ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ




 

В туристских центрах в сезон проводятся целые циклы взаимоувязанных мероприятий гастрольно-зрелищной индустрии, выступления известных артистов, театральных коллективов, знаменитых певцов и музыкантов. Большое значение имеют фестивали искусств, например в небольшом местечке Восточной Финляндии, в г.Савонлинна, в старинной крепости проводится ежегодный оперный фестиваль продолжительностью два месяца. Эти оперные представления посещают тысячи туристов (до 57 тыс. человек в сезон). В Ницце, небольшом курортном и достаточно известном местечке на юге Франции, в августе проводится джазовый фестиваль на трех площадках, в котором принимает участие на протяжении трех дней более 100 музыкальных групп и 300 известных музыкантов. Большое количество туристов привлекают спортивные соревнования и первенства: автогонки, футбол, теннис, Игры Доброй Воли, Олимпийские игры и иные фестивали. В этом случае в состав услуг тур-пакета входит и билет на концерт или зрелищное мероприятия.

Развлекаясь, человек (или группа людей) удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масштабах различных социальных систем. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке. Индустрия развлечений ставит своей целью создание условий развлечения, то есть совокупности явлений, от наличия которых зависит процесс развлечения.

Психологи следующим образом объясняют механизм воздействия развлечений на духовный мир человека. Зарождение потребности в развлечении побуждает человека к физическому действию — нахождению развлечения и его «потреблению». Динамика потребностей сопровождается сменой эмоционального фона. Человек ищет предмет развлечения — и ощущает тоску, беспокойство. Человек встретился с предметом развлечения — его охватывает чувство радости. Пресыщению предметом развлечения соответствует эмоция успокоения. Мир эмоций остается пока недостаточно изученным, однако воздействие эмоций на психическую деятельность человека доказано.

Социальная направленность развития индустрии развлечений выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей при сложившихся предпосылках. Индустрия развлечений, решая многогранные задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, развития культуры человека), по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями часть своего свободного времени, человек восстанавливает себя и как трудовая единица.

Представление индустрии развлечений как сложной социально-экономической системы позволяет формулировать ее закономерности, оценивать типичные характеристики. При изучении структуры выявляются взаимные соотношения частей системы и связи с внешней средой. Выделять части системы можно по различным признакам, что приводит к рассмотрению множества структур: во времени, в пространстве, смешанных. Для правильной оценки последствий развития системы важна ее целесообразность.

В статистической практике отсутствует критерий выделения сферы деятельности, занятой развлечением людей. Связано такое положение, прежде всего, с недостаточной классификацией исходных видов деятельности. Следует отметить также чрезвычайно большое разнообразие предприятий, призванных создавать и организовывать условия развлечения. В традиционной классификации отраслей хозяйства соответствующие производства рассредоточены по многим отраслям, образуя в ряде случаев их неосновную, вспомогательную или побочную деятельность.

Долгое время изучению и удовлетворению духовных потребностей людей уделялось недостаточное внимание. Поэтому неразработанность вопросов экономики, организации, управления предприятиями, обеспечивающих процесс развлечений, связана с относительной «молодостью» индустрии развлечений. Остаются нерешенными вопросы о технологическом единстве составных частей такого предприятия, его инфраструктуре. Трудно сформировать совокупность организационно-экономических признаков, характерных предприятию индустрии развлечений.

Опыт развития индустрии развлечений в различных странах позволяет представить принципиальный состав ее самостоятельных единиц.

К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Такими единицами являются предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности — цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и т.п. Разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы радиовещания и телевидения и др.) также обеспечивают процессы развлечений. Развлечения присущи занятиям физической культуры (в искусственных водных бассейнах и на катках, в спортивных залах и клубах, манежах и пр.), а также посещениям спортивно-зрелищных предприятий. Приобщение к культурным ценностям (в библиотеках, музеях, на выставках, во всевозможных клубных учреждениях и т.п.) также сопровождается развлечением.

К сфере обслуживания населения развлечениями в мировой практике относятся также предприятия туризма, включая средства размещения туристов. Ряд предприятий, организаций, учреждений обеспечивает развлечения в форме своей неосновной деятельности. Помимо гостиниц, к ним относятся государственные зоны отдыха и исторические достопримечательности.

Отрасли промышленности, выпускающие соответствующее оборудование и инвентарь, также должны входить в состав индустрии развлечений.

Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые, трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала.

Изучение туристов в качестве потребителей конкретных результатов индустрии развлечений, безусловно, имеет важное значение. В широком плане радостные эмоции туриста могут быть связаны с любым моментом туристской поездки (например, передвижением к месту отдыха, фактом смены своего местоположения, самим отдыхом). Осуществляются и специальные виды деятельности, целенаправленно вызывающие соответствующие эмоции. Следует исходить из того, что понятие «турист» по отношению к конкретной личности является временным, преходящим. Закономерности потребления продукции индустрии развлечений должны быть изучены в сопоставлении со всем предыдущим образом жизни человека.

К основным характеристикам процесса развлечения следует отнести:

a добровольный выбор вида развлечений человеком;

a неограниченный перечень видов развлечений; предварительную подготовленность личности к потреблению развлечений;

a частую смену развлечений;

a комбинирование развлечений с другими занятиями (например, отдых плюс развлечение, спорт и развлечение, развлечение и обучение и пр.);

a периодичность потребления развлечения (приуроченных к жизненному циклу человека, годовому, недельному, суточному).

Целесообразно различать массовые развлечения и развлечения индивидуального порядка. Развлечения могут организовываться специально или возникать стихийно. Применительно к предлагаемому кругу развлечений следует анализировать его прогрессивность. От формирования перечня развлечений следует переходить к сравнению значимости различных развлечений, а далее — оценивать отдельные развлечения по их вкладу в развитие личности.

В России деятельность по организации развлечений развивалась на благотворительных началах. В начале 19 века в Петербурге создается общество, ставящее своей целью устройство народных развлечений. В праздничные дни в массовых развлечениях участвовало свыше 2 тыс. человек. Народные дома (к 1914г. их было 237) считаются первыми клубными учреждениями. Широкое распространение получили игры. К началу XX века в России сложилась сеть досуговых просветительских учреждений.

К 1991г. в СССР насчитывалось 134,6 тыс. клубных учреждений, 2471 музей, 747 профессиональных театров, 140,7 киноустановок. Сформировались тенденции развития индустрии развлечений. В расчете на 100 семей приходилось радиоприемных устройств — 96, телевизоров — 107, в том числе цветного изображения — 49, магнитофонов — 37, легковых автомобилей — 15. На долю услуг культуры приходилось 3,6%, туристско-экскурсионных 5,2% объема платных услуг.

Современная ситуация в России характеризуется разрушением индустрии развлечений, сформированной за последние десятилетия, и возникновением новых тенденций (табл. 1.1.).

Таблица 1.1. Динамика предприятий культуры, досуга в Российской Федерации

Виды предприятий 1990г. 1991г. 1992г. 1993г.
Клубные учреждения, тыс. 73,2 70,6 66,0 63,7
Музеи        
Профессиональные театры        
Национальные природные парки        

 

За три года число клубных учреждений сократилось на 13% и составило в городах 6,7, в сельской местности — 57 тыс. учреждений. Число музеев возросло на 12,4% с уменьшением числа посещений на 44,6%. Число профессиональных театров увеличилось на 14,9% при сокращении числа посещений на 24,6%. При сравнении трех групп театров (оперы и балета; драмы, комедии и музыкальных; детского и юного зрителя) наибольший прирост численности театров (16,7% происходил по группе театров драмы, комедии и музыкальных. Число национальных природных парков увеличилось более чем в 2 раза.

Анализ динамики продаж товаров рекреационного назначения по 8 позициям за 3 года свидетельствует о снижении Количества продаж по телевизорам — на 46,8; в том числе цветного изображения — на 51,8%, по радиоприемным устройствам — на 43,3%, по магнитофонам — на 46,0%, по легковым автомобилям — на 59,9%, по фотоаппаратам — на 49,4%. Уровень обеспеченности 100 семей предметами рекреационного назначения составил на начало 1994 года 115, 103, 62, 23, 37 штук соответственно телевизоров, радиоприемных устройств, магнитофонов, легковых автомобилей и фотоаппаратов. Обеспеченность населения анализируемыми предметами на протяжении длительного периода времени имела тенденцию только к повышению. За период 1990-1993гг. прирост обеспеченности составил: телевизорами — 26,%, радиоприемными устройствами — 12%, магнитофонами — 121,4%, легковыми автомобилями — 120%, фотоаппаратами — 12%.

К числу важнейших современных задач изучения индустрии развлечений относятся следующие.

1. Исходя из важного места развлечения в формировании личностных особенностей в изучении нуждаются закономерности и тенденции развития индустрии развлечений. Создание адекватных моделей индустрии развлечений будет способствовать более эффективному управлению соответствующими процессами, повышению действенности социальной политики. Развитие теории потребления, относящейся к развлечениям, направит последующие исследования в более целесообразное русло.

2. Индустрия развлечений ряда стран превращена в выгодную сферу вложения капитала с коротким периодом окупаемости. Развитая конкурентоспособная сеть предприятий обеспечивает человеку обширный добровольный выбор конкретной формы и способа развлечения. Однако коммерциализация развлечений увеличивает возможность изменения структуры развлечений в заданном направлении. При этом важно видеть разницу между подстройкой индустрии развлечений к потребностям человека, «мягким» управлением потребления и корыстным манипулированием сознанием людей вследствие предложения им означенного комплекса развлечений. Правовая, экономическая регламентация деятельности индустрии развлечений нуждается в особом подходе.

3. Современная жизнь характеризуется ускоренным ритмом, нагнетанием душевных стрессов, эмоциональной неуравновешенностью людей. Увеличивается риск заболеваний нервной системы, гиподинамией. Снятию нервного напряжения у человека, избавлению его от лишней энергии способствуют, наряду с другой досуговой деятельностью, развлечения. Уход от действительности, расслабление человека являются важными ценностными ориентациями индустрии развлечений. Деэнергетизация личности может правильно решаться на основе соответствующего уровня развития индустрии развлечений

4. Независимо от того, развлекается человек один или в компании, развлечение выступает индивидуальным благом. Кроме того, сегодня значительную часть развлечений человек получает дома, в узком кругу. В этой связи целенаправленное развитие индустрии развлечений должно быть «запрограммировано» на преодоление и компенсацию негативных последствий разобщенности людей.

5. Необходимо формирование современных представлений о механизме воздействия образов индустрии развлечений на человеческие убеждения. Недостаточный уровень изученности соответствующих проблем обусловлен радом трудностей, прежде всего многообразием воздействующих факторов и изменением их во времени, связью с духовным миром человека. Сказывается и определенная узость методических подходов к изучению последствий влияния развлечений на сопряженные изменения в социальной и вещественной среде. Необходимо выявлять и оценивать факторы, определяющие эффективность функционирования индустрии развлечений.

6. Спрос на деятельность индустрии развлечений, масштаб и особенности функционирования предприятий зависят от величины и форм использования свободного времени. На выбор человеком конкретного развлечения оказывают влияние многочисленные факторы. К их числу относятся увеличение доли свободного времени в общем бюджете времени населения, социально-групповые, демографические, поведенческие характеристики человека, образа его жизни, уровень развития индустрии развлечений. Важным фактором формирования развлекательной среды является доход населения. Необходимы измерение и оценка факторов, влияющих на развитие индустрии развлечений.

7. Управление развитием индустрии развлечений должно строиться на основе полной информации. Поэтому важное значение приобретает разработка методического инструментария изучения индустрии развлечений.

 

СБОР И АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О РАЗВИТИИ ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

 

Необходимость формирования системы показателей индустрии развлечений обусловлена особенностью показателя как научного понятия (отдельный показатель отражает только часть исследуемого) и сложностью объекта изучения. В зависимости от характера выделяемых целей можно формировать показатели, служащие описанию различных аспектов изучаемого (технического, экономического, социального).

Наукой выработаны методики регистрации экономических, технических явлений и процессов, сложились соответствующие методы анализа. Что касается социальных процессов, то правила сбора, обработки и применения соответствующей информации относительно менее разработаны. Социологическая информация об индустрии развлечений может характеризовать процесс организации и управления соответствующими предприятиями, влияния результатов и факторы развития предприятий индустрии развлечений.

При планировании социологического исследования важно разрешение двух групп проблем: программно-методологических и организационных.

К программно-методологическим вопросам плана проведения социологического исследования относятся установление цели, задач исследования, определение объекта и предмета, составление программы исследования. Единицы изучаемой совокупности обладают множеством свойств. Существенные из них (исходя из цели исследования) включаются в программу исследования. Однако только часть изучаемых свойств имеет количественное выражение. Более сложным для дальнейшего анализа представляются так называемые качественные признаки, не имеющие количественной меры (например, профессия, мнения, особенности поведения личности).

Обычно качественным признакам присваивается то или иное количественное выражение. Инструментом для таких действий выступает шкала — эталонная система характеристик изучаемого признака. Социологи чаще всего обращаются к номинальным, порядковым или интервальным шкалам. Номинальная шкала перечисляет характеристики объекта. Так, в вопросе, посвященном прогрессивным изменениям в театре, перечисляются возможные варианты этих изменений (улучшение условий труда, художественного руководства, социального климата и пр.). Порядковая шкала систематизирует (ранжирует) характеристики изучаемых признаков по мере их возрастания или убывания. Простейшая порядковая шкала имеет вид: да, нет, ответить затрудняюсь. Порядковая шкала наиболее распространена на практике. В интервальной шкале каждому ее делению присваиваются баллы. Это позволяет исчислять разности между характеристиками. Перечисленные, а также более сложные шкалы должны удовлетворять требованиям обоснованности, чувствительности, полноты.

Применение конкретных шкал, по сути дела, предопределяет круг дальнейших методов анализа собранной информации.

При разработке организационного плана исследования устанавливаются время, место и сроки, а также исполнители и материальная база проведения работ, способы сбора данных.

Наблюдение всех единиц исследуемого объекта (генеральной совокупности), то есть проведение его сплошного исследования, не всегда дает оптимальные результаты. Часто для этого нет ресурсов, либо такая работа бессмысленна либо не гарантируется точность итоговых оценок. Поэтому предпочтительны несплошные исследования совокупности: выборочные или монографические.

Первичную социологическую информацию о развитии индустрии развлечений можно собрать различными методами, прежде всего наблюдением, экспериментом, изучением документов, опросом.

При наблюдении социолог непосредственно воспринимает изучаемый объект. При этом он может невольно влиять на наблюдаемую ситуацию. Возрастает вероятность получения искаженных данных. Информация об оценках, мнениях человека вообще не выявляется. При эксперименте осуществляются управляющие воздействия на объект и замеряются последствия этих воздействий. Изучение документов как носителей информации об объекте возможно как традиционным методом, так и формализованным, когда текст документа стремятся выразить количественными показателями. Различные опросы (в письменной и устной форме) являются наиболее распространенными методами сбора информации. Здесь основное внимание должно быть уделено подготовке вопросника. Вопросы возможны как открытые (предполагается ответ в свободной форме), так и закрытые (с подсказкой, с вариантами ответов), полузакрытые. Для выявления существа исследуемого задают прямые и косвенные вопросы, основные и контрольные. От структуры анкеты, корректной формулировки вопросов зависит точность собираемых данных.

Анкетер не может дать гарантию, что все, ответившие на вопрос, поняли его одинаково, а также равно информированы о конкретной проблеме. Условность собранных данных усиливается при их обработке.

При анализе социологической информации важно два направления работ. Во-первых, необходимо описать полученные данные в общепринятой форме — для этого разрабатываются описательные методы статистики. Во-вторых, при переходе от выявленных фактов к обобщениям возникает круг специальных проблем, и развиваются методы, получившие наименование статистики выводов.

Наиболее полно описательная статистика применима для распределения количественных признаков или качественных признаков, но получивших количественную оценку. Имеются особые методы описания для качественных признаков.

Из различных описательных техник, наиболее часто используемых на практике, можно выделить построение рядов распределения, графиков, измерение показателей рядов распределения (прежде всего центральной тенденции и вариации признаков).

Ряды распределения характеризуют структуру исследуемой совокупности в отношении определенного признака. Примеры рядов распределения приведены в табл. 2, 3. В дискретном ряду распределения (табл. 2) графа 1 содержит конкретные значения признака, а графа 2 — количество повторений этих значений (частоты). Частоты ряда распределения могут выражаться также относительными величинами (долями, процентами к итогу). Сумма частот совпадает с объемом наблюдаемой совокупности. Из приведенных данных следует, что наибольшая группа (18 чел. или 49% опрошенных) посетили спортивные зрелища 2 раза в течение месяца, 9,1% — ни разу. В интервальном ряду распределения (табл. 3) значения признака в графе 1 указаны в интервалах. Так, оценку качества аттракциона от 10 до 15 баллов имеют 28,6%, до 5 баллов и свыше 15 баллов — по 26%, от 5 до 10 баллов — 19,4% опрошенных. В ряде случаев рассчитывают накопленные частоты, когда при переходе от одного значения признака к другому (или от одного интервала к другому) последовательно наращивается частота первой записи. Из данных табл. 2 следует, что оценку качества аттракциона до 10 баллов включительно дают 35 чел., или 45,4% опрошенных, до 15 баллов включительно — 57 чел., или 74% опрошенных.

Дискретному ряду распределения соответствует график, именуемый полигоном, интервальному — гистограмма. Кумулятивная кривая представляет ряд распределения с накопленными частотами. При бесконечном увеличении числа интервалов признака возможно перейти от гистограммы к кривой распределения как обобщенной модели распределения.

Таблица 1.1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: