Практическое занятие № 3—4. Рекомендуемая литература




1. Нарушения каких законов логики стали причиной логических ошибок в следующих предложениях? Отредактируйте предложения.

1. Антагонистами Базарова в романе представлены Кирсановы и Аркадий. 2. В поэме Некрасова Григорий Добросклонов – образ «новых людей». 3. Мне нравится образ Татьяны Лариной, хотя она не мой идеал, но я хочу быть похожа на нее. 3. На формирование человеческого характера влияет окружающая среда. Татьяна выросла в той же среде, что и Ольга, а разница между ними огромная. 4. Катерина была предана церкви. Это свидетельствует из того, что, полюбив Бориса, она боится, чтобы ее не убило громом. 5. О Гаеве говорят, что он все свое состояние «на леденцах проел». Для каждого поколения с вишневым садом связаны разные переживания. 6. По результатам соревнования по бегу самых высоких показателей добился Григорий Иванов. Не менее высокие результаты оказались у спортсменов из другой школы. 7. Все студенты сдали контрольную работу вовремя, а Иванов не написал её и не сдал преподавателю. 8. Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий предложение и знаки препинания. 9. Хотя Соня Мармеладова является лишь героем романа, но ее судьба – это призыв быть мужественным.

2. Устраните речевые штампы, канцеляризмы, универсальные слова, редактируя следующие предложения.

1. С помощью всех вышеуказанных средств мятущаяся душа Рудина показана Тургеневым в одноименном романе довольно доходчиво для читающей публики. 2. Студентка К. добросовестно изучила известную литературу о Ломоносове и написала содержательную работу, заслуживающую оценки «отлично». 3. Многие ученики старших классов охвачены кружками художественной самодеятельности. 4. Буквально за несколько месяцев вырос новый поселок. 5. Лекция была заслушана с огромным вниманием.

3. Перед вами бытующие в северодвинском узусе языковые варианты. Оцените их с помощью «запретительных» и «отрицательных» помет: (1) «грубо неправ.», «вульг.», «неправ.», «не рек.», «доп.»; 2) «прост.», «жаргон.», «регион.», «разг.»). Проверьте, не соответствуют ли эти варианты вашему личному узусу, не распространены ли они в вашем окружении? Приведите правильные варианты данных языковых единиц.

В Квáртале воду отклю¢чат; пусть он заплóтит; побреться / не успел сегодня; дворничúхой в ЖЭК устроилась; вы ножницáми-то / расстригайте!; кран текёт / слесаря не сделали ничего; ходатáйство / опять не оформил; это Миша звóнит / хочу прийти попроведать вас; думаю / к субботе в аккурат выздоровею; стерú с доски!; éсти хочешь?; туфлéй у ей и так много; пробейте еще кило яблочек; на пятом килóметре [ капэпэ ] раньше был; смогёшь завтра в шесть?; страховщúца [ сёдня ] придет; потом надо было с Архангельска / на дежурке ехать; ты чó / не понял? [ щас ] поймешь!;[с коко ] время?; ты [ тóко ] не опоздай/ смотри; лекарство принимается вовнутрь; не махай у меня перед лицом; раздели напополам; едьте направо; а я и не дерзю.

 


 

Практическое занятие № 3—4

Тема. Акцентные и произносительные нормы

 

План

1. Разговорная речь как особая функциональная разновидность литературного языка.

2. Коммуникативные особенности разговорной речи:

1) прямая обращенность к адресату, учитывающая его личностные и коммуникативные характеристики;

2) непосредственная обратная связь;

3) спонтанность и непринужденность, обусловленные непосредственным характером общения;

4) включенность широкого диапазона паралингвистических средств, опора на фоновые знания и ситуативный контекст;

5) эмоциональная окрашенность.

3. Формы существования литературной речи (регистры, стили): книжная (высокая), нейтральная и разговорная (сниженная).

4. Понятие о неполном (разговорном, аллегровом) и полном стиле произнесения речи.

5. Орфоэпия и орфоэпическая норма. Социальный характер орфоэпической нормы.

6. Динамичность и вариативность современной орфоэпической нормы.

7. Императивная и диспозитивная (восполняющая) орфоэпическая норма.

8. Консервативность и ретроспективность орфоэпической нормы

9. Характеристика русского словесного ударения, его функции.

10. Понятие акцентной нормы.

11. Нормативные орфоэпические словари; трудности фиксации орфоэпической нормы.

Рекомендуемая литература

Основная

Боженкова Р.К., Боженкова В.М., Шаклеин В.М. Русский язык и культура речи. М., 2011. С. 253–263.

Культура русской речи: учебник / отв. ред. Л.К. Граудина и Е.Н. Ширяев. М., 2009. Глава 1.

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В.И. Максимова. М., 2004. Глава 9. §1–2.

Дополнительная

Мыркин В.Я. Языковая норма: узус и кодификация. Учебное пособие. Архангельск, 2002.

Пожарицкая С.К. О возможности словарного описания разговорной речи // Русский язык в научном освещении. 2009. № 2 (18). С. 219–225.

Пожарицкая С.К. Норма в орфографии, орфоэпии и разговорной речи // Русский язык и проблемы современного образования: сб. научных статей / сост. и отв. ред. Р.В. Попов. Архангельск, 2012. С. 308–320.

Попов Р.В. Культура звучащей речи: методические рекомендации. Архангельск. 2006.

Словари

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка / под ред. М.А. Штудинера. М., 2000.

Введенская Л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. М., 2004.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. СПб., 2003.

Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. М., 1997.

Краткий словарь трудностей русского языка: грамматические формы: ударение / Н.А. Еськова. М., 2005.

Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р.И. Аванесова. М., 1997 (и последующие издания).

Скворцов Л.И. Культура русской речи: словарь-справочник. М., 1995.

Словарь правильной русской речи / Н.В. Соловьев. М., 2004.

Вопросы и задания

(практическое занятие №3)

1. Дайте определение разговорной речи. При каких условиях она реализуется?

2. При каких условиях разговорная речь оформляется полным стилем произнесения? Чем полный стиль произнесения отличается от неполного? Какой стиль произнесения – полный или неполный – является базовым в речевой практике. Почему? В чем проявляется отличие нормы разговорной речи от письменной?

3. Определите предмет орфоэпии. Дайте характеристику орфоэпической норме. Как соотносятся в орфоэпии понятия узуса и нормы?

4. В чем заключается трудность кодификации орфоэпических вариантов?

5. Какие вы знаете орфоэпические словари, кодифицирующие норму? Приведите систему помет, действующую в данных словарях. Объясните, как надо понимать (правильно читать) ту или иную помету (например, «доп.» или «разг.», «не рек.», «устар.», «нов.», «проф.» и др.). Для чего вообще нужны «запретительные» и «разрешительные» пометы?

6. Прочтите отрывок из беседы Соломона Волкова с Иосифом Бродским. О какой особенности орфоэпической нормы размышляет здесь поэт (фактически признавая ее существование)?

Бродский: Человека, там выросшего или, по крайней мере, проведшего там свою молодость, – его с другими людьми, как мне кажется, трудно спутать. То есть для начала нас трудно спутать, скажем, с москвичами уже хотя бы по той причине, что мы говорим по-русски иначе, да? Мы произносим «что», а не «што». Хотя можем и «што» произнести…

Волков: И не поморщиться…

Бродский: Да, не поморщиться, и даже испытать от этого некоторое удовольствие. Но при этом, произнося «што», в подкорке мы помним, что нужно-то сказать «что». Вот такой примерно расклад». (С. Волков. Диалоги с Иосифом Бродским)

Ср. также точную рифму у Бродского: Жизнь возникла как привычка / раньше куры и яичка. Вероятно, от употребления кура и яичко москвичи тоже бы поморщились.

7. Сравните два противоположных мнения. Какое из них вы принимаете? Почему?

«Чем вызваны бесконечные «доп.» (допустимо) в орфоэпических словарях-справочниках 90-х годов и более поздних? Послабление нормы делает твою речь автоматически правильной? По нашему убеждению, достоинством нормы является абсолютный консерватизм, норма дана нам на долгие годы, ее не перешивают, не перекраивают»? (В.К. Харченко).

«Самая трудная задача в деле создания орфоэпических рекомендаций – это своевременное признание тех новых вариантов, которые идут на смену старым. Думается, что в этом случае лучше даже «забежать вперед», чем опоздать. Это не значит, что надо торопиться запретить старую форму и рекомендовать; просто новые формы не следует игнорировать, и нормативные словарные пометы для них должны быть более мягкими, нейтральными; справедливость запретов должна быть очевидна по крайней мере для представителей образованного городского населения» (С.К. Пожарицкая).

8. Определите место ударения в следующих малоупотребительных словах и запомните его.

Памятуя, сторицей, девичник, невесть (откуда), посуроветь, оберег, роженица, изыск, (малая) толика, катарсис, мизерный, ракурс.

9. Определите тип языковой нормы (орфоэпическая, лексическая, морфологическая, синтаксическая) и дайте характеристику вариантам (равноправные/ неравноправные (какие именно); стилистические, семантические, нормативно-хронологические):

1) [тэ]рмин – [т’э]рмин, [мэ]неджер – [м’э]неджер, [рэ]йтинг – [р’э]йтинг;

2) афера – афёра, опека – опёка, блеклый – блёклый;

3) ха́ос – хао́с («беспорядок»), во́лнам и волна́м, и́скристый и искри́стый;

4) бро́ня – броня́, и́рис – ири́с, на́голо – наголо́;

5) творо́г и тво́рог, о́тдал и отда́л, мизе́рный и ми́зерный;

6) директора – директоры, доктора – докторы, диспетчера – диспетчеры;

7) абрикос – абрикосов, апельсин – апельсинов, помидор – помидоров.

10. Из следующих произносительных вариантов выберите, на ваш взгляд, более правильный и объясните, чем вы руководствовались. Установите рекомендуемую словарями форму.

Сóришь – сорúшь, свекла – свёкла, премúровать – премировáть, шапо[ш]ный (разбор) – шапо[ч]ный, нáчала говорить – началá говорить, запáсный – запасно?й, [ш]то – [чо], [х] концу года – [к] концу года.

11. Расставьте ударения в словах. Проверьте себя по словарю. В подчеркнутых словах обратите внимание на сохранение или изменение места ударения в зависимости от изменения грамматической формы слова.

Агент, аналог, генезис, выборы, документ, договор, бюллетень, заговор, маркетинг, деньги, симметрия, процент, псевдоним, факсимиле, баллотировать, закупорить, инструктаж, копировать, звонить, маркировать, облегчить, порты, принудить, герб, премировать, уведомить, усугубить, формировать, эксперт.

12. Прочитайте вслух пары слов. Укажите, в каких случаях употребляется первый вариант и в каких второй. Какую функцию здесь выполняет ударение?

Хлóпок – хлопóк; óрган – оргáн; пáрить – парúть; пúщу – пищý; бéлка – белкá; сýшу – сушý; плáчу – плачý; пóтом – потóм.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: