Задания для самостоятельной работы. 1. Образуйте формы ед. числа ж




(практическое занятие №8)

1. Образуйте формы ед. числа ж. рода и мн. числа от следующих прилагательных: черепаший, патриарший, росомаший, княжий, монарший, лисий, охотничий, волчий, заячий, отчий, человечий, фазаний, крокодилий, орлий.

2. Образуйте простую форму сравнительной степени от следующих прилагательных: броский, веский, вязкий, едкий, ёмкий, жестокий, жуткий, звонкий, знобкий, зябкий, клейкий, короткий, краткий, липкий, ломкий, маркий, меткий, резкий, стойкий, терпкий, тряский, тугой, тяжкий, хваткий, хлёсткий, хлипкий, хрусткий, цепкий, шаткий, юркий; гадкий, гладкий, жидкий, сладкий.

3. Образуйте от следующих глаголов форму первого лица ед. числа; в случае затруднений пояснить причины либо отсутствия такой формы, либо неудобств, связанных с её использованием, и выразить соответствующее значение описательно или с помощью синонимов; назвать просторечные варианты: ощутить, мутить, бузить, дудеть, пылесосить, висеть, победить, убедить, очутиться, шкодить, дерзить, затмить, окрыситься, угнездиться, принудить, сбрендить, бутузить, контузить, чудить, весить, умилосердить, обезопасить, бдеть.

Укажите глаголы, которые свободно образуют форму первого лица ед. числа и, соответственно, не являются глаголами недостаточного спряжения.

4. К недостаточным глаголам специалисты относят и те глаголы, от которых нельзя образовать форму первого и второго лица как единственного, так и множественного числа по семантическим причинам: закипеть, усыхать, ржаветь и др. Имеет ли такое понимание недостаточных глаголов отношение к ортологии?

5. Образуйте от следующих глаголов форму третьего лица единственного числа настоящего времени: колыхать, крáпать, капать, кудахтать, махать, щипать, глодать, прыскать, икать, хромать, страдать, внимать, поднимать, чéрпать, мяукать, блистать, трепать, мурлыкать, метаться, плескаться, полоскать, рыскать, тыкаться, хлестать, хныкать, стонать, кликать, колебать, клеветать, алкать, курлыкать, жаждать.

6. Согласуйте сказуемое с подлежащим:

1. На совещании был… представлен… пятнадцать стран, причем большинство из посланцев являл…сь депутатами парламентов. 2. Большинство картин художников-передвижников, защищавших новое содержание и новые формы в живописи, был…воспринят… как протест против застоя в искусстве. 3. Ряд столов находил…сь/ся посередине большой комнаты. 4. Большинство работ В.Е. Евгеньева-Максимова посвящен… исследованию творчества Некрасова. 5. За месяц израсходован… тысяча рублей. 6. Большинство родителей, воспитателей детских садов, учителей и педагогов трат…т огромную часть своих усилий на то, чтобы вырастить «нормального ребенка». 7. В Италии ежегодно в среднем проход…т по 12 забастовок. 8. В заботах незаметно прошл… еще несколько дней. 9. Несколько выпускников нашего училища работа…т на часовом заводе. 10. До окончания школы остал…сь полтора года. 11. Три года после окончания института работал….инженер Петрова на заводе.

7. Синтаксические конструкции, в которых использован прием параллельного построения, представляют собой одно из самых ярких и выразительных языковых средств. Однако их использование требует осторожности: в противном случае может возникнуть незапланированный комический эффект. Так, пример неудачного использования приема синтаксического параллелизма * На Дунае стоит крепость, а на крепости стоит Ярославна напоминает логику известного «В огороде бузина, а в Киеве дядька ». Задание: проанализируйте приведенные ниже фразы из газет, выявите ошибки в их построении. Объясните суть каждой ошибки, попытайтесь понять ее причины. Предложите правильный вариант каждой фразы.

1. Празднества намечены с 23 мая по 3 июня. 2. Как правило, несколько сеансов психотерапии бывает достаточно, чтобы убедить пациента в гипертрофированной оценке обстоятельств. 3. Иными словами, по мнению недоброжелателей Ильи Клебанова, все реформирование сделано под него, с тем чтобы контролировать или руководить в будущем одним из военных холдингов. 4. Стал бы президентом Зюганов или Явлинский, я критиковал бы, иронизировал и ругал Зюганова и Явлинского. 5. Это чревато изоляцией страны, которую желает и подразумевает данная политическая группа.

8. Прочитайте. Найдите ошибки, двусмысленность в данных высказываниях. Исправьте.

1. Ихние вещи, евоный диск, ейная сумка, подарок для ней, впереди их, около её, позвал к ему. 2. Мимо их пронеслась машина. По поводу него уже много говорили. Сестра старше него. Мы работаем лучше неё. 3. Ему приходится объяснять самые элементарные вещи. Я застал его у себя дома. Преподаватель предоставил студенту возможность ознакомить со своим докладом слушателей. Он велел другу передать сестре свои извинения. Андрей предложил брату провести гостей в свою комнату. Учитель просил ученика обратить внимание на свои исправления. Сотрудники ОМОНа задержали подозреваемого в своей квартире. Девушка предложила ему почитать свои стихи.

9. Исправьте ошибки в использовании подчинительной связи.

1. Ответ по его заявлению был получен немедленно. 2. В нём росло убеждение о необходимости начать жить по-новому. 3. Скупка вещей от населения. 4. Докладчик настаивал о том, что приведённые им данные соответствуют действительности. 5. Прошу оплатить мне за проделанную работу. 6. К концу года комиссия должна будет отчитаться за проделанную работу. 7. Формирование групп среди детей можно наблюдать во время работы летней площадки. 8. Подобное бюрократическое решение тормозит развитию физкультурного движения. 9. И примеров этому будет более чем предостаточно. 10. Посещение Венгрии обойдется учителю от полторы до двух с половиной тысяч долларов. 11. Убедите деканов и других специалистов о том, что этот спецкурс необходим.

10. Выберите из данных в скобках форм сказуемого грамматически правильную.

1. Большинство (проголосовало – проголосовали) за предложение. 2. Большинство из группы (выполнило – выполнили) все задания. 3. Большинство замечаний (было учтено – были учтены). 4. Восемь человек (вошло – вошли) в дом. 5. В комнате (было – были) восемь окон. 6. (Прошло – прошли) три недели. 7. Все десять компьютеров (куплено – куплены) недавно. 8. Немало храбрецов когда-то (пыталось – пытались) добраться до этих мест. 9. Большинство, в особенности мужчины, (жаждало – жаждали) решительных действий и (готово было – готовы были) пойти на риск. 10. В первой половине 11 века ряд княжеств (отделяется – отделяются), и Киевское государство распадается.

11. Оцените высказывания с точки зрения соответствия нормам грамматики. Какие нормы нарушены? Исправьте допущенные ошибки.

1. Он был горяч, полный жизни. 2. Промокнутый до нитки, он добежал до дома. 3. Беседа с заведующим финансового отдела прошла успешно. 4. Жизнь героя была трудной, бедной и не радостна. 5. Герой жил у друзей, которые жили в деревне и которые были бедными. 6. Муж ещё не был в отпуску, хотя согласно графика должен был отдыхать ещё в июне. 7. Первой зарплаты ей едва хватило на пару туфлей. 8. Ряд наших школ будет бастовать. 9. Я купила три метра красивой тюли. 10. Самый крупнейший город в мире – Мехико. 11. В нашем общежитии живут двое вьетнамских девушек. 12. Брат ещё не пришёл со школы. 13. Все, кто хотят, по словам лидера ЛДПР, должны учиться. 14. Читатель просит объяснить о роли каталога. 15. Она пыталась найти слова, наиболее точно описавшие бы состояние её собеседника. 16. Стены лучше оклеивать бумажными обоями (моющие не пропускают воздух). 17. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом в войне. 18. Книга представляет из себя результат многолетних исследований автора.

12. Исправьте ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами.

1. Начинали с нехватки самого главного – гирь нужного веса … Собирая с миру по нитке, дело постепенно наладилось. Ребята поверили в собственные силы. 2. Читая роман, перед нами встает умный, жизнерадостный, волевой юноша. 3. Войдя в комнату Базарова, ей стало страшно. 4. Подъехав к дому Собакевича, лакей провел Чичикова в комнату своего хозяина. 5. Она громко вскрикнула, онемев от страха. 6. Вернувшись в Вену, Бетховен был тяжко болен. 7. Глядя на эти высотные здания, у меня закружилась голова. 8. Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили. 9. Посмотрев фильм, писатель стал еще ближе мне и дороже. 10. Перечисляя в конце пресс-конференции имена победителей, звучит оптимизм.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: