого-педагогических явлений их сущность, в единичном найти общее и особенное, обнаружить внутренние связи и закономерности помогают теоретические методы исследования. Среди них необходимо вычленить и охарактеризовать, как наиболее широко применяемые в психолого-педагогических исследованиях, методы теоретического анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, индукции и дедукции и ряд другихГ]
Огромная роль в обработке, осмыслении получаемого эмпирического материала принадлежит методу теоретического анализа и синтеза. Сильной стороной этого метода является применение диалектической логики при качественном анализе изучаемых фактов, возможность охватить одновременно большое количество данных и проникнуть в их сущность, произвести мысленную реконструкцию изучаемого и распознать, вычленить
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.- М., 1953. - Т.1.
интересующие стороны, признаки, свойства, закономерности развития.
Теоретический анализ путем абстрагирования, сравнения, дает возможность исследователю разложить изучаемое на элементы, вскрыть структуру и специфику, идя от сложного к простому. Синтез же позволяет воссоздать психолого-педагогическое явление в целом, в системе его наиболее существенных связей, обосновать ту или иную теоретическую концепцию. Единство аналитико-синтезирующей деятельности - единство внутреннее, так как синтез содержится уже в самом анализе.
|
Анализ и синтез используются с самого начала процесса исследования: при определении его целей и задач, замысла (основной идеи), гипотезы, предполагаемых результатов.
Наиболее активно этот метод применяется при сборе и обработке фактов, накопленных в ходе исследования - раскрытии связи между ними и изменений в психологии людей, их действиях и поведении и т.п. На этом основании исследователь получает возможность сделать научно обоснованный прогноз, спроектировать новое, чего еще нет в психолого-педагогической теории и практике.
Для того чтобы исследователь успешно использовал анализ и синтез, ему необходимо овладеть законами логики, основными формами и приемами познания психолого-педагогических явлений и процессов. В этих условиях он сможет сделать достоверные, обоснованные суждения и выводы, придать выдвигаемым положениям убедительность и доказательность, обеспечить предвидение дальнейшего хода исследования и его результаты, определить способы проверки этих результатов в педагогическом процессе.
В психолого-педагогическом исследовании применяются разные формы анализа: классификационный, анализ отношений, каузальный и диалектический.
Наиболее прост классификационный анализ, с помощью которого осуществляется первичная, описательная стадия научного исследования с целью упорядочить и систематизировать явления на основе сходства, смежности, повторяемости.
|
Анализ отношений - более трудный этап познания, преследующий цель углубить понимание сущности исследуемых явлений, изучить процесс их развития путем разложения изучаемого на отдельные части и исследования отношений между ними, т.е. выявления функциональной зависимости.
Однако анализ отношений еще не вскрывает главную определяющую изменений - причинную связь между явлениями. Эту связь вскрывает каузальный анализ, ведущий к открытию сущест-
венных отношений, являющихся причинами явлений, к познанию научных законов.
Каузальное объяснение вырывает явление из всеобщих связей и изучает изолированно причину и следствие. Одностороннюю каузальность преодолевает диалектический анализ, предполагающий рассмотрение явления во всеобщих взаимосвязях и развитии, исходящий из понимания действительности как целого, состоящего из взаимообусловливающих частей.
Последовательное осуществление единства анализа и синтеза дает возможность исследовать не только отдельные стороны психолого-педагогического процесса, но и сам процесс в целом, в его сложной структуре, где каждый элемент выполняет свою функцию.
В теоретическом осмыслении фактического материала большое значение имеют абстрагирование и конкретизация. Эти средства познания тесно связаны с анализом и синтезом, но имеют свое предназначение. Известно, что абстрагирование - это мысленное отвлечение какого-либо признака, свойства предмета от самого предмета с целью более глубокого изучения сути.
|
Абстрагирование имеет особую ценность при изучении сложных процессов воспитания и обучения будущих специалистов, где применение технических средств, аппаратуры ограниченно или невозможно. С помощью абстрагирования исследователь может выделить общие признаки у многих изучаемых предметов или вычленить какой-либо признак у одного предмета и специально рассмотреть его. Наконец, может быть создан идеализированный объект, т.е. не существующий в реальной педагогической практике, но дающий представление о его эталоне, совершенном, законченном виде. Так можно создать в качестве идеальных объектов, так сказать, в «чистом виде» - «идеального специалиста профессионала», «идеального выпускника учебного заведения», «идеальное учебное занятие» и т.д. Это и будет тот ориентир, на достижение которого направляет свои усилия исследователь.
Однако чем выше степень абстрагирования, тем сложнее становятся пути приведения теоретических знаний в форму, пригодную для использования на практике.
Решить эту задачу, включить полученные теоретические знания (абстракции) в систему существующих концепций с тем, чтобы уточнить, углубить, развить, а может быть и доказать их несостоятельность, помогает метод конкретизации. Конкретизация -не что иное, как мысленный процесс воссоздания определенного психолого-педагогического явления на основе ряда ранее выстро-
енных абстракций. К примеру, педагог использует абстракции «обучение», «воспитание», «преподавание», «учение», «восприятие», «осмысление», «запоминание», «практика» и т.п. в отношении к конкретному виду учебного занятия. Это означает, что он применяет в исследовании метод конкретизации, обогащает понятие новыми признаками, достигая единства многообразия, сочетания многих качественных характеристик предмета.
Взаимосвязь абстрагирования и конкретизации обусловлена самим процессом познания. Как известно, он начинается с «живого созерцания», т.е. чувственного восприятия конкретного. Познавая конкретное, исследователь вычленяет отдельные свойства, признаки, изолирует их от других признаков предмета, создает одностороннее знание - абстракцию. Так происходит движение «от живого созерцания к абстрактному мышлению».
Но, когда отдельные признаки, стороны предмета изучены, начинается новый этап в познании: движение от абстрактного к конкретному. Мышление исследователя из отдельных абстракций конструирует предмет в его целостном виде, т.е. как мысленно конкретно-действенное знание, дающее результатам исследования выход в широкую педагогическую практику.
В психолого-педагогических исследованиях активно используются индукция и дедукция. Путем индукции исследователь переходит от эмпирического уровня к уровню теоретическому посредством обобщения отдельных фактов, аналогий, статистического описания и выводов, различных форм экстраполяции от известного к неизвестному. Тем самым осуществляется проникновение в сущность явлений, открытие их закономерностей, построение гипотез и теорий.
Применение дедуктивного метода позволяет выводить утверждения из одного или нескольких на основе законов и правил логики.
Индукция и дедукция неразрывно связаны между собой, и крайне необходимо пропорциональное развитие обоих методов для психологии и педагогики как гуманитарных наук. Односторонний индуктивизм неизбежно ведет к простой регистрации фактов без глубокого их анализа и обобщения, к концентрации внимания на внешней стороне психолого-педагогических явлений и процессов, к переоценке техники исследования, с одной стороны, и к недооценке системы научных знаний, понятийно-категориальной системы науки, игнорированию научной методологии - с другой.
В противоположность этому однобокая ориентация на дедуктивный метод приводит к формированию абстрактных понятий-
ных схем без надлежащего анализа и обобщения психолого-педагогических явлений, что делает невозможным понимание их содержательных сторон. На деле это приводит к замене подлинно научных рекомендаций всякого рода наставлениями, указаниями и т.п., годными якобы для всех случаев.
В последние годы психологи и педагоги все более активно в теоретических исследованиях применяют метод м оделирования. Сущность его заключается в установлении подобия явл^нии~(ана-логий), адекватности одного объекта другому в определенных отношениях и на этой основе превращения более простого по структуре и содержанию объекта в модель более сложного (оригинал). Исследователь получает возможность переноса данных по аналогии от модели к оригиналу. Иначе говоря, модель - вспомогательное средство, которое в процессе познания, исследования дает новую информацию об основном объекте изучения. Модель может послужить и конструированию нового, еще неведомого практике. В таком случае исследователь, выявив характерные черты, свойства, признаки существующих явлений, процессов педагогической практики, начинает поиск нового из компоновки, сочетания, моделирует принципиально новое состояние изучаемого. Так возникают модели-гипотезы, носящие предположительный характер и требующие проверки; модели-концепции, превращающиеся в научно обоснованные теории.
Механизм моделирования состоит обычно из следующих операций: переход от естественного объекта к модели, построение модели; экспериментальное исследование модели; переход от модели к естественному объекту, заключающийся в перенесении результатов, полученных при исследовании, на данный предмет.
В психолого-педагогической теории выделяется иногда особый вид моделирования - мысленный эксперимент.
В его содержание вкладывается соотношение теоретических и экспериментальных данных, полученных в исследовании, с динамической моделью, имитирующей те ситуации, которые могли бы возникнуть при реальном экспериментировании. Такая идеальная модель позволяет обнаружить наиболее важные для исследователя связи и отношения в изучаемом объекте, объяснить и конкретизировать уже имеющиеся приемы и правила, главным образом путем абстракции и идеализации.
Моделирование, особенно идеальных объектов, в психологии и педагогике очень сложно ввиду многообразия и сложности изучаемых явлений и процессов. Однако необходимость применения этого метода становится все более ощутимой и настоятельной.
Теоретические методы исследования в психологии и педагогике дают возможность раскрыть качественные характеристики изучаемых явлений. Характеристики будут полнее и глубже, если накопленный экспериментальный материал подвергнуть количественной обработке. Для этого при исследовании проблем психологии и педагогики применяются математические методы и методы статистики. С их помощью решаются различные задачи: обработка фактического материала, получение новых, дополнительных данных, обоснование научной организации исследования и др.
Так, в исследовании всегда важно обеспечить массовость и представительность (репрезентативность) объектов изучения. Для решения подобного вопроса обычно прибегают к математическим методам расчета минимальной величины подлежащих исследованию объектов (групп респондентов), чтобы на этом основании можно было сделать объективные выводы.
По степени полноты охвата первичных единиц статистика делит исследования на сплошные, когда изучаются все единицы рассматриваемого явления, и выборочные, если изучению подвергается только часть интересующих явлений, взятая по какому-либо признаку. Исследователю не всегда представляется возможность изучить всю совокупность явлений, хотя к этому постоянно следует стремиться, но часто сплошное исследование просто не требуется, так как выводы будут достаточно точными после просмотра определенной части первичных единиц.
Теоретической основой выборочного способа исследования являются теория вероятностей и закон больших чисел [5; 6; 18]. Чтобы исследование располагало достаточным количеством фактов, наблюдений, используют таблицу больших чисел. От исследователя в данном случае требуется установление величины вероятности и величины допустимой ошибки. Пусть, например, допустимая ошибка в выводах, которые должны быть сделаны в результате наблюдений, по сравнению с теоретическими предположениями, не должна превышать 0,05 как в положительную, так и в отрицательную стороны (иначе говоря, мы можем ошибиться не более чем в 5 случаях из 100). Тогда по таблице больших чисел (табл. 4) находим, что правильное заключение может быть сделано в 9 случаях из 10 тогда, когда число единиц наблюдения будет не менее 270; в 99 случаях из 100 при наличии не менее 663 единиц и т.д. Значит, с увеличением точности и вероятности, с которой мы предполагаем сделать выводы, величина требуемой выборки возрастает. Однако в психолого-педагогическом исследо-
вании она не должна быть чрезмерно большой. 300-500 выбранных для наблюдений единиц часто являются вполне достаточными для основательных выводов.
Таблица 4
Допустимая ошибка | Величина вероятности | |||||
0,85 | 0,90 | 0,95 | 0,99 | 0,995 | 0,999 | |
10,05 | ||||||
10,04 | ||||||
10,03 | ||||||
10,02 | ||||||
10,01 |
Данный способ определения величины выборки является наиболее простым. Математическая статистика располагает и более сложными методами вычисления требуемых выборочных совокупностей, которые подробно освещены в специальной литературе.
Однако соблюдение требований массовости еще не обеспечивает надежности выводов. Они будут достоверны тогда, когда выбранные для наблюдения (бесед, эксперимента и т.д.) единицы являются достаточно представительными для изучаемого класса явлений.
Репрезентативность единиц наблюдения обеспечивается прежде всего их случайным выбором с помощью таблиц случайных чисел. Положим, требуется определить 20 учебных групп для проведения массового эксперимента из имеющихся 200. Для этого составляется список всех групп, который нумеруется. Затем из таблицы случайных чисел выписывается 20 номеров, начиная с какого-либо числа, через определенный интервал. Эти 20 случайных чисел определяют те группы, которые нужны исследователю. Случайный выбор объектов из общей (генеральной) совокупности дает основание утверждать, что полученные при исследовании выборочной совокупности единиц результаты не будут резко отличаться от тех, которые имелись бы в случае исследования всей совокупности единиц.
В практике психолого-педагогических исследований применяются не только простые случайные отборы, но и более сложные методы отбора: расслоенный случайный отбор, многоступенчатый и др.
Математические и статистические методы исследования являются также средствами получения нового фактического материала. С этой целью используются приемы шаблонирования, повышающие информативную емкость анкетного опроса; шкалирования, дающего возможность более точно оценивать действия как исследователя, так и исследуемых.
Шкалы возникли из-за необходимости объективно и точно диагностировать и измерять интенсивность определенных психолого-педагогических явлений. Шкалирование дает возможность упорядочить явления, количественно оценить каждое из них, определить низшую и высшую ступени изучаемого явления.
Так, при исследовании познавательных интересов слушателей можно установить такие границы: очень большой интерес - очень слабый интерес. Затем между этими границами ввести ряд ступеней, создающих шкалу познавательных интересов: очень большой интерес (1); большой интерес (2); средний (3); слабый (4); очень слабый (5).
В психолого-педагогических исследованиях используются шкалы разных видов, например:
1. Трехмерная шкала
Очень активный.................................................................. 10
Активный.............................................................................. 5
Пассивный............................................................................ 0
2. Многомерная шкала
Очень активный.................................................................... 8
Среднеактивный................................................................... 6
Не слишком активный.......................................................... 4
Пассивный............................................................................ 2
Полностью пассивный......................................................... 0
3. Двусторонняя шкала
Очень интересуется............................................................. 10
Достаточно интересуется.................................................... 5
Равнодушен.......................................................................... 0
Не интересуется................................................................. -5
Совершенно нет интереса.................................................. -10
Такие оценочные шкалы дают каждому пункту определенное числовое обозначение. Так, при анализе отношения студентов к учебе, их настойчивости в работе, готовности к сотрудничеству и т.п. можно составить числовую шкалу на основе таких показате-
лей: 1 - неудовлетворительно; 2 - слабо; 3 - средне; 4 - выше среднего, 5 - намного выше среднего. В таком случае шкала приобретает следующий вид (табл. 5):
Таблица 5
Качество | Степень качества | ||||
Отношение к учебе | |||||
Настойчивость в труде | |||||
Готовность к сотрудничеству | |||||
Аккуратность в выполнении заданий | |||||
Целеустремленность |
Также используется биполярная шкала с нулевой величиной в центре:
Дисциплинированность Недисциплинированность
Ярко выраженная 54321012345 Не ярко выраженная
Оценочные шкалы могут быть изображены графически. В этом случае они выражают категории в наглядной форме. При этом каждое деление (ступень) шкалы характеризуется вербально.
Рассматриваемые методы играют большую роль в анализе и обобщении полученных данных. Они позволяют установить различные соотношения, корреляции между фактами, выявить тенденции в развитии психолого-педагогических явлений. Так, теория группировок математической статистики помогает определить, какие факты из собранного эмпирического материала сопоставимы, по какому основанию их правильно сгруппировать, какой степени достоверности они будут. Все это позволяет избежать произвольных манипуляций с фактами и определить программу их обработки. В зависимости от целей и задач обычно применяют три вида группировок: типологическую, вариационную и аналитическую.
Типологическая группировка используется, когда необходимо разбить полученный фактический материал на качественно однородные единицы (распределение количества нарушений дисциплины между различными категориями студентов, разбивка показателей выполнения ими физических упражнений по годам учебы и тл.).
В случае необходимости сгруппировать материал по величине какого-либо изменяющегося (варьирующего) признака - разбивка групп обучающихся по уровню успеваемости, по процентам вы-
полнения заданий, однотипным нарушениям установленного порядка и т.п. - применяется вариационная группировка, дающая возможность последовательно судить о структуре изучаемого явления.
Аналитическая группировка помогает устанавливать взаимосвязь между изучаемыми явлениями (зависимость степени подготовки студентов от различных методов обучения, качества выполняемых заданий - от темперамента, способностей и т.д.), их взаимозависимость и взаимообусловленность в точном исчислении.
Насколько важна работа исследователя по группировке собранных данных, свидетельствует тот факт, что ошибки в этой работе обесценивают самую исчерпывающую и содержательную информацию.
В настоящее время математические основы группировки, типологии, классификации получили наиболее глубокое развитие в социологии. Современные подходы и методы типологии и классификации в социологических исследованиях могут быть с успехом применены в психологии и педагогике.
В ходе исследования используются приемы итогового обобщения данных. Одним из них является прием составления и изучения таблиц.
При составлении сводки данных относительно одной статистической величины образуется ряд распределения (вариационный ряд) значения этой величины. Примером такого ряда (табл. 6) может служить сводка данных относительно окружности груди 500 лиц.
Таблица 6
Окружность груда, см | Число людей | Окружность груда, см | Число людей |
Итого | |||
Сводка данных одновременно по двум и более статистическим величинам предполагает составление таблицы распределения, раскрывающей распределение значений одной статистической величины в соответствии со значениями, которые принимают другие величины.
В качестве иллюстрации приводится табл. 7, составленная на основании статистических данных относительно окружности груди и веса этих людей.
Таблица распределения дает представление о соотношении и связи, существующих между двумя величинами, а именно: при малом весе частоты располагаются в верхней левой четверти таблицы, что указывает на преобладание лиц с малой окружностью груди. По мере увеличения веса до среднего значения распределение частот передвигается в центр таблицы. Это указывает, что люди, вес которых ближе к среднему, имеют окружность груди, также близкую к среднему значению. При дальнейшем увеличении веса частоты начинают занимать правую нижнюю четверть таблицы. Это свидетельствует о том, что у человека с весом более среднего окружность груди также больше среднего объема.
Из таблицы следует, что установленная связь не строгая (функциональная), а вероятностная, т.е. с изменениями значений одной величины другая изменяется как тенденция, без жесткой однозначной зависимости. Подобные связи и зависимости часто встречаются в психологии и педагогике. В настоящее время они выражаются обычно с помощью корреляционного и регрессионного анализа,. Овладение ими требует специальной математической подготовки.
Вариационные ряды и таблицы дают представление о статике явления, динамику же могут показать ряды развития, где первая строка содержит последовательные этапы или промежутки времени, а вторая - полученные на этих этапах значения изучаемой статистической величины. Так выявляются возрастание, убывание или периодические изменения изучаемого явления, вскрываются его тенденции, закономерности.
Таблицы могут заполняться абсолютными величинами или сводными цифрами (средними, относительными). Результаты статистической работы, помимо таблиц, часто изображаются графически в виде диаграмм, фигур и т.д. Основными способами графического изображения-статистических величин являются способы: точек, прямых и прямоугольников. Они просты и доступны каждому исследователю. Техника их использования - проведение осей координат, установление масштаба и выписка обозначения отрезков (точек) на горизонтальной и вертикальной осях.
Диаграммы, изображающие ряды распределения значений одной статистической величины, позволяют составить кривые распределения.
Графическое изображение двух (и более) статистических величин дает возможность образовать некоторую кривую поверхность, называемую поверхностью распределения. Ряд развития при графическом исполнении образуют кривые развития.
Графическое изображение статистического материала позволяет глубже проникнуть в смысл цифровых величин, уловить их взаимозависимости и черты изучаемого явления, которые трудно заметить в таблице. Исследователь освобождается от той работы, которую он вынужден был бы проделать, чтобы разобраться с обилием цифр.
Таблицы и графики - важные, но только первые шаги в исследовании статистических величин. Основным же методом является аналитический, оперирующий математическими формулами, с помощью которых выводятся так называемые «обобщающие показатели», т.е. абсолютные величины, приведенные в сравнимый вид (относительные и средние величины, балансы и индексы). Так, с помощью относительных величин (процентов) определяются качественные особенности анализируемых совокупностей (например, отношение отличников к общему числу студентов или числа ошибок при работе на сложной аппаратуре, вызванных психической неустойчивостью обучающихся, к общему числу ошибок и т.п.) - т.е. выявляются отношения, характеризующие динамику каких-либо изменений части к целому (удельный вес),
слагаемых к сумме (структура совокупности), одной части совокупности к другой ее части и др.
Исключительно важную роль в анализе многих психолого-педагогических явлений играют средние величины, представляющие собой обобщенную характеристику качественно однородной совокупности по определенному количественному признаку. Нельзя, например, вычислить среднюю специальность или среднюю национальность студентов вуза, так как это качественно разнородные явления. Зато можно и нужно определить в среднем числовую характеристику их успеваемости (средний балл), эффективности методических систем и приемов и т.д.
В психолого-педагогических исследованиях обычно применяются различные виды средних величин: арифметическая, гармоническая, геометрическая, медиана и мода. Наиболее распространена средняя арифметическая. Она применяется в тех случаях, когда между определяющим свойством и данным признаком имеется прямо пропорциональная зависимость (например, при улучшении показателей работы группы специалистов улучшаются показатели работы каждого члена группы).
Средняя арифметическая представляет собой частное от деления суммы величин на их число и вычисляется по формуле:
-_ х1+х2+хъ+...+хп^х^
п п
где Х- средняя арифметическая; Хъ Хъ Х3,..., Х„ - результаты отдельных наблюдений (приемов, действий); п - количество наблюдений (приемов, действий); Е — сумма результатов всех наблюдений (приемов, действий).
Типичность и показательность средней арифметической подтверждает среднеквадратическое отклонение, отражающее меру колебания численных значений признака, из которых выводится средняя величина. Вычисление этого показателя происходит путем возведения в квадрат отклонения каждого значения ряда от средней, деления суммы квадратов на число ряда, с последующим извлечением квадратного корня из полученного среднего квадрата отклонений. Все эти действия осуществляются по формуле: |
Типичность и показательность средней арифметической подтверждает среднеквадратическое отклонение, отражающее меру колебания численных значений признака, из которых выводится средняя величина. Вычисление этого показателя происходит путем возведения в квадрат отклонения каждого значения ряда от средней, деления суммы квадратов на число ряда, с последующим извлечением квадратного корня из полученного среднего квадрата отклонений. Все эти действия осуществляются по формуле:
где а - средняя квадратическая. При малом числе наблюдения (действий) - менее 100 - в значении формулы следует ставить не я,аи- 1.
Средняя арифметическая и средняя квадратическая являются основными характеристиками полученных результатов в ходе исследования. Они позволяют обобщить данные, сравнить их, установить преимущества одной психолого-педагогической системы (программы) над другой.
При дальнейшей обработке данных могут быть выявлены: коэффициент вариации (устойчивости) исследуемого явления, представляющий собой процентное отношение среднеквадратического отклонения к средней арифметической; мера косости, показывающая, в какую сторону направлено преимущественное число отклонений; мера крутости, которая показывает степень скопления значений случайной величины около среднего и др. Все эти элементы статистики помогают более полно выявить признаки изучаемых явлений.
Как видно, даже самое общее представление о методах статистического исследования говорит о том, что эти методы располагают большими возможностями в анализе и обработке эмпирического материала. Разумеется, математический аппарат может бесстрастно обработать все, что в него вложит исследователь - и достоверные данные, и субъективные домыслы. Вот почему совершенное владение математическим аппаратом обработки накопленного эмпирического материала в единстве с доскональным знанием качественных характеристик исследуемого явления является необходимым для каждого исследователя. Только в этом случае возможен отбор качественного, объективного фактического материала, его квалифицированная обработка и получение достоверных итоговых данных.
Такова краткая характеристика наиболее часто применяемых методов исследования проблем в психологии и педагогике. Следует подчеркнуть, что ни один из рассмотренных методов, взятый сам по себе, не может претендовать на универсальность, на полную гарантию объективности получаемых данных. Так, элементы субъективизма в ответах, полученных путем опроса респондентов, очевидны. Результаты наблюдений, как правило, не свободны от субъективных оценок самого исследователя. Данные, взятые из различной документации, требуют одновременно проверки достоверности этой документации (особенно личных документов, документов «из вторых рук» и т.д.).
Поэтому каждому исследователю следует стремиться, с одной стороны, к совершенствованию техники применения любого кон-
кретного метода, а с другой - к комплексному, взаимоконтроли-рующему использованию разных методов для изучения одной и той же проблемы. Владение всей системой методов дает возможность разработать рациональную методику исследования, четко организовать и провести его, получить существенные теоретические и практические результаты.