Задания для самостоятельной работы. 1. Перепишите, расставляя знаки препинания




(практическое занятие №10)

1. Перепишите, расставляя знаки препинания. Выделите грамматическую основу и укажите способы выражения подлежащего и сказуемого. Назовите условия постановки (или отсутствия) тире.

1. Язык не свод различных установившихся правил, а непрерывный процесс (Б. де Куртэне). 2. Простота есть необходимое условие прекрасного (Л. Толстой). 3. Незаконченное дело что конь о трёх подковах (посл.). 4. Не исправить ошибку значит совершить новую (посл.). 5. Москва ещё не вся Россия. 6. Эти строки не только вершины поэзии – в них всё волшебство русской речи (Паустовский). 7. Моя сестра тоже филолог. 8. Попытка не пытка. 9. Сказка воплощенная в поэтической форме мечта человека о прекрасном (Паустовский). 10. Какая прекрасная и благородная вещь труд! (Л. Толстой).

2. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены; определите, какими членами предложения они являются. Объясните наличие и отсутствие запятых в этих предложениях.

1. Весеннее солнце отражалось на стеклах машин и окнах многоэтажек и в глазах проходящих девушек. 2. Дождь перешёл в ливень всё набиравший силу и наконец хлынувший с небес мощным казалось неиссякаемым потоком. 3. На фиолетово-черном плотном бархатном занавесе мерцали серебряные звёзды. 4. Метели и вьюги стужа и охрипшие голоса актеров ничего не мешало продолжить съемки «Восхождения». 5. Дождь принимался гудеть широко и ровно и на дворе и в саду и в переулке и на пустыре. 6. Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную гладь и потопленный лес и Настёну.

3. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите, какие союзы соединяют однородные члены, а какие – сложносочиненные предложения. Составьте схемы предложений.

1. Начинало подмораживать и наши ноги беспрерывно разъезжались и скользили по обледеневшей земле (Шолохов). 2. Вдруг налетела буря с крупным и частым градом и проливным дождем и воздух превратился в белую водяную пыль (Аксаков). 3. Цвета терялись не было ни пыльной и бурой зелени травы ни пожелтелости и зелени сена ни неясной мутной голубизны речной воды, а лишь темное и светлое как бывает во мгле (Гроссман). 4. Солнце садилось в травы в туманы и росы и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива в кустах по сторонам полотна (Паустовский).

4. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях. Графически выделите пунктограммы.

1. Он быстро катился на лыжах по насту крепкому покрытому пушистым недавно выпавшим снегом. 2. Перед окном у нас был луг золотой от множества цветущих одуванчиков (Пришвин). 3. На плотах быстро проплыли еще (не)(до)деланные домики. 4. По берегам все чаще стали попадаться рыболовы молчаливые недвижные они склонились над своими удочками и одеревеневшие от ночной стужи не заметили даже прихода утра (Нагибин).

5. Объясните, почему в следующих предложениях выделен причастный оборот? Ведь он стоит впереди определяемого слова?

1. Гонимый сильным течением, плот ткнулся в берег (Песков). 2. Тут же, завернутые в мокрый прошлогодний мох, лежали большой сом и пара язей (Песков).

Поставите ли вы запятую в предложении Обманутый тишиной где-то в вышине заявляет о себе жаворонок?

6. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях. Определите, на какое правило пунктуации составлены/подобраны примеры. Объясните, почему нет запятых в некоторых предложениях.

1. Вот обе птицы встретились в воздухе и плавно махая огромными белыми крылами полетели вместе над морем. 2. Лось вышел из мелколесья на полянку и высоко подняв голову огляделся. Я сидел не шевелясь. Лось постоял секунду чутко прислушиваясь, а потом широко зашагал по краю полянки как-то странно покачивая головой будто собираясь что-то сбросить (Скребицкий). 3. Парень с девушкой обнявшись распевая песню (не)спеша уходили от берега все дальше и дальше. 4. Как ошпаренный выскочил я на лед и стуча зубами от холода помчался домой (Быков). 5. Разве мы спустя рукава работаем? Никто из нас не сидит сложа руки все что-то мастерят.

7. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Определите, к какому члену предложения относятся уточняющие и пояснительные слова, каковы особенности их грамматической структуры.

1. Окошко на этот раз было открыто и кассирша что-то сердито выговаривала пассажирам то есть людям страстно желающим стать пассажирами (Солоухин). 2. В (пол)километре от шоссе по другую сторону его виднелись среди деревьев соломе(н, нн)ые и тесовые крыши Нагибин). 3. Космический то есть самый точный прогноз не утешил до конца июня дожди и холод после холод без дождя. 4. Гребли они (по)маленьку (не)спеша с таким расчетом чтобы добраться до берега когда уже стемнеет.

8. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Лиза такая и была бесхитростная (Грекова). 2. Надежда Ивановна или по местному «Надька-рыжая» еще молода и красива. 3. Нынче в эту весеннюю сессию всем было из ряда вон тяжело (Грекова). 4. Блинов не менее озабоченный то и дело останавливался и подав ему знак приложив палец к губам напряженно прислушивался (В. Богомолов). 5. Когда-то очень давно на фронте я любил рассматривать трофейное оружие (Бондарев).

9. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Объясните употребление знаков.

1. Казалось будто кто-то долго бежал за весной догонял ее и наконец коснулся ее и она остановилась и задумалась (Пришвин). 2. Он считал помощь человеку таким же естественным делом как скажем приветствие (Паустовский). 3. Лошаденка его к истинному моему удивлению бежала очень недурно (Гоголь). 4. Хорошо поставить вопрос значит уже наполовину решить его. 5. Рассказ был отправлен в редакцию и кажется написал я его хорошо.

10. Перепишите, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки.

1. Караван груже(н, нн)ых лесом барж сбился перед плотиной у левого берега и окрашенный в желтую краску труженик(буксир) сердито пыхтя мотался между баржами и перетаскивал их в камеру шлюза. 2. Дочь училась дома и росла хорошо мальчик то(же) учился (не)дурно (Л. Толстой). 3. Вот откуда-то доносится отрывистый тревожный крик (не)уснувшей птицы или раздается неопределенный звук (Чехов). 4. Но как бы (н.)было зима кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи зима не уступала но один теплый денек пересилил наконец и потекли ручьи и запели птицы (Чехов). 5. Среди дня от жаркого ветра стало очень тепло и вечером на тяге определилась новая фаза весны почти одновременно зацвела ранняя ива и запел полным голосом певчий дрозд и заволновалась поверхность прудов от лягушек и наполнился вечерний воздух разнообразными голосами (Пришвин).

11. Расставьте опущенные знаки препинания, проанализируйте предложения, обращая внимание на средства связи частей.

1. На востоке из-за гор вытянулись два зеленых луча и это было так красиво! 2. Куда ни взглянешь везде зелено только кое-где чернеют бахчи да далеко на кладбище белеет полоса отцветающих яблонь (Чехов). 3. Сонный ночной ветер зашуршал в темноте по крыше и мне стало холодно но зато как приятно было снова вбежать в теплую избу и накрепко захлопнуть ее черную дверь (Бунин). 4. Прошли последние дожди ветер в один день пронес по небу поредевшие облака и к вечеру выглянули холодные чистые звезды (Сотников).

12. Расставьте знаки препинания, объясните пунктуацию при встрече двух союзов.

1. И хотя совсем не тянуло домой Ирена очень скоро оказалась у своего подъезда. 2. Но когда обнялись Вадимов задержал ее дольше чем можно было ожидать. 3. Пастухов знал (так)же что когда вывезет отцовский кабинет больше незачем приезжать сюда под кров своего детства (Федин). 4. И мне вдруг стало страшно от мысли что я потерял своих, что в такую пургу мне их не найти и что если даже и доберусь до леса трудно спастись одному без топора (Федосеев).

13. Расставьте отсутствующие знаки препинания в предложениях.

1. Прежде всего он зашел к портному, оделся с ног до головы и как ребенок стал осматривать себя беспрестанно (Гоголь). 2. Однако на последней ступеньке он остановился как вкопанный и посмотрел вверх. 3. Горы как пышные складки на богатой одежде земли (Горький). 4. Но увидав спокойные деловые лица судей присяжных принявших это известие как нечто вполне естественное она возмутилась и закричала (Л. Толстой). 5. Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу (Федин). 6. Вы опять как прежняя… (Федин). 7. Он с каждым днем гаснет как свечка (Паустовский). 8. У нее голова острижена как у мальчишки (Панова). 9. Брызги и волны были как в жизни (Федин).

14. Спишите предложения, объясните постановку знаков препинания. К каким видам сложных предложений близки данные бессоюзные сложные предложения?

1. Настя во время рассказа вспомнила у нее от вчерашнего дня остался нетронутый чугунок вареной картошки (Пришвин). 2. Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть // На свете мало говорят мне остается жить (Лермонтов). 3. Никак не выходит из головы эта пошлая фраза: «Хочешь жить умей вертеться». 5. Женщина откровенно рассматривала нас это меня раздражало. 6. Новый барин народится – старого долой (посл.) 7. Я проснулась и припомнила // Милый, нынче праздник твой (Ахматова).


[1] В докладе «Антошка, Антошка, пойдем садить картошку…», Или везде ли просторечие просторечно», прочитанном на II международной конференции «Культура русской речи» 4-6 октября 2010 г. (откуда взяты приведенные выше примеры), В.И. Беликов утверждает: «Ареал «широкого» использования глагола садить: Карелия, Архангельская обл., Респ. Коми, Вологодская обл., Кировская обл., Удмуртия, Пермский кр., Свердловская. и Челябинская области и далее на восток – всего 34 субъекта РФ. В соответствующих регионах говорить так – вполне нормально для тех, кого окружающие признают полноценными носителями литературного языка». При этом В.И. Беликов отмечает, что «садово-огородное» значение слова садить в словаре Ожегова ограничительных помет не имело, а в последнем словаре Шведовой (2007) просторечными признаны все значение глагола садить. Общий вывод, к которому приходит ученый, таков: «…помета простореч. в любом словаре не свидетельствует о просторечности соответствующей единицы на всем русскоязычном пространстве» (Беликов В.И.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: