Духовное трезвение или обновление ума




Устало ты дышала и еле текла,

Но ты меня любила до самого дна. Ногтями впивался я в бедра твои,

Тебя нагибал и просил: «Повтори!» Бутылка водки! Бутылка водки!

Звуки Му80, «Бутылка водки».

– Да, клёвый твой отец Георгий, настоящий боец старой школы во всех смыслах!

– Ты, отченька, того... От тебя разит не по-детски. Ты уверен, что исповедовать тебе идти надо? Ты хоть спал сегодня сколько-нибудь? – вглядываясь в красные глаза старшего собрата, спросил отец Глеб, – или вы с Георгием всю ночь зажигали?

– Ну-у-у-у, считай так, – признался отец Вячеслав.

– Да я ж от тебя уехал часов в восемь, а у вас водка уже кончалась и денег не было!

– Ну и что? Я ж те говорю – классный твой деревенский батя! Бухло кончилось, а он говорит: «Пошли!» Ну, мы и пошли. Он – к ларьку. Заглядывает в окошко и говорит: «Дайте мне бутылку Распутина81! » Ему: «А деньги?» А он: «Какие деньги?! Ты на меня глянь!» Ну а он, ты знаешь, когда в лоб так смотрит безумным взором да подмигивает, – чистый Распутин с бутылки. В общем, прикололся ларёчник и батл отдал за просто так! Идём обратно. Я думаю, надо тоже в грязь лицом не ударить. Говорю: «А закусывать чем?» «Ну, ты пижон московский! Те ещё и закусывать!» – это он мне говорит. А я ему: «Погодь, ща организуем!» Подхожу к развалу с арбузами. Зову айзера- продавца. «Дай, – говорю, – арбуз, чтоб торговля была хорошая. Я – мула!» Тот: «Чем дакажешь, чта мула?» Я крест достаю, свой нательник монастырский, говорю: «Вот видишь? Это, как полумесяц, только лучше!» Он мне хиленький такой арбузёныш протягивает. Мы с Георгием переглянулись, головами покачали. «Такой арбуз Аллаху не угоден!» – отвечаю. Мы развернулись и пошли. А айзер нам в след: «Эй, мула, стой! Падажды! Харошый арбуз тэбэ дам!»

– М-да… Знал я, что вы друг другу понравитесь, но чтоб до такой степени, что служить за тебя сегодня придётся, – не думал.

– Да ладно! Ща я нормально… переоденусь, одеколон в рожу и вперёд!

Не впервой ведь! – ответил отец Вячеслав и чуть не грохнулся на кровать.

 

 
 

80 Звуки Му – советская и российская рок-группа, созданная в начале 1980-х годов Петром Мамоновым.

81 Rasputin – популярная в начале 90-х в России марка немецкой водки, на этикетке которой была голограмма с изображением подмигивающего Григория Распутина.


– Эк тебя заносит! Не-е, давай уж лучше я один послужу и поисповедую. Сегодня всё равно народу немного будет. А то настоятель здесь найтал82! Тоже после позавчерашней пьянки в Лавре на Сергия никак не отойдёт... А он, сам знаешь, свиреп бывает с перепою. Опять тя в патриархию объясняться пошлёт или ещё как мозг высосет, так что – уж лучше отлежись! Не пойманный – не вор!

Эти резонные доводы убедили отца Вячеслава, и он остался в своей келейке.

Людей на службе и впрямь мало было: будний день. После праздников причастников вообще несколько человек всего. Всё шло легко, как по маслу. На крестинах только неожиданность вылезла. Родственник крещаемого младенца оказался евангелист, и баба Надя, помогавшая на крестинах, пыталась изо всех сил выгнать его из храма.

К моменту появления отца Глеба богословский спор перерос в перепалку с упоминанием адского пламени, как последнего коронного железобетонного аргумента со стороны православной охранительницы купели.

Священник успокоил, как мог, обоих. Разрешил сектанту остаться на крещении. Баба Надя, правда, была крайне недовольна. Возмущалась, что нехристям нечего на крещении делать, и вообще, порядку никакого, обещала пожаловаться на отца Глеба настоятелю.

После крещения молодой и явно ещё не прожженный протестант не торопился уйти. Ему хотелось поговорить со вступившимся за него священником.

– Мне многое непонятно в православии: и поклонение иконам, и почему батюшкой священника называют и вообще, почему так к людям в храме относятся, ведь по тому узнают, что вы Мои ученики, что любовь имеете между собой83.

– На все ваши вопросы есть ответы. Ну, а про главное – да, призыву Господа не все мы следуем, и я тоже не есть образец для подражания, но разве и у вас всё и всегда по Евангелию и с любовью? Разве не надо пройти сложный и тернистый путь, чтобы достичь не внешнего, а внутреннего единения с Богом в любви?

– Да! Это вы хорошо сказали, как и апостол говорит: «Обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины»84.

– И какие правильные, глубокие слова: духом ума! Давайте только вдумаемся, – входил в ажиатацию священник, – ведь это ещё и понять надо, это серьёзная работа, не вдруг это происходит! Внешнего эффекта достичь не так уж и сложно, а вот дух ума изменить – другое. Тут и действие со стороны Бога

 

 
 

82 Найтать (сленг.) – ночевать.

83 Евангелие от Иоанна, 13:35.

84 Апостола Павла послание к Ефесянам, 4:23–24.


нужно, и наше со-участие, и принадлежность к Его Церкви, и трезвение духовное85, которому Церковь, святые отцы и учат.

– Но разве принадлежность Церкви это значит обязательно в храм ходить и свечки ставить? Разве Церковь не больше православия? Не знаю уж, что это за духовное трезвение такое, но проявление Духа и у нас есть.

– Как вам это объяснить... Поймите, без Церкви Единой соборной и Апостольской, без таинств ею преподаваемых нет спасения в Боге. То есть Бог спасает, кого хочет, но не благодаря, а вопреки, и не стоит на это рассчитывать.

– Не очень вас понимаю, – смутился юноша.

– Знаете, я, наверное, не могу вам всё как надо объяснить, да и сам, грешный, не обновился ещё духом ума, как святые отцы, а то бы вы почувствовали это дыхание благодати, и вопросов бы у вас не было... Я сейчас лучше книжки вам принесу: там и про Церковь, и про таинства, и про трезвение духовное, и про неложное действие Духа Божия. Вы почитайте, а потом приходите – поговорим. Уверяю, вы ещё так мало о православии знаете, многого просто не видите. Подождите, я сейчас.

С этими словами окрылённый батюшка направился в книжную лавку, располагавшуюся на территории храма, зашёл сзади в открытую почему-то дверь и почти натолкнулся на пытающегося подняться из кучи коробок настоятеля.

Одна из торговок духовным знанием стояла, согнувшись в три погибели, и стонала, другая, вжавшись в стену, еле слышно шептала: «Простите, батюшка».

– Понаставили, сучье племя, чё вы здесь, а?! Оборзели совсем! – с этими словами пьяный в кадильный дым отец Константин швырнул в стоящую увесистой коробкой с Житиями Новомучеников.

Та попыталась увернуться, но коробка попала ей прямо по шее.

– Охххх, – вскрикнула несчастная, сползая по стенке.

– Что, ох, тварь! Всем вам только деньги давай, я вам ща!... А ты что здесь? – увидел отца Глеба настоятель.

– Я?... Пойдёмте отец Константин, я вас к себе отведу, вам там... из патриархии звонили.

– Кто там? Я с ними в Лавре молился только, что им? Опять бабла надо?

Ладно, веди...

Отец Глеб уже и забыл про паренька евангелиста и с неудовольствием заметил, как тот смотрит на него, волокущего настоятельскую тушу.

Этого протестанта Глеб больше не видел.

Женщина из книжной лавки, которой досталось коробкой с книгами, попала в больницу с сильным сотрясением. Вернувшись, она всё просила у настоятеля прощение за своё нерадение и недостаток смирения с послушанием.

 

 
 

85 Духовное трезвение – одна из основных христианских добродетелей, потребность в

абсолютно честном, незамутненном взгляде на самого себя и на окружающий мир, свобода от самообмана, состояние, противоположное прелести.


Алёна

 

Я могу надеяться только на свои ноги, Поэтому мне нужно спешить дальше.

Но пока меня не будет, я хочу, чтоб ты знала: Все будет хорошо!

Поэтому, женщина, не плачь, Нет-нет, женщина, не плачь,

Давай, сестренка, не роняй слезы.

Bob Marley86, «No, Woman, No Cry».

Она стояла с коляской под навесом у крыльца храма.

– Батюшка, благословите!

Отец Глеб благословил. Алёна поцеловала его руку.

Эти маленькие трещинки на её красивых тонких пальцах… прячущийся, но очень выразительный грустный и понимающий взгляд… грациозная лёгкость движений…

Глеб едва сдержался, чтобы не обнять её, вырвал руку и вышел из под козырька под дождь.

Года полтора назад Алёна первый раз пришла на исповедь, прочтя Евангелие и книгу Сын человеческий 87. Глеб тогда долго с ней разговаривал, объяснял. Она всё схватывала на лету, точнее, многое уже знала и понимала тоньше, чем сам Глеб, хотя ей было едва за двадцать, а ему уже за тридцать, и попом он был больше пяти лет. Её вера была глубже и точнее прочувствована, исполнена мудрости, а не умозрительного интеллекта. И она вся прямо-таки светилась, о чём бы они не говорили: о кино, о книгах, о живописи или житейских ситуациях.

Однажды, после вечерни она подошла заплаканная.

– Отец Глеб, батюшка! Я…я…беременна…

Глеб знал, что у Алёны есть парень. По описаниям, хоть и интересный, но безвольный, лёгкий и беззаботный человек из богатой семьи.

Как священник, Глеб уже со многим сталкивался и прекрасно понимал, что у них едва ли что хорошее выйдет. Девушка колебалась. Делать аборт она не хотела, но денег никаких, мать без работы, отца нет…

Глеб поддерживал её всей силой медицинских и богословских аргументов. Надежду на то, что отношения с молодым человеком образуются, не вселял, но и не развеивал, хотя уже точно понимал, чем всё закончится. За наивного мальчика, обманутого коварной девкой вступятся родители; в лучшем случае, отпишут Алёне какую-нибудь не очень большую сумму; и – адью! Так, в конце концов, всё и вышло…

 
 

86 Боб Марли, «Нет, женщина, не плачь». Bob Marley, (1945 – 1981) – ямайский музыкант, гитарист, вокалист и композитор, самый известный исполнитель в стиле регги.

87 Сын человеческий – книга, повествующая о земной жизни Иисуса Христа; является последним седьмым томом Истории религии протоиерея Александра Меня.


Алёнин ребёнок стал настоящим сыном полка в храме. Историю прихожанки знали все отцы, кто чем мог – помогал. Даже настоятель, хоть от себя ничего не давал, но таки раскрутил одного из спонсоров на 100 долларов (серьёзные деньги в 90-е), рассказав, как весь возглавляемый им приход помогает бедной местной девушке, отказавшейся от аборта.

– Привет, батянь, заходи, – открыл дверь в свою келью отец Вячеслав. – Как там, сильный дождь? Смотрю, опять тебя Алёнка у храма поджидала, а ты чуть и не сотрясся весь…

– Ты прям всё сечёшь… Да, я как раз об этом с тобой поговорить хотел, – отозвался Глеб, заходя в тесную комнатку и присаживаясь на единственный стул. – Ты ж сам бывалый. И хипповал в 70-е, и у старца столько лет в послушниках… Ну, во всяких историях бывал…и с бабами в том числе… Знаешь, оно как. Я себе ничего не позволяю. Держусь… Ну, и она тоже… Но ведь думаю всё время о ней. Ведь моя так меня не понимает, не чувствует. Всё невпопад, не то… А с Алёной – как на одном дыхании… С другой стороны, я вот ещё чего подумал сегодня. Я же полгода служил, до того, как в Москву перевёлся, у монаха одного, бабами себя окружившего и всех их на себя замкнувшего в этакой духовёности… Ну, ты понимаешь… А может, и я не напрасно её так к себе притянул? Тащусь от этих наших бесконтактных отношений, а она – молодая девчонка… хорошая… У неё ж ничего такого в голове не было. А я со своими благими пожеланиями. Вот кого я из неё сделал? Церковную побирушку?

– Не-не, Глебушка, давай без достоевщины этой. Из тебя тот монах, что из меня Папа римский. Не умеешь ты онанистическую духовёность создавать вокруг себя, и слава Богу… А Алена… и вообще всё это… знаешь… оно ж нормально – влюбляться.

– Что?

– Ну да. Это ж естественно. Вообще представь себе, как бы мы в раю жили плодимшись и размножамшись. Обязательно каждый со своей женой! И ангел бы под древом познания нас венчал! И мы б потом через ребра размножались? Это ж всё монашеский бред!

– Не. Мы ж, как ангелы, на Небе будем. Ни жениться, ни посягать…

– Сам ты какангел со своей Алёной! Нормально мужикам всех баб любить, а бабам – всех мужиков. И иметь общих детей! Это хорошо. Это и есть рай, то есть жизнь по любви. Но дело-то в том, что мы же не можем всех, а хотим только тех, кто нам приятен. И не можем мы без страстей. Так, чтоб не делить и не присваивать, а именно – любить…

– Вот сам говоришь без достоевщины, а такое несёшь, прям Лето любви 88

какое-то…

 

 
 

88 Лето любви – лето 1967 года, когда в квартале Сан-Франциско Хайт-Эшбери собралось около ста тысяч хиппи, чтобы праздновать любовь и свободу, создавая тем самым уникальный феномен культурного, социального и политического бунта.


– Не путай Божий дар с яичницей! То есть, любовь с достоевщиной! Да… Поэтому и дана нам моногамия для воздержанности, но это ж именно что из-за испорченности нашей…

– Хоть и на том спасибо, падре!

–…но лучше уж плотью согрешить, чем этак духовно под себя людей подламывать и считать, что святостью всякой занимаешься, – продолжал старший священник. – Это я не то что призываю тебя к этому – нет. Ничего хорошего не выйдет. Вот даже трахнешь ты эту Алёну, если даст, конечно… Ну, или уйдёшь к ней. Это ж всё равно ничего не решит, а только запутает. Поверь уж моему опыту!

– Да я понимаю, не маленький, чай… Но… всё равно хорошо, что ты это всё сказал. Всё легче как-то… Хотя насчёт любви ко всем… это я как-то по- другому представлял… м-да…

Глеб шёл к метро, думал… Любить без страсти и без всей этой поддельной фигни, и бесконтактного, но от этого ещё более мерзкого использования человека – вроде просто, а поди ж ты… И красивая такая Алёна… Как представишь её, когда она… Нет, лучше не представлять! Лучше молиться…

Он глубоко вдохнул сырой осенний воздух и стал про себя произносить

Молитву мытаря89. Тупик стал превращаться в подобие тоннеля.

 

89 Молитва мытаря – покаянная молитва, которую произносил сборщик податей,

покаявшийся и получивший прощение. Текст молитвы взят из Евангелия от Луки 18:9-14, которое передаёт слова Иисуса Христа, рассказавшего притчу о мытаре.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: