ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................................. 5
Глава 1. Методологические основы психолого-
педагогического исследования....................................................... 6
1.1. Диалектика как общая методология
научного исследования......................................................... 6
1.2. Методологическая проблематика
психолого-педагогического исследования......................... 18
Глава 2. Методы психолого-педагогического исследования.......... 24
2.1. Классификация методов в психологии
и.педагогике......................................................................... 24
2.2. Эмпирические методы психолого-педагогического исследования 26
2.3. Теоретические и математические
методы исследования.......................................................... 51
2.4.Сравнительно-исторические
методы психолого-педагогического исследования........... 65
Глава 3. Методика проведения психолого-педагогического
исследования и оценки его результатов........................................ 69
3.1. Методика организации и проведения психолого-педагогического исследования 69
3.2. Пути внедрения результатов исследования
в педагогическую практику................................................ 86
1<(02
УДК 159.9 ББК88.8в7
Д13
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор А.Ф. Калашников доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Ковешникова
Давыдов В. П., Образцов П.И., Уман А.И.
Д13 Методология и методика психолого-педагогического ис-
следования: Учеб. пособие. — М: Логос, 2006. - 128 с.
I8ВN 5-98704-088-4
Рассматриваются методология, современные методы и методика проведения в вузе психолого-педагогических исследований, обосновываются пути внедрения их результатов в педагогическую практику. Особое место уделяется вопросам психолого-педагогической культуры и мастерства исследователя, его научной добросовестности и этики.
|
Для студентов педагогических вузов, специалистов, работающих в области подготовки научно-педагогических кадров, аспирантов. Представляет интерес для преподавателей вузов, методистов, слушателей факультетов повышения квалификации, научных работников, выполняющих научно-исследовательскую работу различного квалификационного уровня.
ББК 88.8в7
790740
18ВЫ5-98704-088-4
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
БИБЛИОТЕКА
О Давыдов В. П., Образцов П.И.,
Уман А.И., 2005
© «Университетская книга», 2005
О «Логос», 2006
ВВЕДЕНИЕ
Успешное решение задачи подготовки будущих специалистов в российских вузах непосредственно зависит от научной практики, в том числе в психологии и педагогики как важнейших областях человековедения. Интенсивное накопление новых психолого-педагогических знаний должно быть осмыслено, подчинено потребностям государства, согласовано с разными науками, в соответствии с выводами которых решается поставленная задача. Ее решение невозможно без методологической оснащенности психолого-педагогической науки, развития исследований в этой области. Улучшение методологической и методической вооруженности исследователей повышает эффективность изысканий, делает их более конкретными и целеустремленными. Кроме того, психология и педагогика накопили в последнее время много удачных, оригинальных методических приемов и средств анализа научных фактов и психолого-педагогических явлений. Достижения современной психологии и педагогики позволяет значительно расширить методологическую и методическую базу, что требует теоретического обобщения.
|
В практике научной работы исследователя нередко встречаются трудности методического плана. Они связаны с определением темы научной работы, объекта, предмета, цели (научной задачи), гипотезы исследования, а также его научной новизны, теоретической и практической значимости. Так как наибольшая активность в исследовательской работе, несомненно, присуща аспирантам и соискателям ученых степеней, учебное пособие имеет цель прежде всего познакомить их с видами психолого-педагогических исследований, методологическими требованиями к определению основных компонентов диссертационных работ, методикой выполнения научного труда, правилами публикаций основных результатов исследования в научных изданиях. Наряду с этим пособие адресовано широкому кругу преподавателей и специалистов, работающих в области проведения психолого-педагогических исследований по совершенствованию образовательного процесса в высшей школе.
В приложениях учебного пособия приводятся методика проведения сравнительного педагогического эксперимента и методические рекомендации по организации и проведению научно-исследовательской работы. Их творческое использование в педагогической практике также может способствовать решению обозначенной задачи.
Глава 4. Психолого-педагогическая культура
и мастерство исследователя........................................................... 94
4.1. Профессионально-значимые личностные
качества педагога-исследователя....................................... 94
4.2. Научная добросовестность и этика
исследователя...................................................................... 97
4.3. Искусство общения и культура поведения
исследователя.................................................................... 102
Приложения................................................................................ 108
глава 1. методологические основы психолого-педагогического исследования