Практическое занятие № 5—6




Тема. Лексико-фразеологические нормы

План

1. Понятие о лексической норме, ее особенностях, социальных и региональных вариантах нормы.

2. Понятие о лексических ошибках, их отличие от стилистических ошибок.

3. Типология лексических (и семантических) ошибок:

1) употребление слова без учета его семантики;

2) неправильный выбор слов:

- смешение паронимов;

- ненормативное употребление синонимов;

3) несовместимость слов друг с другом:

- нарушение лексической сочетаемости;

- искажение (контаминация) устойчивых сочетаний;

- соединение в одном словосочетании слов с контрастной экспрессивно-оценочной коннотацией;

- ненормативное объединение слов различной функциональной принадлежности;

- немотивированное употребление слов разной временной соотнесенности (анахронизмов);

4) речевая избыточность, плеоназм, тавтология;

5) речевая недостаточность;

6) употребление канцеляризмов и штампов;

7) неуместное использование агнонимов – непонятных и малознакомых слов;

8) ненормативное употребление актуализированных архаизмов и историзмов.

Рекомендуемая литература

Основная

Боженкова Р.К., Боженкова В.М., Шаклеин В.М. Русский язык и культура речи. М., 2011. С. 113–126.

Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Интенсивный курс русского языка. Почему так не говорят по-русски. М., 2009. Главы 1–2.

Розенталь Д.Э. Джанжакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1999 (и др. издания).

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В.И. Максимова М., 2004. Гл. 9. §§3–4.

Дополнительная

Беликов В.И. Литературная норма в лексике и ее словарная кодификация // Русский язык школе. 2011. №4. С. 79–84.

Беликов В.И. Сравнение Петербурга с Москвой и другие соображения по социальной лексикографии // Русский язык сегодня. Вып. 3. Проблемы русской лексикографии. М., 2004. С. 23–38.

Горбачевич К.С. Вариантность слова и языковая норма. На материале современного русского языка. Л., 2009.

Крысин Л.П. Современная норма и ее кодификация // Русский язык в школе. 2002. № 1.

Словари

Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб. 2009.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2006.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1987.

Словарь русского языка: В 4 т. М., 1981–1984.

Словарь синонимов / ред. А.П. Евгеньева. Л., 1970–1971 (и последующие издания).

Толковый словарь русского языка начала ХХI в.: актуальная лексика / под ред. Г.Н. Скляревской. М., 2006.

Толковый словарь русского языка: В 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1994.

Лексические трудности русского языка / сост. А.А. Семенюк, И.Л. Городецкая, М.А. Матюшина и др. М., 1994 (и последующие издания).

Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка М., 1984.

Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2008.

Большой толковый словарь правильной русской речи / Л. И. Скворцов. М., 2009.

 

Вопросы и задания

(практическое занятие №5)

1. В интервью пермской газете «Звезда» О. А. Чиркунов (тогда и.о. губернатора, сейчас губернатор Пермского края; канд. экономических наук, имеет три высших образования) говорит: Если человек не заплатил миллионные налоги, значит, он выдал много зарплатой или заработал много прибыли. И в том, и в другом случае получается, что человек много, много, много работал. И такого социально активного господина мы садим? Где логика?

Найдите отклонение от кодифицированной лексической нормы в этом высказывании. Как вы думаете, чем оно вызвано? И можно ли считать такое словоупотребление вариантом нормы?

Сравните с другими примерами:

1) Однако и к нам неоднократно поступали жалобы от пассажиров-льготников, которых ‹…› иногда просто не садили в «Газели», узнав, что человек имеет право на бесплатный проезд («Голос Череповца»).

2) Известно, что незадолго до удара стихии погонщик садил детей на спину слона, которому потом удалось благополучно спасти себя и своих маленьких «пассажиров» («Челябинский рабочий»).

3) Троллейбусы на отстое останутся на прежнем месте, но пассажиров садить будут на ныне существующей остановке автобусов на привокзальной площади («Четверг», Омск).

4) Три раза пассажиров этого рейса садили в самолет, столько же раз выводили обратно в аэропорт («АиФ» на Енисее, Красноярск)[1].

2. Классическим источником лексических ошибок является паронимия, т.е. наличие в языке таких пар слов, которые имеют некоторое сходство и в звучании, и в содержании, но различия в их семантике все же настолько велики, что употребление одного вместо другого искажает смысл всего высказывания. Найдите и исправьте ошибки в следующих примерах:

Он принужден был еще раз объяснить новый материал; безусловно, ваши лекции влияют на рост нашей культурности; командировочным пришлось ждать оформления документов; перед нами стал острый вопрос; на свидание она пришла в цветистом платье; а для меня главное – ее душевный мир.

3. Все слова разделите на две группы в зависимости от сочетаемости с паронимами масляный – масленый.

Бак, бумага, взгляд, глаза, голос, лампа, лицо, лужа, пейзаж, пленка, полотенце, пятно, речь, руки, слова, улыбка, картина, краска, слова.

4. В предложениях, взятых из выступлений российских политических деятелей и журналистов, укажите ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. Там было недоразумение, которое вылилось, к сожалению, к такому ужасному финалу. 2.... выдающегося русского художника, кисть которого передала все те места, где побывал Тургенев. 3. Это продиктовано желанием оседлать некоторые настроения в обществе. 4. Наш музей выполняет все те особенности, что и другие музеи. 5. Все остальные выставили глубокое сомнение, что он справится. 6. М. Хлебникова является красивым исключением из правила, которое только что было перечислено Алексеем Кортневым.

5. Объясните, в чем комичность фразеологизмов, употребленных в следующих высказываниях, прозвучавших в телепередачах.

1. Наша лебединая песня состоится года через три, когда мы представим (на авиасалоне) наш новый многоцелевой самолет. 2. Всё это и заставляет ГИБДД стучать во все колокола. 3. Она обладает всеми достоинствами, но напоминает рубашку-парня. 4. А в провинции у людей руки не отпустились. 5. Неизбыточная мечта о слове.

6. В данных предложениях найдите явления тавтологии и плеоназма. Устраните речевые недочёты.

1. Уровень доверия населения к местным банкам всегда был на высоком уровне. 2. В ходе работы нами не было рассмотрено ни одной аналогичной работы, хотя мы работали с отдельными статьями. 3. В нашей работе мы рассмотрели более 150 газет и 310 заголовков. Классифицируя заголовки, мы рассмотрели лишь немногие аспекты. Мы рассмотрели и определили влияние заглавия на человека. 4. Это побуждает работников библиотеки работать плодотворно. Работники нашей библиотеки работают добросовестно. 5. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес. 6. На природе мне впервые удалось отведать рыбной ухи. 7. После долгих прений депутаты пришли к согласованному консенсусу. 8. В операционной была чистейшая стерильность. 9. Необычный феномен привлёк всеобщее внимание. 10. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.

7. Оцените варианты употребления устойчивых выражений. Откорректируйте их неудачное преобразование, ошибочное употребление.

Благодаря войне, дешёвые цены, изъявить согласие, одержать успех, оказать вред, повысить кругозор, завершить обязательства, оказать впечатление, потерпеть потери, пользоваться умеючи, уделять значение, допустить неосведомлённость, предвещать погоду, не играть никакого значения, усилить потенциал, придерживаться того же отношения.

8. Найдите ошибки, связанные с речевой избыточностью, классифицируйте их, исправьте предложения.

1. Российская делегация предложила внести в проект следующие коррективы и поправки. 2. Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку. 3. Подул сильный ветер, но, тем не менее, однако дождь не прекратился. 4. Весь день за окнами шумел проливной ливень. 5. Я с вами целиком и полностью согласен. 6. За прошедший период времени работа на предприятии наладилась. 7. В мае месяце был принят закон. 8. Я отступил на шаг назад. 9. Гул нарастает все громче и громче. 10. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 11. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.

9. В этих предложениях (будьте внимательны: не во всех!) есть лексические ошибки, связанные или а) с употреблением модных (и оттого нежелательных) неологизмов; или б) с использованием газетных штампов. Найдите и исправьте ошибки.

1. В юбилейный же вечер в театре сыграли другой ленкомовский бестселлер последних лет – «Шут Балакирев» («Коммерсантъ»). 2. «Татьяна Михайловна, Ваши фильмы стали брендом советского времени, подобно космонавтике, хоккею и балету. – Раньше действительно было чем гордиться» («Экспресс»). 3. Виртуальный саммит в Москве: Арафат говорил с Бараком по телефону из Москвы, почему бы им теперь здесь не повидаться? («Известия»). 4. Журналисты гламурного тележурнала «История в деталях» любят своих героев, и те отвечают им взаимностью («Экспресс-газета»). 5. У семьи Делегодиных теперь головная боль – получить взамен утраченного хоть какое-то жилье или бороться за жилищные права дочери («Труд»). 6. Следить за тем, что происходит в горячих точках планеты, приходится каждый день (ТВ – «Россия»). 7. Близнецы охотно, как в конкурсах красоты, участвуют в экзотическом действе – подстригаются, одеваются так, чтобы подчеркнуть сходство (КП). 8. Появился новый игрок на арене – США, объявившие Кавказ зоной своих стратегических интересов (ТВ – «Культура», «Что делать?»). 9. Но его затраты на производство зависят от того, в какую сумму ему обходится электроэнергия. Положение изначально неравное («Известия»). 10. 21 декабря в московском «Доме музыки» пройдет торжественная инаугурация большого концертного органа (ТВ – «Культура»). 11. Вся интрига в том, что Кристину угораздило родиться в июле, во время знаменитого наводнения на Кубани («Труд »).

10. Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких – в результате незнания истинного значения слова.

Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидное-невероятное, большая или меньшая половина, облоко­титься спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, от­менный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.

11. Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме.

Патриот своей родины, экспонат выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, период времени, памятный сувенир, частная собственность, информационное сообщение, коллега по профессии, ведущий лидер, внутренний интерьер, необычный феномен, прогрессировать вперед, странный парадокс.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: