Итоговый тест по дисциплине «Психологии развития»
1. Психология развития как самостоятельная отрасль научного знания возникла:
а) в конце XVII в.
Б) в конце XIX — начале XX в.
в) в конце XVIII в.
г) в середине XX в.
2. Детская психология, возрастная психология, психология развития — это:
а) самостоятельные области научного знания
б) трансформация во времени одной области психологической науки
в) независимые друг от друга области научного знания
Г) самостоятельные, но тесно взаимосвязанные области научного знания
3. В России становление психологии развития связывают с именем:
а) А. Р. Лурии
б) А. Н. Леонтьева
в) Л. С. Выготского
г) Л. И. Божович
4. Предметом психологии развития и возрастной психологии является:
а) изучение основных закономерностей порождения и функционирования психической реальности
б) изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека в различные периоды жизни
в) законы психического развития ребенка
г) изучение закономерностей развития психики человека от рождения до старости, механизмов перехода от одной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание
5. Взаимодействие среды и генотипа определяет процессы:
а) созревания
б) научения
в) развития
г) социализации
6. Развитие — это:
а) количественные изменения в ходе совершенствования той или иной функции
б) процесс непосредственного, неконтролируемого сознанием усвоения каких-либо норм, способов поведения
в) процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта
г) закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях
7. Процесс развития обладает разными свойствами. Среди них:
а) необратимость
б) направленность
в) закономерность
Г) все перечисленное
8. Способность системы накапливать, надстраивать новые изменения над предыдущими есть:
а) направленность
6) соподчиненность
в) закономерность
Г) необратимость
9. Способность системы к единой, внутренне взаимосвязанной линии развития есть:
А) направленность
б) необратимость
в) закономерность
г) дискретность
10. Психосоциальная область развития — это изменения:
А) эмоциональной и личностной сфер
б) роста, веса, тела человека
в) способностей, познавательных процессов
г) всего перечисленного
11. Психофизическая область развития — это изменения:
а) эмоциональной и личностной сфер
б) роста, веса, тела человека
в) способностей, познавательных процессов
г) всего перечисленного
12. Когнитивная область развития — это изменения:
а) роста, веса, тела человека
б) эмоциональной и личностной сфер
В) способностей, познавательных процессов
г) всего перечисленного
13. Неравномерность, сенситивность, гетерохронность психики — это ее:
а) свойства
б) критерии
в) закономерности
г) виды
14. Сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы образуют группу методов:
а) эмпирических
б) интерпретационных
В) организационных
г) обработки данных
15. Наблюдение, эксперимент, тестирование образуют группу методов:
А) эмпирических
б) организационных
в) интерпретационных
г) обработки данных
16. Изучение развития одних и тех же детей на протяжении длительного времени — это метод:
А) близнецовый
б) лонгитюдный
в) комплексный
г) сравнительный
17. Изучение различных по возрасту групп детей — это метод:
а) близнецовый
б) лонгитюдный
в) комплексный
Г) сравнительный
18. Преднамеренное, целенаправленное, систематическое восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения — это:
а) эксперимент
б) тестирование
В) наблюдение
г) анкетирование
19. Задача установления наличия или отсутствия изучаемого явления, измерения его количественных характеристик решается в психологической науке методом:
А) констатирующего эксперимента
б) формирующего эксперимента
в) наблюдения
г) близнецов
20. Задача построения процесса с заданными свойствами решается в психологической науке методом:
а) констатирующего эксперимента
Б) формирующего эксперимента
в) наблюдения
г) близнецов
21. В качестве факторов развития психики в психологии рассматривают:
а) природные задатки
б) социальную среду
в) активность самой личности
Г) все перечисленное
22. Движущей силой развития в эндогенном (биогенетическом) направлении является:
а) активность самой личности
б) взаимодействие среды и наследственности
В) наследственность
г) среда
23. Нормативный подход к исследованию детского развития был заложен:
А) А. Гезеллом
б) Л. С. Выготским
в) 3. Фрейдом
г) С. Холлом
24. Движущая сила развития в экзогенном направлении (бихевиоризм):
а) активность самой личности
б) наследственность
в) взаимодействие среды и наследственности
г) среда
25. Идея о том, что развитие есть результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни, высказал:
а) 3. Фрейд
Б) В. Штерн
в) С. Холл
г) А. Гезелл
26. Термин «эго-идентичность» ввел в науку:
а) Л. С. Выготский
б) Ж. Пиаже
в) 3. Фрейд
Г) Э. Эриксон
27. Установите автора понятия схема действия:
А) Ж. Пиаже
б) Э. Эриксон
в) 3. Фрейд
г) А.Гезелл
28. Главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т.е. совместной со взрослыми и опосредованной знаками) деятельности. Это вывод теории:
а) культурно-исторической
б) бихевиоризма
в) психоаналитической
г) биогенетической
29. Основу теоретической концепции 3. Фрейда составляет открытие: