1. Составьте список необходимых нормативных (ортологических) словарей русского языка, дайте им краткую характеристику. Обратите внимание на структуру словарной статьи и систему помет, используемых в ней.
2. Подберите свои примеры употребления молодежных и профессиональных жаргонных слов. В каких текстах они встречаются? Когда их употребление действительно эстетически оправданно? Ответ аргументируйте.
3.Разделите приведенные ниже выражения на четыре группы: корпоративно-жаргонные, общепросторечные, сельские диалектные, разговорно-литературные. Тезисно перечислите характерные черты каждого из этих типов лексики.
1. Что сегодня по телику?
2. Дай тридцатку до завтра.
3. Мне стремно с ним разговаривать.
4. Положь сумку на заднее сиденье.
5. Видюха сдохла.
6. Эта маза не катит.
7. Дайте три курасана.
8. Отксерь мне несколько листочков.
9. В ихнем дворе сделали новую детскую площадку.
10. Зима здесь шибко лютая.
11. Ехай уже в свою Москву.
12. Надысь Ваньку в армию провожали.
13. Утром они все повылазили из палаток.
14. Инет лагает и тормозит.
15. Потерялась поросюха, и не знают, куды девалася.
4. Наблюдали ли вы случаи регионального варьирования городского лексикона? Например, как вы говорите: Взять номерок или талон к врачу? Купите куру и гречу или курицу и гречку? Как называют в вашей родной местности 1) комнату, которая обычно больше других, в которой принимают гостей, где стоит мягкая мебель и телевизор; 2) игру, в которой один водящий должен догнать других играющих и дотронуться до них, после чего тот, кого догнали, становится водящим (а как называют водящего?); 3) предмет, которым стирают с бумаги написанное простым карандашом; 4) ёмкость из пластика, в которую складывают покупки; 5) пригородный поезд?
5. Сравните свои ответы с ответами однокурсников, живших в других регионах, а также с данными словаря «Языки русских городов» на сайте «Городские диалекты». [https://www.lingvo.ru/goroda/dictionary.asp/]. Какие региональные варианты для обозначения одноподъездного высотного дома там упоминаются? Какое слово используется в вашем городе?
6. Прочитайте текст, определите, к какой форме национального языка он принадлежит и в какую жанровую форму заключен. Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на следующие показатели: (1) сфера общения, (2) предназначение текста (предполагаемые автор и адресат, их социальная характеристика; цель автора, тематика текста), (3) общие специфические черты текста, его внеязыковые особенности; (4) комплекс языковых средств, обусловленный внеязыковыми факторами. Придайте тексту письменную форму. Какую редакторскую правку вам пришлось сделать, почему?
– В общем / мы поднимаемся на второй этаж / там вообще самый прикол начался / мы поднимаемся на второй этаж / мы только достали фотоаппарат / чтоб сфоткаться / а знаешь / второй этаж / там какая-то лепнина / там какие-то вазы / там / статуэтки / женщины / какие-то / держащие виноград... Там какой-то телик стоял / тридцатых годов / такой / знаешь / прям / гроб просто.
– Слушай / а что / в тридцатых годах были телики?
– Ну или когда там / в сороковых / в пятидесятых годах / я не знаю / знаешь / такой огромный телик / наверное... ну / сколько... метра два / на метра два и на метр. [Cмех] Ну / реальный телевизор / шипит / скрипит / еле показывает / но показывает! / Вот / и по нему там что-то ректор нам рассказывал / в общем / встали / там шипело-хрипело / тихий звук был / мы забили на это дело / мы только достаем фотоаппарат / чтобы сфотографироваться на фоне этого коридора / шикарного / с вазами / с женщинами / коврами там / колоннами / как из-за колонны / ну из какой-то там / вылазит наш ректор / и знаешь / за ним идет такой хвост профессоров каких-то. Так вот / идут они / ля-ля-ля / ля-ля-ля / мы такие смотрим / ректор / ректор / не ректор / ректор / не ректор / непонятно / вот. Тут мне все такие говорят / Лера / типа ты как самая умная / как самая такая / бодрая / ну / не бодрая / а как там...
– Бойкая?
– Бойкая / да. Она такая / ну иди / попроси с ним сфоткаться!.. (Текст взят с сайта www.ruscorpora.ru).
7. Заполните таблицу и ответьте на вопрос, в чем сходство и отличие территориальных, социальных диалектов и просторечия?
Примечание. В столбце «Языковые особенности» необходимо не только назвать лингвистические признаки подъязыков, но и привести иллюстративные примеры.
Сфера употребления; форма существования | Другие неязыковые особенности | Языковые особенности (фонетические, грамматические (если они есть); лексические) | |
Сельские диалекты | |||
Городские диалекты | |||
Жаргоны: 1) социальные; 2) профессиональные | |||
Сленг | |||
Просторечие: 1) социальное 2) функциональное (экспрессивное) | |||
Литературный язык |