Причины изменения условий деятельности предприятия (организации) непроизводственной сферы




Таблица 2.1

    Этапы эволюции систем хозяйственного управления
I (с 1965г.) II (70-80гг.) III (1987-1989гг.) IV (1990-1992гг.) V (с 1992г.)
Факторы внешней среды Приспособление административной системы руководства экономикой к растущему уровню нестабильности ее развития. Осуществление реформы «сверху», когда не затрагивается центр, в частности его статус в области планирования и управления. Недопущение полной самостоятельности предприятий в области планирования и управления. Изменение сути и роли деятельности предприятий в обществе (полная самостоятельность на базе многообразия форм собственности при регулировании государством с помощью экономических методов). Поэтапная приватизация, разгосударствление собственности и демонополизация в промышленности. Необходимость развития экономики на базе нововведений.
Факторы внутренней среды Оценка эффективности производства на основе объемных показателей. Директивность планирования. Принятие решений на уровне предприятий только оперативного характера. Необходимость сочетать централизацию с более широкой децентрализацией в принятии решений. Ориентация на заинтересованность в развитии производства. Переход к новым видам деятельности, требующим специфических подходов к планированию.
Необходимость формирования стратегии развития. Переход от экономических нормативов к системе государственных налогов. Оценка предприятий по рыночным критериям эффективности. Индивидуальность плана.
               

 

На рубеже двух веков, в преддверии нового XXI столетия перспективные проблемы развития управления имеют особое значение для России, где происходят крупномасштабные и глубинные процессы преодоления экономического и управленческого кризисов, перехода к системе рыночных отношений. С учетом новых условий хозяйствования в Российской Федерации можно говорить о новой роли организации непроизводственной сферы (этапы эволюции произошедших изменений представлены в табл. 2.1.), которая становится открытой системой, отвечающей и контролирующей все сферы своей деятельности.

Развитие масштабного характера индустрии туристских услуг спровоцировало появление концепции эффективности организаций ГТК.

В настоящее время используются различные термины, по-своему характеризующие соотношение результата с определенными целевыми установками — результативность, целесообразность, экономичность, производительность, действенность — лишь некоторые из них.

Эффективность организаций гостинично-туристского комплекса (ГТК) в общем виде определяют как отношение результатов ее деятельности к затратам, направленным на их качественное достижение- Эффективность есть характеристика процессов и воздействий сугубо управленческого характера, отражающая, прежде всего, степень достижения преследуемых целей, поэтому эффективностью обладает лишь целенаправленное взаимодействие.

Под эффективностью понимают:

a определенный конкретный результат (эффективность действия чего-либо);

a соответствие результата или процесса максимально возможному, идеальному или плановому;

a функциональное разнообразие систем;

a числовую характеристику удовлетворительности функционирования;

a вероятность выполнения целевых установок и функций;

a отношение реального эффекта к требуемому (нормативному) эффекту.

В отечественной науке и практике можно выделить материал, посвященный эффективности производства трех видов:

a апробированный, содержащийся в нормативных актах (методиках, инструкциях и т.п.);

a освещающий дискуссионные вопросы, отраженные в специальной литературе:

a а также касающийся вопросов, до конца пока не решенных, среди которых комплексная оценка деятельности организаций непроизводственной сферы, в т.ч. ГТК.

Можно выделить, по крайней мере, два результата теоретических разработок проблем эффективности организации, выполненных еще до начала реформирования экономики, но продолжаемых активно использоваться и в настоящее время:

1) определение сущности и содержания основных видов эффективности:

a экономическая, социальная и социально-экономическая;

a народнохозяйственная и хозрасчетная;

a обобщающая (воспроизводства, хозяйства в целом), локальная (отдельных регионов и хозяйственных звеньев), частная (отдельных факторов производства) и отдельных фаз (сфер) воспроизводства.

2) обоснование критериев и показателей эффективности. Критерии отражают сущность эффективности, показатели служат средством измерения и сопоставления эффективности в соответствии с ее критериями.

В процессе эволюции менеджмента как науки и практики произошло изменение содержания критериев эффективности, отражающее новую роль организаций в обществе (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Концепции школы Модель организации в аспекте
подходы развития предприятия доминирующей функции менеджмента критериев эффективности
1. Научный менеджмент - школа научного управления 1885-1920 гг. Механистическая конструкция Оперативное управление производством Экономическая эффективность или рациональное использование ресурсов
2. Школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930-1950гг.) Коллектив людей, построенный на разделении труда Организация или управление персоналом Экономическая эффективность, учитывающая воздействие психологических факторов
3. Системный подход /с конца 50-х гг. по настоящее время Сложная иерархическая система Стратегический менеджмент Системная целесообразность
4. Ситуационный подход (с конца 60-х гг. по настоящее время) Общественная организация с самостоятельными интересами отдельных групп Политика Социально-экономическая целесообразность

 

Оперативное управление организацией, хотя и было направлено на гарантированное выполнение текущих заданий в области производства, снабжения, маркетинга, управления персоналом и финансами, в основном было сосредоточено на производственных аспектах предприятия. Развитие стратегического менеджмента произошло значительно позже, и было направлено на конкретизацию основной цели предприятия (как организации, заинтересованной в развитии всех подсистем хозяйствования) путем принятия решений относительно групп потребления, видов товаров и услуг в соответствии с меняющейся обстановкой. Политика как функция управления рассматривается как деятельность, направленная на обеспечение продуктивного взаимодействия с внешними и внутренними группами заинтересованных лиц, таким образом, чтобы их интересы соответствовали возможностям предприятия, не лишая его жизненно важных ресурсов.

На современном этапе широко используются все четыре подхода к определению критерия эффективности.

Рис. 2.1 Аспекты разработок оценок эффективности организации в дореформенный период

 

Эффективность организаций (в том числе гостинично-туристского комплекса) в дореформенный период рассматривалась в двух аспектах как макроэкономическая категория (в политэкономии) и как расчетная единица (состоящая из множества показателей) в плановой и бухгалтерской отчетности предприятий, отраслей (рис. 2.1).

В настоящее время организационное управление ГТК вступает в фазу перехода от командно-контрольной организации, разделенной на департаменты и отделения, к «информационно-базирующейся» организации, к организации специалистов, глубоко владеющих знаниями. Сегодня мы можем только предполагать, как будет выглядеть эта организация, какими будут ее основные характеристики, черты и требования, что из себя будут представлять ее ценности, структура и поведение. Ориентировочно можно утверждать, что такая организация будет иметь примерно в два раза меньше уровней, чем в настоящее время. Численность менеджеров должна сокращаться по сравнению с сегодняшним уровнем. Конструирование и управление подобной организации ГТК становится задачей ближайшего будущего (пример одного из современных подходов к управлению представлен в табл. 2.3.). Опираясь на понимание составляющих организации ГТК, ее можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение определенных целей. Составляющие такую организацию лица стремятся удовлетворить свои индивидуальные мотивации, опираясь на нее, а целью менеджера выступает повышение эффективности их совместной деятельности. При этом организация представляет собой взаимодействие ее членов по поводу преобразования полученных ресурсов в требуемый турпродукт.

Эффективность характеризует в широком смысле качественную сторону развития общества. Ее специфика состоит в том, что она показывает, при помощи комбинации каких ресурсов получен конечный результат.

Применительно к проблеме измерения эффективности хозяйствования любой организации ее полезно рассматривать по составляющим оценки:

1) критерию эффективности хозяйствования;

2) ключевому принципу оценки эффективности;

3) показателю (системе показателей) эффективности;

4) методике расчета эффективности хозяйствования;

5) организационно-экологическим мероприятиям по введению новой системы оценки в практику.

Результативный подход к управлению в сопоставлении с обычно применяемым (действенным)

Таблица 2.3.

Результативный подход   Действенный подход
Эффективно действующий управляющий постоянно стремится:   Традиционно управляющий стремится:
— делать требуемую работу требуемым способом и таким образом быть эффективным   — делать работу требуемым способом, если даже эта работа и не требуется
— избегать возникновения проблем, например, путем подбора конструктивных альтернатив, чтобы уменьшить эффект внезапности   — решать проблемы по мере их возникновения посредством управления кризисной ситуацией
— оптимально использовать ресурсы посредством замены энергетических и сырьевых материалов на основе более качественной информации   — сохранять ресурсы
— повысить прибыли   — снизить себестоимость
— достичь лучших результатов   — выполнять должностные обязанности в соответствии с инструкциями
— оценивать конечные результаты   — контролировать затраты

 

Затраты (3) и результаты (Р) могут сопоставляться между собой различными способами, при этом получаемые показатели имеют разный смысл, акцентируя ту или иную сторону категории «эффективность»:

a показатель вида Р/3 характеризует результат, получаемый с единицы затрат;

a отношение 3/Р означает удельную величину затрат, приходящихся на единицу достигаемого результата;

a разница Р—3 характеризует абсолютную величину пресыщения результатов над затратами;

a показатель вида Р—3/3 дает оптимальную величину эффекта;

a показатель Р—З/Р отражает удельную величину эффекта, приходящуюся на единицу получаемого результата.

В общем виде эффективность выражается через соотношение между результатами, полученными в процессе деятельности организации, и затратами труда, связанными с достижением этих результатов, она является основой построения количественных критериев ценности принимаемых решений формирования материально-ресурсной, функциональной и системной характеристик хозяйственной деятельности.

В настоящее время наиболее полное и последовательное исследование экономической эффективности хозяйственной деятельности ГТК дается в теории комплексного экономического анализа, где эффективности посвящены разделы перспективного, текущего и оперативного анализа, на базе которого оценивается достигнутая эффективность хозяйственной деятельности, выявляются факторы ее изменения, неиспользованные возможности и резервы повышения. Анализ общей эффективности хозяйственной деятельности туристского (и гостиничного) предприятия является прерогативой высшего звена принятия управленческих решений, связанных с определением цены услуги (турпродукта), масштабов и направления деятельности, замены оборудования или использования новой информационной технологии. Другие решения также должны пройти оценку с точки зрения общего успеха фирмы, характера ее экономического роста и эффективности.

Основными задачами анализа эффективности являются:

a оценка хозяйственной ситуации;

a выявление факторов и причин достигнутого состояния;

a подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений;

a выявление и мобилизация резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Расчет экономической эффективности рекомендуется производить путем сравнения затрат с экономическим эффектом как денежным выражением результата. Положительный экономический эффект — это экономия, отрицательный — убыток. Одним из видов экономического аффекта (при повышении качества и надежности предоставленных услуг) является предотвращенный убыток, то есть не возникший отрицательный экономический эффект (этот эффект иногда ошибочно называют экономией).

Эффективность ГТК может исследоваться с самых различных сторон: с точки зрения формирования затрат, планирования объема услуг, прибыли, реализации инвестиционных проектов и др.

Вместе с тем анализ затрат, методов их распределения, составление и контроль выполнения смет, калькулирование себестоимости тура или гостиничных расходов, определение порога рентабельности и реализации туристской и гостиничной продукции — все эти вопросы являются лишь необходимым начальным этапом анализа общей эффективности деятельности организации, функционирующей на рынке туристских услуг.

Результаты анализа дают необходимую информацию администрации гостиничного или туристского предприятия и другим пользователям — субъектам анализа — о состоянии анализируемых объектов. Цели субъектов анализа могут быть различными, но все они сходятся в главном — получении ключевых параметров, позволяющих дать точную оценку как текущего состояния объекта, так и ожидаемых перспектив его развития. Если интерес предприятия ранее был определен только лишь вопросами загрузки гостиницы (или количеством продаваемых туров), то при новых условиях хозяйствования необходим учет целей и интересов разных субъектов анализа, заинтересованных в работе организации ГТК (табл. 2.4.).

В реальной управленческой практике ГТК существует множество факторов, явлений и событий, возникающих как в результате различных комбинаций элементов данной системы управления и их внутренних взаимосвязей, так и воздействия внешней среды, влияющих на эффективность управления. В целом все многообразие отмечаемых в литературе факторов можно разбить на такие группы: политические, правовые, организационные, экономические, технические, социальные и психологические. В реальной действительности все эти факторы, как правило, действуют не обособленно, а в тесном взаимодействии друг с другом.

Уровень эффективности управления ГТК, зависящий от целого ряда изменяющихся факторов, не является постоянным, в связи с чем, при решении этой проблемы обычно изучают основные тенденции развития предприятия и взаимосвязи его экономических показателей. При исследовании эффективности определяющим является положение об управлении как основном элементе производственно-хозяйственной деятельности, активно воздействующем на результаты работы предприятия, вследствие чего эффект управления выражается, как правило, в его технико-экономических показателях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: