История коррекционной педагогики




Утверждаю

Первый проректор

________________Н.А. Лебедев Регистрационный № ________

 

 

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

ЛОГОПЕДИЯ

МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки кадров

по специальности 1 – 03 03 71 Логопедия

 

 

Мозырь 2018

Составители:

Н.С. Жлудова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и методик дошкольного и начального образования УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина»;

Е.Н. Михайлова – старший преподаватель кафедры специальной педагогики и методик дошкольного и начального образования УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина»;

Н.С. Цырулик – кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и методик дошкольного и начального образования УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина».

 

 

Рецензенты:

Н.С.Кравец – директор ГУО «Мозырский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

В.В. Кузьмич – кандидат филологических наук, доцент,

кафедры белорусской и русской филологии УО МГПУ им. И.П. Шамякина

 

Рекомендована к утверждению:

Кафедрой специальной педагогики и методик дошкольного и начального образования

Протокол № 12 от 14.06.18 г.

Научно-методическим советом университета

Протокол от

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственный экзамен слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки кадров, обучающихся по специальности 1 – 03 03 71 Логопедия, представляет собой итоговую проверку знаний по учебным дисциплинам «Коррекционная педагогика», «Логопедия», «Методики обучения и воспитания детей с нарушением речи».

Государственный экзамен позволяет слушателям-выпускникам понимание закономерностей развития коррекционной педагогики в историческом контексте и основных положений современных психолого-педагогических теорий, концепций и технологий воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), научно-методических основ интегрированного и инклюзивного образования, а также сформированность гуманистического отношения к лицам ОПФР; проявить степень овладения научно-теоретическими основами логопедии, практическими умениями и навыками в области предупреждения, выявления и устранения нарушений речи у детей и взрослых средствами специального обучения, воспитания и перевоспитания; раскрыть современные научно-теоретические подходы к организации и содержанию образовательного процесса детей с нарушениями речи, продемонстрировать знания методик обучения и воспитания, реализуемых на дошкольной ступени образования детей с речевыми нарушениями, и методики обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Данная программа служит основой для составления экзаменационных билетов, каждый из которых включает четыре вопроса теоретического и прикладного характера:

1-й– по коррекционной педагогике,

2-й вопросы и 3-й вопрос – по логопедии,

4-й вопрос – по методикам обучения и воспитания детей с нарушением речи.

Для аргументирования ответов слушатели могут пользоваться на экзамене учебной программой, а также нормативной документацией, регламентирующей профессиональную деятельность учителя-дефектолога (учителя-логопеда) на дошкольной и школьной ступенях образования и в условиях учреждений здравоохранения.

 


 

Часть 1. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

История коррекционной педагогики

Основные этапы становления и развития коррекционной педагогики. Социокультурный контекст становления систем специального образования. Эволюция отношения общества и государства к лицам с особенностями психофизического развития.

Донаучный период развития коррекционной педагогики и первые упоминания о речевых нарушениях (с античных времен до XIVв.). Законы Ликурга. Христианские ценности и становление структуры призрения и лечебной помощи для лиц с физическими недостатками (церковные и светские институты).

Первые сведения о речевых расстройствах, этиологии и приемах их преодоления в источниках древнеегипетской культуры, медицинских трактатах древних индусов и китайцев, трудах философов, медиков Древней Греции, Древнего Рима, Византии и Арабских халифатов, религиозной литературе. Доминирующие взгляды на причины, механизмы, симптоматику, классификацию и устранению речевых нарушений. Представления древних славян о речевых расстройствах и приемах их устранения.

1 и 2 этапы развития коррекционной педагогики (Классическая наука эпохи Возрождения, Нового времени и эпохи Просвещения (XIV - начало XIX в.)) Переосмысление гражданских прав людей с сенсорными нарушениями, открытие первых специальных школ для глухих и слепых. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах выдающихся просветителей и педагогов: Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, М.В. Ломоносов и др.

3 этап развития коррекционной педагогики (Неоклассическая наука (XIX в. – пер. пол. XX в.)). Создание параллельной образовательной системы – системы специального образования для трех категорий детей. Нормативные акты о введении специального образования в странах Западной Европы и Российской империи. Становление советской системы специального образования. Особенности развития советской системы специального образования на этапе ее становления. Работы Д.И. Азбукина, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Граборова, Е.К. Грачевой, В.П. Кащенко, Б.И. Коваленко, М.П. Постовской, Н.А. Рау, Ф.А. Рау, И.А. Соколянского и др. Достижения в области различных наук в XIX в. – начале XX века и их влияние на понимание психических функций и речи. Зарождение различных представлений и научных направлений в исследовании патологии речи.

4 и 5 этапы развития коррекционной педагогики (постнеклассическая наука (со второй пол. XX в.)). Развитие законодательной базы специального образования, структурное совершенствование национальных систем специального образования. Дифференциация системы специального образования в СССР. Особенности развития системы специального образования на этапе ее дифференциации. Разработки советской школы дефектологии: Д.И. Азбукин, Э.С. Бейн, Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, А.С. Грибоедов, Г.М. Дульнев, А.И. Дьячков, Л.В. Знаков, С.А.Зыков, В.П. Кащенко, Б.Д. Корсунская, К.С. Лебединская, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, А.И. Мещеряков, Н.Г. Морозова, Л.В. Нейман, Н.А. Никашина, В.В. Орфинская, М.С. Певзнер, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина, И.А. Соколянский, Н.Н. Трауготт, Д.В. Фельдберг, М.Е. Хватцев, Ж.И. Шиф, М.Б. Эйдинова и др. Организация массовой логопедический помощи населению в СССР. Формирование сети учреждений специального образования для лиц с нарушениями речи.

Идея полного гражданского равноправия. Перестройка организационных основ специального образования, сокращение числа специальных школ, новые взаимоотношения массового и специального образования.

История становления и развития системы специального образования на территории Беларуси. Становление и развитие системы специального образования в исследовании И.М. Бобла: определяющая роль в обосновании необходимости и возможности обучения детей с нарушениями развития контактов белорусских педагогов с Я.А. Коменским, деятельности профессоров Виленского университета (Я. Снядецкого и др.), взглядов русских просветителей (А. Радищева и др.) и практики работы российских дефектологов. Специальные учреждения для глухонемых, заикающихся и слепых детей в конце XIX - начале XX в. (Минск, Витебск, Гомель). Призрение и лечение престарелых и больных, в том числе и лиц с отклонениями в психофизическом развитии в ведении приказов общественного призрения: Могилевского (1781), Минского (1796), Витебского (1802), Гродненского (1805), Виленского (1808). Первые специалисты-дефектологи – сурдопедагоги и логопеды М.Я. Нисневич, СО. Окунь (Минское училище для глухонемых и заикающихся детей – 1888 г.), И.О. Васютович (Витебская школа глухонемых - 1896 г.), P.P. Слиозгер (индивидуальное обучение глухонемых в Гомеле - 1902 г., школа глухонемых в Минске - 1908 г.). Тифлопедагогическая практика (И.У. Зданович, И.В. Георгиевский, К.С. Болтуць (Минское училище для слепых мальчиков - 1897 г.). Отсутствие в Белоруссии школ для детей с нарушениями интеллекта до революции. Создание школ для глухонемых и умственно отсталых детей в Витебске, детские дома для умственно отсталых детей в Гомеле и Могилеве, детский дом для умственно отсталых детей в Минске (20-е годы XX века). Подготовка дефектологов. Курсы на базе лучших специальных учреждений, и заочное обучение педагогов республики на дефектологических факультетах вузов России.

Сеть специальных школ в 1940/41 учебном году в Белоруссии. Состояние системы специального образования во время фашистской оккупации. Сеть школ для глухонемых и слепых детей: с 1945 г. Первая вспомогательная школа в Витебске (1949). Новые для Белоруссии типы школ: для слабослышащих и позднооглохших (1961), для слабовидящих (1963), для детей с нарушениями опорно-двигателыюго аппарата (1964), для детей с тяжелыми нарушениями речи (1966). Подготовка профессиональных специалистов для системы специального образования в Белоруссии.

Расширение сети учебных заведений для различных категорий детей с ОПФР с 80г.: школы для детей с задержкой психического развития, увеличение числа пунктов коррекционно-педагогической помощи при общеобразовательных школах, логопедических кабинетов в поликлиниках, стационаров при сурдологических кабинетах и диспансерах, при Республиканском центре патологии слуха, голоса и речи.

Защита прав лиц с ОПФР законом «О правах ребенка» (1992), законом «Об образовании лиц с осо­бенностями психофизического развития (специальном образовании)» (2004), Кодексом Республики Беларусь об образовании (2011). Законодательные и поднормативные акты, раскрывающие частные вопросы образовательных отношений (положения, инструкции и др.)

Современные тенденции развития образования лиц с особенностями психофизического развития: интеграция, инклюзия. Понятия «интеграция», «интегрированное обучение и воспитание». Понятие «инклюзия». Основные особенности интегрированного обучения и воспитания и инклюзивного образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: