Сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования




\_В психолого-педагогическом исследовании активно приме­няются сравнительно-исторические методы. Одним из них явля­ется генетический метод, позволяющий вести исследование явле­ний на основе анализа их развитияД

В психологии и педагогике важно установить факт возникнове­ния явления, отметить ступени его развития, проследить процесс постепенного формирования личностных качеств у студентов, их профессиональных знаний и умений, изменений, происшедших в результате применения психолого-педагогических мер воздействия или взаимодействия. Эти задачи и решает генетический метод, вы­являя специфику, тенденции развития исследуемого явления, но­вые подходы к решению задач, определяя результативность этих подходов и делая прогноз развития ситуации.

Реализуется генетический метод чаще в форме срезов, т.е. из­менение соответствующих показателей устанавливается в опреде­ленные временные интервалы. По существу, этот метод представ­ляет собой одну из форм диалектического метода, позволяющего выявить сущностные характеристики явлений, определить при­чинные зависимости и, тем самым, формировать оптимальные условия развития личности, движущие силы процесса ее форми­рования.

иВ исследовании психолого-педагогических явлений широко используется метод сравнения, устанавливающий сходство или различие между предметами и явлениями и дающий возможность прийти к синтезированному выводуД

Сравнение используется при применении различных методов (наблюдения, эксперимента и т.д.) в единстве с генетическим ме­тодом. Оно важно для объяснения явлений и тогда, когда собст­венно разъяснения нет, но на первый план выходит сопоставле-ни^явлений.

^На основе методологического принципа историзма сформи­ровался и применяется в психологии и педагогике сравнительно-исторический метод, обеспечивающий такое изучение психоло-


3 Методология и методика психолого-педагогического исследования



го-педагогических явлении, которое прослеживает и сравнивает их в развитииГ)Например, анализ категории образования в рамках этого метода позволяет объяснить, как это понятие формирова­лось ранее, какие этапы оно прошло в своем развитии; выявить, каким образом возникали те или иные концепции образования, каковы их источники, что в этих теориях нуждается в реконструи­ровании; сравнить этапы развития отдельных концепций и т.п. Это дает возможность проследить сходство и различие компонен­тов, их изменения; показать, в чем заключается ограниченность или односторонность концепций образования прошлого, как они были преодолены и какие их элементы перешли в новые совре­менные теории. Иначе говоря, углубляя представления о предыс­тории, сравнительно-исторический анализ обогащает понимание современных проблем образования.

К основным методам психолого-педагогического исследова­ния относится исторический метод. Он применяется прежде всего при изучении проблем истории психологии и педагогики. Эта от­расль психолого-педагогической науки раскрывает возникнове­ние, состояние и развитие учебно-воспитательных учреждений, психологических и педагогических теорий в конкретных истори­ческих условиях.

В историко-психологических и историко-педагогических ис­следованиях применяются различные общенаучные методы (ана­лиз и синтез, классификация, индукция и дедукция, сравнитель­ный и сравнительно-исторический), а также используются специфические для истории психологии и педагогики процедуры: изучение архивных материалов, официальных документов, стати­стических данных, учебников и учебных пособий, учетно-отчетной документации и т.п. Источниками разнообразных сведений служат произведения искусства, мемуарная литература, дневники, воспо­минания, народное художественное творчество. Поэтому исследо­вателю в области истории психологии и педагогики необходимо знание всеобщей истории, истории философии, культуры, других областей исторического знания.

Оценка того или иного явления с точки зрения его прогрес­сивности или реакционности должна учитывать характер кон­кретных исторических условий существования этого явления с точки зрения того, что нового сделали педагоги по сравнению со своими предшественниками.

Таким образом, историзм как метод исследования не может быть сведен лишь к описанию минувших явлений. Он позволяет выявить внутренний механизм изменений в явлениях, причинные


связи на конкретных этапах развития, проследить, каким образом новое состояние явления возникает из старого.

В процессе исследования анализ исторического развития пси­холого-педагогических явлений всегда находится в единстве с процессами логического анализа и, напротив, теоретический ана­лиз, проводимый логически, используется для объяснения исто­рического развития явлений. Эти методы взаимно переплетаются, дополняют и обогащают друг друга.

В зависимости от цели исследования, познания большее значе­ние придается тому или другому методу, но в любом случае следует избегать простого описания и хронологического перечня событий, а необходимо выявлять тенденции, закономерности их развития, различать существенное и несущественное, необходимое и случай­ное, создавать научную основу интерпретации исторических фак­тов, вскрывать перспективы развития психологической и педагоги­ческой теории и практики.

В современные психологические и педагогические понятия, ес­тественно, вошла и их история. Только зная предшествующее раз­витие воспитания, обучения, образования и других категорий мож­но определить пути их дальнейшего развития. Единство логическо­го и исторического анализа обеспечивает качественное решение этой задачи в процессе психолого-педагогического исследования.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие группы методов выделяются в психолого-педагогических исследованиях?

2. Дайте общую характеристику эмпирическим методам психолого-педагогического исследования.

3. Раскройте сущность, назначение и особенности применения мето­дов наблюдения, изучения и обобщения психолого-педагогического опы­та, беседы, обобщения независимых характеристик, полярных баллов, ан­кетного опроса, анализа результатов деятельности.

4. Обоснуйте, какие задачи решаются при проведении психолого-педагогического исследования с помощью метода эксперимента, сфор­мулируйте и наиболее важные условия его проведения.

5. Что представляет собой метод тестирования? В чем состоят осо­бенности его применения в рамках психолого-педагогического исследо­вания? Что следует понимать под надежностью и валидностью теста?

6. Какие теоретические методы применяются при проведении психолого-педагогаческого исследования? Назовите и охарактеризуйте каждый из них.

7. Для каких целей при проведении психолого-педагогических иссле­дований применяются математические методы и методы статистики?

8. Какие задачи решаются в психологии и педагогике с помощью
сравнительно-исторических методов исследования?


Рекомендуемая литература

1. Барское А. Г. Научный метод: возможности и иллюзии. - М., 1994.

2. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Бабанский Ю.К., Журавлев В.И., Розов В.К. и др. - М., 1988.

3. Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и пси­хологии. — М., 1976.

4. Годфруа Ж. Что такое психология. - М., 1992.

5. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической стати­стики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. — М., 1977.

6. Зеленогорский Ф. А. О методах исследования и доказательства. — М., 1998.

7. КочергинА. Н. Методы и формы научного познания. - М., 1990.

8. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. — Л., 1982.

9. Кыверялг А.А. Методы исследований в профессиональной педаго­гике. - Таллинн, 1990.

 

10. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И.Пискунова. -М., 1979.

11. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследо­ваний. - М., 1987.

12. Рабочая книга социолога. - М., 1983.

13. Сидоренко КВ. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 1996.

14. Скалкова Я. Методология, методы педагогического исследования. — М., 1989.

15. Современный эксперимент: подготовка, проведение, анализ ре­зультатов / Блохин В.Г., Глудкин О.П., Гуров А.И., Харин М.А. - М., 1997.

16. Соколова С. Т. Проективные методы исследования личности. — М., 1980.

17. Социологическое исследование. (Методология, программа, мето­ды). - М., 1972.

18. Храмович М.А. Научный эксперимент: его место и роль в позна­нии. - Минск, 1982.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: