Методические рекомендации по структуре научно-исследовательской работы




Введение должно кратко характеризовать современное со­стояние научной проблемы (вопроса), которой посвящена работа, а также цель работы. Во введении следует сформулировать, в чем заключается новизна и актуальность описываемой работы, и обосновать по существу необходимость ее проведения.

Аналитический обзор (состояние вопроса) должен полно и систематизированно излагать состояние вопроса, которому по­священа данная работа. Предметом анализа в обзоре должны


быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению этих проблем, результаты предшествующих изысканий в вопро­се, которому посвящена научно-исследовательская работа, и в смежных вопросах (при необходимости), возможные пути реше­ния задачи.

Обоснование выбранного направления работы должно показы­вать преимущества выбранного направления научно-иссле­довательской работы по сравнению с другими возможными. В нем приводится оценка принятого направления исследования с научной точки зрения. Обоснование выбора и рабочая гипотеза должны опи­раться на рекомендации, содержащиеся в аналитическом обзоре, с учетом конкретных условий проведения научно-исследовательской работы. Обоснование выбранного направления работы не следует подменять обоснованием целесообразности (или необходимости) самой работы.

Описание методики, содержания и результатов работы. В этих разделах должно быть подробно и последовательно изложено со­держание выполненного исследования, описаны все промежуточ­ные и окончательные результаты, в том числе отрицательные ре­зультаты.

Использованные методики должны быть описаны достаточно подробно, с обоснованием их выбора (или разработки). Если в рабо­те применены общепринятые (общеизвестные) методы, их подробно описывать не следует. При этом даются ссылки на соответствующие источники информации или описания методов в приложении.

В части, посвященной описанию экспериментов, должна ука­зываться цель и излагаться программа экспериментов, их сущ­ность, оцениваться точность и достоверность полученных данных, сопоставляться с теоретическими данными; отсутствие такого со­поставления должно быть объяснено.

Эти разделы завершаются трактовкой полученных результатов и описанием их возможного применения.

Заключение (выводы и предположения) должно содержать оцен­ку результатов работы, в частности, с точки зрения их соответствия поставленным задачам. В нем намечают пути и цели дальнейшей работы или аргументируют целесообразность ее продолжения.

В заключении к отчету о научно-исследовательской работе не­обходимо указывать практическую, научную, социальную цен­ность результатов. В конце заключения следует указывать, чем за­вершена работа:

• получением научных данных о новых объектах, процессах, явлениях, закономерностях;


разработкой научных основ, новых методов и принципов исследования;

• составлением инструкций, руководящих материалов, реко­мендаций, методов, разработкой норм и правил, программ и т.д.;

• внедрением в практику вновь созданных или усовершенст­вованных продуктов разработок;

• получением прочих положительных результатов.

Если при завершении работы получены отрицательные ре­зультаты, это указывается в заключении.

В приложения следует включать вспомогательный материал, который при включении в основную часть диссертации загромо­ждает текст.

К вспомогательному материалу относятся: таблицы вспомогатель­ных цифровых данных; протоколы опытов; описания аппаратуры и приборов, примененных при проведении экспериментов; инструк­ции, методики; иллюстрации вспомогательного характера и т.п.

Завершив научно-исследовательскую работу, важно правильно ее оформить. Согласно правилам подготовки рукописей для публи­кации, рукопись должна содержать новые факты и/или новые их интерпретации, синтез или критику существующих точек зрения, теорий или данных, обосновывать новые гипотезы, теоретические, методологические или методические подходы. Она должна обла­дать концептуальной строгостью, обоснованностью фактов, подхо­дов и интерпретаций, ясностью и краткостью изложения. Рукопись должна быть логически построена - от постановки проблемы, цели исследования, изложения методических приемов, приведения не­обходимой аргументации до обоснования выводов работы.

Например, работа, содержащая экспериментальное исследо­вание, должна иметь следующую структуру.

Краткое введение в проблему, постановка задачи.

Методики должны быть изложены достаточно подробно (воз­можна ссылка к литературе для подробного описания) в следую­щем порядке: испытуемые (количество, пол, возраст), особенности испытуемых, отобранных для исследования (например, включен­ных в экспериментальную и контрольную группы), инструкции испытуемым, описание экспериментальной процедуры, использо­ванная аппаратура и ее существенные характеристики, регистри­руемые показатели, обработка и критерии валидности результатов. Необходимы ссылки на источники всех использованных методик.

Результаты должны быть изложены кратко и точно, по воз­можности в количественных терминах, без интерпретации. Коли­чественные данные должны учитывать пределы точности измере-


ния показателей, зависящие от способов регистрации и обработки. Рисунки и таблицы, представляющие экспериментальный матери­ал, не должны содержать ссылок на текст; в тексте должны быть содержательные ссылки на таблицы и рисунки. Следует приводить только необходимые ссылки на литературу. Работа завершается вы­водами или заключением.

В современных условиях предъявляются серьезные требования к содержанию и оформлению научно-исследовательской работы. Опыт показывает, что для подавляющего числа исследователей подготовка работы, удовлетворяющей всем требованиям, дело вполне посильное. Необходима только целеустремленность, устойчивость и учет с само­го начала всех требований, о которых говорилось в данном прило­жении. Кратко сформулируем в обобщенной форме методические рекомендации по подготовке научно-исследовательской работы:

1. Посвящайте исследование актуальной, интересующей вас научной задачи (проблеме).

2. Формулируйте название темы так, чтобы оно выражало ре­шаемую научную задачу (проблему), не начинайте название со сло­ва «исследование...», а также со слов «совершенствование...», за исключением тех случаев, когда речь идет о совершенствовании научно-методического аппарата и (или) методики исследования.

3. Обосновывайте актуальность не темы, а решаемой научной задачи.

4. Формулируйте научную задачу исследования в виде, характе­ризующем ожидаемые результаты, являющиеся вкладом в науку.

5. Заботьтесь о признании вашего приоритета в получении но­вых научных результатов исследования, стремитесь оперативно опубликовать возникшую новую научную идею и результат иссле­дования, если они обладают новизной.

6. Существенную часть работы посвятите обоснованию мето­дики исследования.

7. Стремитесь четко выделить среди новых научных результа­тов исследования те, которые являются вкладом в науку и те, ко­торые являются вкладом в практику. Акцентируйте внимание на новых научных результатах, являющихся вкладом в науку.

8. Новые научные результаты, представляющие собой вклад в практику, излагайте в плане иллюстраций значимости результа­тов, являющихся вкладом в науку.

9. Характеризуйте во введении к работе новизну результатов исследования не перечислением их наименований, а указанием конкретных элементов новизны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: