Классификация методов в психологии и педагогике




современных словарях метод обычно определяется как спо­соб достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теорети­ческого освоения (познания) действительности^

Совокупность применяемых методов исследования, а также порядок и правила их применения представляют собой методику конкретного исследования. Поэтому, прежде чем говорить о ме­тодике, необходимо проанализировать систему методов психоло­гии и педагогики.

Роль методов в развитии науки огромна. И.П. Павлов говорил: «Метод - самая первая основная вещь. От метода, от способа дейст­вия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем мето­де. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сде­лать много. А при плохом методе и гениальный человек будет рабо­тать впустую и не получит ценных, точных данных»2. Можно утверждать, что развитие психологии и педагогики как наук непо­средственно зависит от их методической оснащенности. Поэтому каждый исследователь, ищущий практик должен представлять ре­альные методические возможности науки, уметь выбирать, а когда необходимо и разрабатывать в соответствии с целью и задачей ис­следования конкретные методики. А для этого надо иметь представ­ление о системе методов психологии и педагогики как таковой.

В настоящее время определились некоторые подходы к по­строению системы методов психологии и педагогики. Оз самом общем виде все методы исследования в науке обычно подразде­ляются по степени общности на три группы:

1. Всеобщий метод научного исследования - диалектический. В этом система методов психологии и педагогики тождественна методологии и методам исследования. Диалектический метод -основа всех других методов исследования и имманентно присут­ствует в них.

2. Методы исследования, применяемые в психологии и педа­гогике и являющиеся общими для ряда наук. Эти методы часто называют общенаучными.

2 Павлов И.П. Полное собрание сочинений. - М., 1951. - Т.2. - С. 85.


3. Частные методы психологии и педагогики, присущие только этим наукам.

Подобная классификация методов находит большое призна­ние в научном мире, в том числе в психологии и педагогике.^/

Итак,\1степень общности (общее - особенное - единичное) выступает критерием для классификации научных методовлВ со­ответствии с законами формальной логики, этот критерий (фор­мально-логическое основание) и при обосновании системы мето­дов психологии и педагогики любой акт логического деления дол­жен производиться по одному формально-логическому основанию. [Рднако[ввиду того, что метод - это способ достижения определен­ных результатов в познании и практике и что он всегда содержит две органически связанные стороны - объективную и субъектив­ную, при классификации выделяют еще эмпирические и теорети­ческие методы. Данное деление соответствует этапам любого ис­следования. И

-В психологии и педагогике деление методов исследования на эмпирические и теоретические весьма условнауДело в том, что в методической системе психологии и педагогики общенаучные ло­гические методы исследования (анализ и синтез, индукция и де­дукция, сравнение, классификация и др.) органически вплетаются в метод беседы, эксперимента, анализа результатов деятельности и другие традиционные методы этих наук. Во многих учебниках по психологии и педагогике логические методы исследования даже не рассматриваются, и лишь в монографиях, учебниках и учебных по­собиях последнего времени стало акцентироваться внимание на необходимости осмысленного применения общенаучных теорети­ческих методов в психолого-педагогических исследованиях. Это и понятно: логическая культура исследования значительно повы­шает его результативность. Данный факт особенно заметен в пе­риод, когда в современной психологии и педагогике применяются сложные методы исследования, используется многофакторный ана­лиз, методы аналогии, формализации, моделирования и др. В силу того, что рассматриваемые логические способы мышления являются как бы составной частью традиционных психолого-педагогических методов, весьма условным будет и отнесение многих из этих тра­диционных методов к группе эмпирических. На практике они значительно выше эмпирических констатации, простого выявле­ния тех или иных психолого-педагогических фактов, так как включают в себя момент теоретического анализа. И все же услов­но можно выделить группу эмпирических, практических методов психолого-педагогического исследования. Эта условность позво-


ляет глубже разобраться в сути системы методов, повысить куль­туру исследовательского труда.

Психолого-педагогические явления и процессы возможно по­знать по существу и по форме только при условии, что будет ис­следовано их современное состояние и предшествующее разви­тие, общие и особенные признаки в конкретно-исторических ус­ловиях. В этой связи, наряду с эмпирическими и теоретическими методами большую роль в психолого-педагогическом исследова­нии играют сравнительно-исторические методы: генетический, исторический и сравнительный. Такова классификация методов психолого-педагогического исследования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: