современных словарях метод обычно определяется как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности^
Совокупность применяемых методов исследования, а также порядок и правила их применения представляют собой методику конкретного исследования. Поэтому, прежде чем говорить о методике, необходимо проанализировать систему методов психологии и педагогики.
Роль методов в развитии науки огромна. И.П. Павлов говорил: «Метод - самая первая основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных»2. Можно утверждать, что развитие психологии и педагогики как наук непосредственно зависит от их методической оснащенности. Поэтому каждый исследователь, ищущий практик должен представлять реальные методические возможности науки, уметь выбирать, а когда необходимо и разрабатывать в соответствии с целью и задачей исследования конкретные методики. А для этого надо иметь представление о системе методов психологии и педагогики как таковой.
В настоящее время определились некоторые подходы к построению системы методов психологии и педагогики. Оз самом общем виде все методы исследования в науке обычно подразделяются по степени общности на три группы:
1. Всеобщий метод научного исследования - диалектический. В этом система методов психологии и педагогики тождественна методологии и методам исследования. Диалектический метод -основа всех других методов исследования и имманентно присутствует в них.
|
2. Методы исследования, применяемые в психологии и педагогике и являющиеся общими для ряда наук. Эти методы часто называют общенаучными.
2 Павлов И.П. Полное собрание сочинений. - М., 1951. - Т.2. - С. 85.
3. Частные методы психологии и педагогики, присущие только этим наукам.
Подобная классификация методов находит большое признание в научном мире, в том числе в психологии и педагогике.^/
Итак,\1степень общности (общее - особенное - единичное) выступает критерием для классификации научных методовлВ соответствии с законами формальной логики, этот критерий (формально-логическое основание) и при обосновании системы методов психологии и педагогики любой акт логического деления должен производиться по одному формально-логическому основанию. [Рднако[ввиду того, что метод - это способ достижения определенных результатов в познании и практике и что он всегда содержит две органически связанные стороны - объективную и субъективную, при классификации выделяют еще эмпирические и теоретические методы. Данное деление соответствует этапам любого исследования. И
-В психологии и педагогике деление методов исследования на эмпирические и теоретические весьма условнауДело в том, что в методической системе психологии и педагогики общенаучные логические методы исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, классификация и др.) органически вплетаются в метод беседы, эксперимента, анализа результатов деятельности и другие традиционные методы этих наук. Во многих учебниках по психологии и педагогике логические методы исследования даже не рассматриваются, и лишь в монографиях, учебниках и учебных пособиях последнего времени стало акцентироваться внимание на необходимости осмысленного применения общенаучных теоретических методов в психолого-педагогических исследованиях. Это и понятно: логическая культура исследования значительно повышает его результативность. Данный факт особенно заметен в период, когда в современной психологии и педагогике применяются сложные методы исследования, используется многофакторный анализ, методы аналогии, формализации, моделирования и др. В силу того, что рассматриваемые логические способы мышления являются как бы составной частью традиционных психолого-педагогических методов, весьма условным будет и отнесение многих из этих традиционных методов к группе эмпирических. На практике они значительно выше эмпирических констатации, простого выявления тех или иных психолого-педагогических фактов, так как включают в себя момент теоретического анализа. И все же условно можно выделить группу эмпирических, практических методов психолого-педагогического исследования. Эта условность позво-
|
ляет глубже разобраться в сути системы методов, повысить культуру исследовательского труда.
Психолого-педагогические явления и процессы возможно познать по существу и по форме только при условии, что будет исследовано их современное состояние и предшествующее развитие, общие и особенные признаки в конкретно-исторических условиях. В этой связи, наряду с эмпирическими и теоретическими методами большую роль в психолого-педагогическом исследовании играют сравнительно-исторические методы: генетический, исторический и сравнительный. Такова классификация методов психолого-педагогического исследования.