Туристские предприятия делятся на две категории: туроператоры и турагенты.
Организация или гражданин-предприниматель, осуществляющие на основании лицензии деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, относятся к туроператорам.
Организация или гражданин-предприниматель, осуществляющие на основании лицензии деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, относятся к турагентам.
Согласно определениям, приведенным выше, отличие между ними состоит лишь в том, что туроператоры, кроме деятельности по продвижению и реализации туристского продукта, еще и формируют этот продукт.
За словом "формирование" стоит огромный труд по поиску зарубежных партнеров, выбору гостиниц, подбору экскурсий, переговорам с авиакомпаниями, работой на выставках, точный расчет количества бронируемых мест в гостиницах и на авиарейсах, выпуск каталогов, работа по поиску и отбору агентств.
Другими словами, туроператор "собирает" из различных услуг - оформление визы, перелет, трансфер, гостиница, страховка, экскурсии и т.п. - некий продукт, или турпакет, продвигает его на рынок и реализует непосредственно клиентам или турагентам. А турагентство - это фирма - посредник между туроператором и клиентом. Хотя в последнее время кроме посреднических функций они вынуждены производить свои услуги, добавляя их к основной программе тупоператора.
В законодательствах стран с развитым туризмом существуют более четкие определения турагентов и туроператоров. Например, в рекомендациях ЕС "Положения к закону, регулирующему контрактную организацию путешествий и посреднический контракт путешествия" конкретизировано, что турагент - это розничное предприятие, а туроператор - оптовое.
|
К основным функциям туроператора относятся:
1) изучение потребностей потенциальных туристов на туры и туристские программы;
2) составление перспективных программ обслуживания туров;
3) взаимодействие с поставщиками услуг;
4) расчет стоимости тура и определение цены;
5) реализация туров;
6) методическое обеспечение туров;
7) обеспечение туристов необходимым инвентарем и специальным снаряжением, сувенирной продукцией;
8) подготовка, подбор и назначение специалистов на маршруты путешествий (экскурсоводы, инструкторы, гиды-переводчики и т.п.);
9) рекламно-информационная работа по продвижению туристского продукта к потребителям;
10) контроль за качеством, надежностью и безопасностью туристского обслуживания.
Согласно статистике, в настоящее время в России насчитывается около 12000 турфирм (около 150 - в Н. Новгороде). Из них фирм, формирующих туристский пакет, или туроператоров, порядка 200-300, однако лишь единицы занимаются операторской деятельностью в классическом смысле этого слова. Подавляющее же большинство фирм выступает лишь как оптовики, покупающие у зарубежных операторов туристский продукт и прибавляющие к нему часть услуг, прежде всего транспортную составляющую. Такая ситуация вполне закономерна. Дело в том, что отечественные туроператоры действуют на мировом рынке, где их конкуренты - давно сложившиеся компании, имеющие обороты в сотни миллионов долларов.
Например, среди немецких туроператоров в 1995-1996гг. лидировали формы TUI и LTU. TUI обслужила 8,6 млн. клиентов на 10,6 млрд. немецких марок, LTD - соответственно, 6,1 млн. и 6,9 млн. Замыкает рейтинг немецких туроператоров фирма Lernidee Reisen, на долю которой приходилось 8 тыс. клиентов (10,2 млн. немецких марок). Наши даже самые крупные фирмы едва сопоставимы с немецкими, замыкающими список.
|
Осуществление туристских операций предполагает определенные отношения между туристами (потребителями туристских услуг) и туристскими фирмами (их производителями и реализаторами), а также отношения последних с различными организациями (гостиницами, транспортными, страховыми компаниями и т.д.), обеспечивающими исполнение услуг.
Система отношений главных субъектов международного туристского бизнеса представлена на рис. 1.2.
Туроператорские предприятия чаще всего организуют связь с потребителями их продукта через турагентов. Последние на договорной основе получают права от туроператоров на реализацию сформированного турпродукта.
Набор функций турагента зависит от соглашения с туроператорским предприятием. В некоторых случаях большинство функций туроператора может выполняться агентским предприятием.
Процесс взаимоотношений между туроператором и турагентом в общем случае имеет вид:
a публичная оферта туроператора;
a заключение договора между туроператором и турагентом;
a рассылка туроператором предложений в виде прайс-листов и рекламных материалов;
a заявка турагента о бронировании туристского продукта;
a подтверждение заявки туроператором и выставление счета;
a оплата счета турагентом и передача туроператору заграничных документов и иных необходимых документов туриста (в случае оформления въездных виз в страну путешествия).
|
Следует отметить, что работа в качестве агента без организации собственных туров целесообразна лишь на начальном этапе деятельности турфирмы. По мере расширения сферы работ турфирмам экономически выгоднее одновременно заниматься агентской и операторской деятельностью. Например, нижегородский турагент договаривается с московским туроператором и "поднимает" чартеры из Н.Новгорода в Италию. При этом другие агентства Н.Новгорода продают его путевки. В таком случае фирма выступает как туроператор по данному направлению. Возможен и другой вариант, он аналогичен первому с той разницей, что если фирма сама не "поднимет" весь чартер, то может его поделить с одной или несколькими турфирмами Н.Новгорода, выкупив не весь самолет, а только блок мест в нем.
Рис. 1.2. Взаимоотношения субъектов туризма