Задания для самостоятельной работы. 1. Составьте список необходимых нормативных (ортологических) словарей русского языка




1. Составьте список необходимых нормативных (ортологических) словарей русского языка, дайте им краткую характеристику. Обратите внимание на структуру словарной статьи и систему помет, используемых в ней.

2. Подберите свои примеры употребления молодежных и профессиональных жаргонных слов. В каких текстах они встречаются? Когда их употребление действительно эстетически оправданно? Ответ аргументируйте.

3.Разделите приведенные ниже выражения на четыре группы: корпоративно-жаргонные, общепросторечные, сельские диалектные, разговорно-литературные. Тезисно перечислите характерные черты каждого из этих типов лексики.

1. Что сегодня по телику?

2. Дай тридцатку до завтра.

3. Мне стремно с ним разговаривать.

4. Положь сумку на заднее сиденье.

5. Видюха сдохла.

6. Эта маза не катит.

7. Дайте три курасана.

8. Отксерь мне несколько листочков.

9. В ихнем дворе сделали новую детскую площадку.

10. Зима здесь шибко лютая.

11. Ехай уже в свою Москву.

12. Надысь Ваньку в армию провожали.

13. Утром они все повылазили из палаток.

14. Инет лагает и тормозит.

15. Потерялась поросюха, и не знают, куды девалася.

4. Наблюдали ли вы случаи регионального варьирования городского лексикона? Например, как вы говорите: Взять номерок или талон к врачу? Купите куру и гречу или курицу и гречку? Как называют в вашей родной местности 1) комнату, которая обычно больше других, в которой принимают гостей, где стоит мягкая мебель и телевизор; 2) игру, в которой один водящий должен догнать других играющих и дотронуться до них, после чего тот, кого догнали, становится водящим (а как называют водящего?); 3) предмет, которым стирают с бумаги написанное простым карандашом; 4) ёмкость из пластика, в которую складывают покупки; 5) пригородный поезд?

5. Сравните свои ответы с ответами однокурсников, живших в других регионах, а также с данными словаря «Языки русских городов» на сайте «Городские диалекты». [https://www.lingvo.ru/goroda/dictionary.asp/]. Какие региональные варианты для обозначения одноподъездного высотного дома там упоминаются? Какое слово используется в вашем городе?

6. Прочитайте текст, определите, к какой форме национального языка он принадлежит и в какую жанровую форму заключен. Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на следующие показатели: (1) сфера общения, (2) предназначение текста (предполагаемые автор и адресат, их социальная характеристика; цель автора, тематика текста), (3) общие специфические черты текста, его внеязыковые особенности; (4) комплекс языковых средств, обусловленный внеязыковыми факторами. Придайте тексту письменную форму. Какую редакторскую правку вам пришлось сделать, почему?

 

– В общем / мы поднимаемся на второй этаж / там вообще самый прикол начался / мы поднимаемся на второй этаж / мы только достали фотоаппарат / чтоб сфоткаться / а знаешь / второй этаж / там какая-то лепнина / там какие-то вазы / там / статуэтки / женщины / какие-то / держащие виноград... Там какой-то телик стоял / тридцатых годов / такой / знаешь / прям / гроб просто.

– Слушай / а что / в тридцатых годах были телики?

– Ну или когда там / в сороковых / в пятидесятых годах / я не знаю / знаешь / такой огромный телик / наверное... ну / сколько... метра два / на метра два и на метр. [Cмех] Ну / реальный телевизор / шипит / скрипит / еле показывает / но показывает! / Вот / и по нему там что-то ректор нам рассказывал / в общем / встали / там шипело-хрипело / тихий звук был / мы забили на это дело / мы только достаем фотоаппарат / чтобы сфотографироваться на фоне этого коридора / шикарного / с вазами / с женщинами / коврами там / колоннами / как из-за колонны / ну из какой-то там / вылазит наш ректор / и знаешь / за ним идет такой хвост профессоров каких-то. Так вот / идут они / ля-ля-ля / ля-ля-ля / мы такие смотрим / ректор / ректор / не ректор / ректор / не ректор / непонятно / вот. Тут мне все такие говорят / Лера / типа ты как самая умная / как самая такая / бодрая / ну / не бодрая / а как там...

– Бойкая?

– Бойкая / да. Она такая / ну иди / попроси с ним сфоткаться!.. (Текст взят с сайта www.ruscorpora.ru).

 

7. Заполните таблицу и ответьте на вопрос, в чем сходство и отличие территориальных, социальных диалектов и просторечия?

Примечание. В столбце «Языковые особенности» необходимо не только назвать лингвистические признаки подъязыков, но и привести иллюстративные примеры.

 

  Сфера употребления; форма существования Другие неязыковые особенности Языковые особенности (фонетические, грамматические (если они есть); лексические)
Сельские диалекты      
Городские диалекты      
Жаргоны: 1) социальные; 2) профессиональные      
Сленг      
Просторечие: 1) социальное 2) функциональное (экспрессивное)      
Литературный язык      

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: