Способы и методы развлечения не имеют предела по выдумке их организаторов. Четко формируется перечень из 110 наиболее популярных видов развлечений, но благодаря фантазии устроителей и техническому прогрессу появляются все новые и новые.
Каждому свое. Один турист на выбор предпочитает при посещении Парижа изучать музейные коллекции Лувра, а другие, немалая доля и всех возрастов, едут в «ЕвроДисней» — замечательное изобретение Уолта Диснея.
В каждом крупном центре есть парки аттракционов самых различных разновидностей. Это колесо обозрения, качели и карусели, комнаты смеха с кривыми зеркалами, различные катальные горки, которые в России именуют американскими, а Америке — русскими, имитация промывки золотого песка, катание на лошадях, самые различные фантастические механические и электронные забавы. Последние в настоящее время достигли совершенства. Например, на круизном лайнере «Дисней Магия», который по существу является продолжением тематического парка Диснея на гигантском океанском судне, под электронные игры для детей отведен целый зал, оборудованный в виде пульта управления космическими полетами.
В системе аттракции большое место занимают игровые автоматы для детей. Для взрослых подходят более серьезные развлечения, которые относятся к категории игорной индустрии —бильярд, кегли, карты, рулетка и другие.
Игорный бизнес занимает особое место в системе развлечений. Лас-Вегас считается столицей игорного бизнеса в мире. Небольшой город в пустыне славится на весь мир своими игорными заведениями. Именно в Лас-Вегасе построены 13 самых крупных отелей в мире. Игорные залы вмещают до 1000 столов одновременно. Тысячи туристов приезжают сюда испытать удачу и азарт.
|
История свидетельствует о древнем происхождении игр. Азартные игры были известны в Древнем Египте. Некоторые игры появились в 13 веке. Карточные игры получают распространение в Европе с 15 века. Письменные упоминания о карточных играх в России относятся к 1649г. Среди редких книг Государственной публичной исторической библиотеки описано 8 игр, относящихся к 18 веку, 5 из них представляют карточные игры.
Разнообразные теоретические объяснения сущности игры связаны с множественностью ее функций. Игра является средством развлечения, общения, отдыха. В игре человек получает удовольствие, снимает нервное напряжение. Игра носит характер активной познавательной деятельности. Уже в детских играх ребенок познает мир, приобретает жизненный опыт, необходимый для реальных жизненных коллизий. Игра есть средство воспитания, обучения, формирования мироощущения человека. Игра в качестве средства общения особо ценна. Человек замкнутый чувствует себя свободно, человек импульсивный, подчиняясь логике игры, ведет себя сдержаннее, между ранее незнакомыми людьми налаживаются дружеские отношения. Безусловна практическая польза от спортивных игр.
Каждая игра обладает набором правил. Правила предусматривают получение игроком выигрыша или проигрыша. Каждый игрок стремится выиграть.
Характерная особенность игр — постоянство их правил. Большинство правил веками не изменяется (например, правила игры в лото, шахматы, городки и др.). Популярность некоторых игр со временем уменьшается. Однако техническое переоснащение игр придает им новый импульс. Так, в популярных компьютерных играх числятся игры-перевоплощения, классические настольные игры, интеллектуальные карточные игры.
|
Единая и исчерпывающая классификация игр отсутствует. В таблице 1.1. приведены признаки классификации игр.
Таблица 1.1. Признаки классификации игр
Признаки классификации | ||
игроков | окружающей среды | характеристик игр |
Возраст | Место действия | Форма |
Проявление способностей | Продолжительность игры | Характер выигрыша |
Характер взаимоотношений | Сезон | Число ходов |
Число | Экологическая нагрузка | Правила игры |
Нагрузка | Время суток | Выражение выигрыша |
... | ... | ... |
Игры имеют массовое распространение и привлекают всех. Факторы притягательности игр остаются дискуссионными. При их изучении важны два этапа. На первом этапе следует доказать наличие или отсутствие связи игрового поведения человека с основными компонентами факторов. Второй этап изучения относится к разделению общих компонентов на составляющие факторы и оценивание влияния отдельных факторов на игровое поведение человека. При этом необходимо раскрыть механизм взаимодействия различных факторов между собой.
Определение факторов игровой деятельности человека имеет не только познавательную, но и практическую направленность, обеспечивая в дальнейшем возможность создания новых игр с ожидаемыми последствиями.
Следует анализировать не только сам процесс игры, но и период жизни человека, предшествующий игре. Важны периоды: формирования личности игрока, мотивации игры, принятия решения об игре, время непосредственной игры. На протяжении различных периодов жизни имеет место взаимодействие личности с окружающей средой. Под влиянием среды формируются установки личности, оцениваются возможности удовлетворения потребностей и воздействия человека на игровую среду. Окружающая среда в сочетании с особым внутренним миром человека детерминируют поведение игрока. Изучение периода жизни человека, предшествующего игре, поможет раскрыть происхождение и развитие игрового поведения человека.
|
ИНФРАСТРУКТУРА ТЕАТРОВ
Театральное здание с необходимым оборудованием, актерами и обслуживающим персоналом создает общие условия театрального зрелища.
Театральное здание композиционно представляется двумя основными частями: зрительской и демонстрационной.
Зрительская часть состоит из вестибюлей, гардеробной, фойе, (включая кулуары), буфетов, туалетных и курительных помещений. Функциональной особенностью этой группы помещений являются значительные объемы для обслуживания большого числа зрителей за относительно короткий промежуток времени (перед началом и после окончания спектакля, в антрактах). В некоторых театрах в зрительской части имеются и другие помещения (для музея, постоянных выставок).
Демонстрационный комплекс включает зал, сцену, а также сценические помещения. Помещения для ожидания выхода на сцену, артистические уборные, репетиционные помещения, склады относятся к помещениям, обслуживающим сцену. Имеются также мастерские, где подготавливаются объемные и мягкие декорации, обувь, костюмы, парики.
Системы организации театрального пространства различны. Зрители могут располагаться с трех сторон сценической площадки или полностью окружать сцену. В мировой практике получила распространение портальная (глубинная) сцена (рис. 1.1). Примерами нетрадиционных типов сцен служат кольцевая, трехсторонняя, дисперсная, центральная. Существуют различные промежуточные варианты типов сцен. Удачная организация театрального пространства позволяет лучше варьировать использование декораций, усиливать восприятие спектакля зрителем.
Постановки музыкальных, музыкально-драматических, драматических спектаклей предъявляют специфические требования к сцене и ее оборудованию, залу, ориентации акустических свойств зала. Музыкальные спектакли нуждаются в больших сценах, больших сценических помещениях. Вместимость музыкальных театров достигает 1200—1300 мест. Акустика зала ориентирована на восприятие певческих голосов, звуков музыкальных инструментов. Драматические спектакли собирают в среднем 600—1200 зрителей. Театральное действие требует оборудования сцены вращающимся кругом, ориентации акустики на восприятие разговорной речи, меньшей сцены, оркестрового помещения. Разнообразию театральных зрелищ соответствует множество театральных зданий.
Рис. 1.1. Схема глубинной сцены.
1 — вращающийся круг, 2 — арьерсцена, 3 — крышка сейфа для скатанных декораций, 4 — сцена, 5 — карман сцены, б — авансцена, 7 — проем оркестровой ямы, Ш — ширина сцены, Г — глубина сцены. Шар — ширина арьерсцены, Гар — глубина арьерсцены, Шс — ширина строительного портала, Ши — ширина игрового портала. Га — глубина авансцены (проектирование театров) центр, научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования комплексов и зданий культуры, спорта и управления им. Б.С. Мезенцева.
Обычно размеры игровой площадки в театрах не превышают по глубине 10 метров, по ширине 14 метров. В балетных спектаклях размеры игровой площадки составляют 12 * 12 метров. От размеров игровой площадки зависит восприятие спектакля, а в пространственном отношении — форма зрительного зала. Ширина игровой площадки, боковых пространств, мест для некоторой вспомогательной аппаратуры и накопления актеров образуют ширину сцены (карманы). Глубина сцены, как правило, в 1,5—2 раза превышает ширину портала. Помимо основной сцены, предусматриваются боковые сцены (карманы), трюм, задняя сцена (арьерсцена). Все они выполняют функции обслуживания основной сцены. В высоту сцена ограничивается колосниками. Помещение оркестра располагается перед сценой.
Оборудование сцены — разнообразно, зачастую уникально. Верхнее оборудование сцены состоит из сценического подъема, занавеса, горизонта, механизмов полетных устройств, панорамы. Планшет сцены оборудуется сценическими кругами, кулисной машиной, щитами, люками, фурками, транспортерами, подъемно-опускными устройствами и пр. Имеется также вспомогательное, защитное оборудование и устройства.
Для зрителя важна видимость, слышимость происходящего на сцене, интерьер и комфорт зала.
Параметрвидимости связан с удалением от сцены. Зритель должен видеть мимику актера, что соответствует комфортным условиям видимости не более 27 метров (драматические спектакли), 30 метров (оперные, балетные спектакли). Как следствие, соблюдение этого параметра значительно ограничивает вместимость театра. Еще два условия влияют на форму зрительного зала. Во-первых, должно быть обеспечено превышение луча зрения зрителя над головами впереди сидящих зрителей. Во-вторых, нормируется положение зрителя относительно мысленной продольной оси зала (в вертикальной и горизонтальной плоскостях).
В театре с колосниковой сценой зрителю будут обеспечены нормальные условия видимости, если угол отклонения зрительных лучей составит 26° (по горизонтали) и 30° (по вертикали).
Для амфитеатра существенным недостатком выступает неравноценность мест по видимости происходящего на сцене, в комфортных условиях находится не более 600 человек. В начале 18 века в Италии при формировании коммерческой театральной деятельности в качестве противоположности амфитеатру возникает многоярусный зал. План такого зала может быть различным: круглый, овальный и пр. Примером многоярусного зала служит театр «Ла Скала» (Милан, Италия) вместимостью 3500 мест. Многоярусные залы обладают превосходными акустическими свойствами. Однако и для них, хотя и при более компактной форме, характерны разобщенность, дискомфорт зрителей в верхних ярусах. Еще один вариант решения зала — наличие балконов в качестве дополнения амфитеатру или партеру.
Для оценкиакустических свойств театрального зала используется показатель времени реверберации. Время реверберации определяется соотношением между ранней и поздней энергией в звуковых волнах. Оптимальной считается время реверберации 2 сек (симфонические звуки), 1 сек (речь). Основными факторами, влияющими на время реверберации, являются: объем помещения, площадь отражающих поверхностей, степень затухания звука в воздухе на высоких частотах, коэффициент звукопоглощения.
В качестве примера обратимся к зданию «Метрополитен-Опера» (Нью-Йорк, США). В старом здании «Метрополитен-Опера» производили впечатление только мощные голоса. Проектировщик получил задание в новом здании увеличить количество и удобство мест. Строительство нового здания было завершено в 1966г. Объем здания составил 30500 м3, общая площадь здания — 1220 м2. В зале имеется 3800 мест, площадь оркестровой ямы составляет 105 м2. Проект слышимости проверялся на модели 1:10, затем — в готовом зале. По мнению специалистов, прекрасная акустика оперного театра связана с удачной разработкой конфигурации просцениума, рассеивающей формой потолка, поверхностью балконов. Боковые и задние стены выполнены из деревянных панелей, потолок оштукатурен по дранке.
Тип зрительного зала (ярусный, амфитеатральный), расположение кресел, проходов подчиняются задаче установления контакта зрителей с актером, обеспечения видимости и слышимости, а также требованиям противопожарной защиты.
В таблице 1.1. приведены технологические данные театральных зданий Москвы.
В основные направления развития театральных зданий включают прежде всего расширение форм взаимодействия сцены и зала. Когда действие «проникает» в зрительный зал, зритель становится соучастником действия. Необходимым становится формирование временных сценических площадок на открытом воздухе (вне помещения) для преодоления условностей театральной сцены. Динамичные действия современных спектаклей, разнообразных по сценическим решениям и жанру, связаны с трансформацией оркестровой ямы и боковых сцен, модернизацией традиционной сцены, изменением способов ее оформления.
Театральные залы имеют искусственное освещение. К ним предъявляются высокие противопожарные требования.
В залах оборудуется приточно-вытяжная вентиляция, системы кондиционирования, обеспечивающие температуру в зрительном зале на уровне 23—25° (летом), 19—21° (зимой).
Стандартная воздушная среда должна быть обеспечена к началу спектакля и сохраняться в течение всего спектакля.
Влажная уборка зала выполняется ежедневно, а если в течение дня ставится несколько спектаклей — то после каждого. Удаление пыли с мебели и ковровых изделий производится еженедельно. Обязательна ежемесячная дезинфекция зала.
Необходимо выполнять своевременно осмотр, ремонт и реконструкцию театрального здания. Состояние потолка в зале регистрируется на начало каждого сезона. Особенность реконструкции заключается в возврате залу первоначального облика, по ряду причин нарушенного впоследствии. Факторами реконструкции выступают износ элементов здания, технологическая отсталость, необходимость замены инженерного оборудования, перепланировка помещений.
Таблица 1.1. Основные технологические данные московских театральных зданий.
Наименование театра | Кол-во мест | Общий строи тельный объем, м3 всего, на 1 зрителя | Год ввода в эксплуатацию | Зрительный зал, м — ширина, глубина, высота | Помещения, м2 | Число ярусов | Акустика | Сцена, м ширина, глубина, высота | Нижнеесценическое оборудование | |||
Художественные | производственные | склад | ||||||||||
Государственный академический Большой театр | 287274/ 131,9 | 30,4 33,6 | хорошая | 39,3 22,8 29,4 | Люки провала 10 шт. | |||||||
Театральный комплекс Кремлевский дворец съездов | 407580/ 68,8 | 57,6 16,8 | удовл. | 40,0 22,9 28,8 | Вращательный круг диаметром 17 м, 16 подъемно-опускных площадок | |||||||
Государственный академический театр им. Вахтангова | 68000/ 71,4 | при способ. ж. дом | 17,8 27,3 12,3 | удовл. | 25,8 22,3 20,0 | Вращательный круг диаметром 17 м | ||||||
Московский театр драмы и комедии на Таганке | 18600/ 24,1 | приспособлен к/ театр | 15,2 11,0 | бал кон | удовл. | 26.1 15,2 18,0 | 5 подъемно- опускных площадок на авансцене | |||||
Московский художественный академический театр им. Горького, Тверской б., Д. 22 | 165580/ 126,8 | удовл. | 26,1 22,5 31,2 | Вращательный круг диаметром 17 м, 6 подъемно-опускных площадок | ||||||||
Московский театр Современник | 37959/ 60,8 | при- способлен к/ театр | 15,3 26,8 8,5 | 1 балкон | удовл. | 26,4 12,2 17,5 | Вращательный круг диаметром 11,6 м, 10 подъемно- опускных площадок |
Инфраструктура многоцелевых залов
Особое зрелищное пространство создается в залах. Исторически наиболее ранними явились залы, ориентированные на отдельную зрелищную функцию — концертные и театральные залы, кинозалы. Зрелищная функция при этом неоднородна. Так, небольшой концертный зал служит местом выступления камерных ансамблей, певцов, инструменталистов, сольных концертов. В больших концертных залах выступают оперные певцы при концертном исполнении опер, симфонические оркестры, ансамбли и пр. Дальнейшая интеграция зрелищной функции выразилась в сочетаниях концертных залов с театральными и кинозалами, а театральных залов — с кинозалами. Усиление интеграции залов начинается с 50-х годов при создании многоцелевых залов.
В развитии многоцелевых залов видится стремление более эффективно использовать инвестиции за счет концентрации их на объектах универсального значения. Динамизм культурной и социальной жизни требует организации разнообразных зрелищ и строительства зданий общественного назначения. Сооружение многоцелевых залов ведет к экономии территории за счет более интенсивной эксплуатации универсального объекта.
В залах происходит сочетание зрелищной функции с общественной и спортивной. Возникают такие типы залов, как концертно-общественные (предназначенные для проведения различных мероприятий и концертов), танцевально-концертные, банкетно-концертные, зрелищно-спортивные и пр.
Вместимость залов различна и колеблется от 100 до десятков тысяч человек. Более универсальные залы, как правило, имеют большую вместимость. Обычно большая вместимость характерна для залов со спортивной функцией.
Примером универсального зала служит национальный театр «Кабуки» (Токио, Япония). Он имеет два зала вместимостью 1746 и 630 мест и обеспечивает постановку любых зрелищ.
Одним из лучших в мире считается концертный зал Геверхауз (Лейпциг, Германия), вместимостью 1920 мест. Основные размеры концертного зала 54х42х16 (4,2) м. Объем помещения составляет 21560 м3. Зал находится в трехэтажном здании, которое имеет длину 85, ширину 100, высоту 26 м и гексагональный план. В здании имеется также универсальный зал на 495 зрителей. Вокруг залов группируются фойе, гардеробы и закусочные для посетителей. К зданию примыкает ресторан.
По сравнению с театральными зданиями в универсальных залах требуется более значительная трансформация сцены и зрительного зала, что обеспечивается, прежде всего, соответствующими конструкциями и композиционными приемами зала. Велики возможности планировочной трансформации: можно изменить сцену, число зрительских мест, приспособить сцену и зал к очередному мероприятию. Преобразование зала выполняется с помощью подвижных потолков, перегородок, трансформируемых зрительских мест и пр.
На рис. 1.2. показаны варианты изменения концертного зала в московской гостинице «Россия», сооруженной в 1971г. Для собраний, симпозиумов, съездов в зале размещается 2512 человек. Концертные, эстрадные, театральные представления, кинопросмотры рассчитаны на 2294 зрителя. Цирковые, театральные представления собирают 1800 зрителей. Возможны проведения балов, маскарадов, а также танцы и массовые вечера. С помощью переворотных секций пола зал превращается в бальный.
Киноконцертный зал Королевы Елизаветы (Великобритания) был завершен в 1967 году. Зал имеет многоцелевое назначение. В нем обеспечивается возможность выступления оркестра и хора, насчитывающих соответственно до 95 музыкантов и 50 певцов. Зал является одновременно местом демонстрации кинофильмов и оснащается для этого комплектом проекционного оборудования. Имеется также многоканальное переговорное устройство, микрофонная аппаратура для использования на конференциях. Оборудование для срочной записи радио- и телевизионных передач можно использовать без помех для публики и выступающих артистов.
Рис. 1.2. Варианты трансформации концертного зала гостиницы «Россия»
Сцена в киноконцертном зале Королевы Елизаветы состоит из 13 частей. Они могут подниматься примерно на два метра над полом в передней части зрительного зала. Все оборудование сцены заменяется при помощи автоматических устройств. Одновременно передние части сцены можно опускать, чтобы таким образом создать место для оркестра при исполнении камерных опер.
Трансформация универсальных залов позволяет достигать приемлемой видимости происходящего на сцене. Полноценное восприятие конкретных зрелищ связано с различной удаленностью зрителя от сцены. Для симфонического оркестра критерий максимальной удаленности в 2,2 раза выше, чем для эстрадного концерта, и в 1,4 раза выше, чем для хора.
Акустическая разработка для исполнителей и оркестра создается с учетом физических переменных: направления звучания инструментов, расположение оркестра и его величины. Во внимание принимаются инструменты музыкантов, особенности музыкальных сигналов. Для улучшения акустических свойств залов используют изменения дизайна (ложные потолки, панельные обшивки) и специальную электроакустическую технику (микрофоны, громкоговорители).
Около 10% затрат на строительство залов предназначается на вентиляционную технику.
В таблице 1.2. содержится характеристика системы вентиляции, действующая в концертном зале Геверхауз.
Вид вентиляционной установки | Количество | Обеспечиваемые зоны и температура воздуха в помещении |
Централизованные для подготовки наружного воздуха | Централизованные системы кондиционирования | |
Кондиционирования воздуха | Концертный зал, универсальный зал, склад инструментов, фойе для музыкантов, репетиционные, комнаты режиссеров и переводчиков, 22°—24° | |
Охлаждения воздуха | Фойе, буфет для музыкантов 22°--26° | |
Дли подогрева воздуха | Кухонные, подвальные и складские помещения, мастерские, сауна, 20°—24° | |
Общеобменная и вытяжная вентиляция | Помещения, где установлены холодильные машины, теплоцентраль, щитовая, аккумуляторная, санитарные помещения | |
Для отсоса дымовых газов при пожаре | Внутренние помещения и помещения без окон, не оборудованные встроенными отводами | |
Для отвода тепла при пожаре | Внутренние помещения с высокой пожароопасностью |
Общая производительность вентиляционной системы зала Геверхауз составляет 344000 (по приточному воздуху), 496 (по отработанному воздуху). Доля установок кондиционирования в общем количестве приточного воздуха достигает 32% всей вентиляционной техники. Подвод приточного воздуха для слушателей происходит через спинки кресел, что влечет экономию единовременных затрат на 25—30%, эксплуатационных — на 40% и более равномерное распределение воздуха в зале.
К основным тенденциям развития многоцелевых залов относятся: формирование зрелищных центров, состоящих из различных по назначению залов; слияние многоцелевых залов с учреждениями досугового профиля; формирование центров проведения престижных мероприятий на базе универсальных залов; совершенствование универсальных планировочных решений многоцелевых залов.
КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Клуб создается с целью развития социальной активности своих членов, их творческих начал, просвещения и повышения культурного уровня. Посетители клуба вместе отдыхают, развлекаются. Для клубного сообщества характерны инициативность, самодеятельность, общественные мнение и сознание.
В клубе устанавливаются и развиваются межличностные контакты, различные по целям, по степени регламентации, глубине, устойчивости, продолжительности и другим признакам. При общении людей проявляется их социальная активность. Клуб выступает центром досуга.
Клуб управляется руководителями и специалистами. Персонал обладает педагогическими знаниями, ориентируется в различных видах искусства. При осуществлении своих функций персонал руководствуется теорией и методикой организации досуговой деятельности, используя способы, приемы организации взаимодействия людей. Применяются разнообразные средства передачи эмоциональной информации (живая речь, тексты, наглядные средства, различные виды искусства).
Клубная деятельность всегда носит многофункциональный характер.
Различают комплексные и специализированные клубы.
Комплексные клубы предназначены для организации общения людей, обладающих обширным спектром интересов. Просветительская деятельность таких клубов, развитие творчества, обеспечение культурного отдыха и развлечений должны учитывать интересы неоднородного состава посетителей.
Специализированные клубы ориентированы на контингент посетителей с более узкой вариацией интересов. Это могут быть люди одной профессии, социальной группы, возраста и пр. При усилении одной из функций деятельности клубы носят характер культурно-просветительных, отдыха, общения, молодежных, экологических, физкультурно-оздоровительных, технического творчества и прочей специализации. В некоторых случаях клубная деятельность может совмещаться с организацией бытового обслуживания населения.
Клубные сооружения должны быть ориентированы на осуществление разнообразных видов досуговой деятельности. Типичный состав помещений клуба включает зрительский комплекс, демонстрационный и клубный комплексы, административно-хозяйственные и технические помещения (рис. 1.1.)
К помещениям зрительского комплекса относятся вестибюль, фойе, санитарные узлы. Демонстрационный комплекс образуют зрительный зал (залы) со сценой (или эстрадой), помещения для обслуживания концерта или кинопоказа. Клубный комплекс помещений образуют помещения для лекционно-информационной работы, для работы кружков и студий, для отдыха, развлечений, общения.
Зрительный зал клуба предназначен для многоцелевого использования. Он должен быстро и относительно легко трансформироваться. Пол помещения — быть плоским в одном уровне. Мебель следует предусмотреть мобильной или стационарной, но легко демонтируемой. Целесообразно иметь естественное освещение зала.
Внутреннее пространство клуба должно быть комфортным, уютным, располагать к общению. Индивидуализированный интерьер призван создавать особую клубную атмосферу.
Функциональные связи помещений клуба показаны на рис. 1.2.
Рис. 1.1. Состав помещений клуба
Рис. 1.2. Лучшие проекты функциональных связей помещений клуба.
Оценка эффективности функциональных связей выполняется с учетом их обязательности и интенсивности. Так, достаточно удачным выглядит согласование работы зала с фойе, вестибюлем, гостиной, танцзалом. Та же схема, но без связи с танцзалом, признается неудачной. Ограничивать связи танцзала лишь с фойе и вестибюлем нецелесообразно. Существенны связи танцзала также с кафе, залом, гостиной.
Интегрированное использование помещений в клубах достигается за счет исключения дублирующих площадей и помещений, которые будут образовываться, если для каждого из видов деятельности (развлекательной, игровой, просветительской и пр.) создавать отдельную материально-техническую базу. Некоторые помещения допускают многофункциональное использование. Например, в клубных помещениях можно проводить репетиции вокальных кружков. Предусматривается также объединение смежных помещений одного назначения и использование их для иного вида деятельности (например, объединение двух клубных помещений для театрального зрелища).
В небольших населенных пунктах, как правило, создаются комплексные клубы. Степень комплексности клубов различна и зависит от степени интеграции осуществляемых видов деятельности, от площади помещений, от степени гибкости и многофункциональности их использования. Чем меньше населенный пункт, тем выше степень комплексности клуба.
Клуб в черте города следует рассматривать как элемент формирования общественного центра города. Интеграция видов деятельности в нем и ее кооперация с предприятием обслуживания населения повышает качество досуговой деятельности и расширяет возможности социальных контактов.
При анализе клубной деятельности изучается число участников, состав и число групп по интересам, степень связанности с учреждениями досуга и отдыха, частота и место встреч участников, клубное пространство. Социально-демографическая структура участников представляет собой распределение лиц в зависимости от возраста, пола, семейного положения. Группы имеют свои ценностные ориентации, модели поведения. Общие ценностные ориентации, интересы, увлечения, симпатии позволяют говорить о наличии в клубе социально-психологической структуры участников. Возможны и иные структуризации участников клуба, подчеркивающие различные виды социальных отношений.
Формирование клубной общности проходит несколько стадий — становление, развитие, затем «отмирание». Интерес представляет определение периода существования клубного движения.
Клубная деятельность характеризуется рядом признаков, может рассматриваться в различных аспектах, следовательно, возможно формировать множество групп показателей жизненного цикла клубного движения. Например, при устаревании идеи образования клуба снижается посещаемость проводимых мероприятий, теснота контактов. Клуб в качестве деятельности прекращает существование. Организаторов клубного движения должен волновать не только вопрос исчерпаемости идей, движущих образованием клубного движения. Важна смена устаревающего движения на новое. Циклический характер развития клубного движения поддерживается явлением обратной связи: функционирование клуба порождает новые знания и возможности их применения для смены устаревающей идеи. В целом, организация рациональной смени деятельности в масштабах существующего клубного помещения ведет к росту эффективности клубного дела.
Недооценка жизненного цикла клубного движения в СССР приводила к противопоставлению формально регламентированной деятельности клубов и неформального движения. Каждая стадия клубного движения требует особых принципов организации, методов управления. Не для всех стадий развития клубного движения нужно предусматривать специальное помещение.
Клубная деятельность нуждается в прогнозировании. Для прогнозирования важна достоверность — и с этой позиции прогноз должен разрабатываться по имеющимся данным о фактическом состоянии клубного движения. При этом следует абстрагироваться от тех тенденций, которые, весьма вероятно, не повторятся в будущем. С другой стороны, при многообразии перспектив развития клубного движения следует опираться на те из них, которые, видимо, сбудутся. Будущее клубного движения считается закономерным результатом предшествующего развития, однако оценивается в связи с такими характеристиками, как «неопределенность», «поиск», «риск». Целесообразно выделять социально-психологическую, познавательную, организационную, развлекательную, рекреационную функции клубной деятельности и прогнозировать их развитие.