Определение понятия фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН). История изучения. Особенности развития фонематической системы в онтогенезе. Стадии формирования фонематического восприятия, выделенные Р.Е. Левиной. Фонетический и фонематический дефект: нарушения произношения, признаки нарушения фонематического восприятия. Степени выраженности нарушения фонематического восприятия.
Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Речевая и неречевая симптоматика детей с ФФН.
Схема логопедического обследования лиц с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Содержание и методика обследования детей с ФФН: обследование звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова, обследование строения и функции артикуляционного аппарата. Приёмы обследования. Материал для обследования. Игры и игровые приёмы для обследования звукопроизношения и фонематического слуха у детей. Дифференциальная диагностика ФФН.
Основные направления коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи: формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия, развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Этапы логопедической работы по устранению ФФН. Содержание логопедической работы по коррекции ФФН у детей дошкольного возраста. Логопедическая работа по коррекции ФФН у детей школьного возраста. Подготовка к овладению грамотой детей с ФФН. Организация логопедической работы с детьми, имеющими с ФФН речи: индивидуальные, подгрупповые и групповые логопедические занятия, структура логопедического занятия.
Обучение и воспитание детей с ОНР
Определение понятия общее недоразвитие речи (ОНР). Клинические виды общего недоразвития речи: неосложнённый вариант ОНР, осложнённый вариант ОНР, грубое недоразвитие речи. Причины возникновения ОНР.
Характеристика детей с ОНР: признаки общего недоразвития речи, соотношение речевой и неречевой симптоматики детей с ОНР.
Периодизация общего недоразвития речи (Р.Е. Левина). Уровни речевого развития: отсутствие общеупотребительной речи, начатки общеупотребительной речи, развёрнутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, нерезко выраженное ОНР. Характеристика детей с различными уровнями речевого развития.
Закономерности усвоения родного языка детьми при нормальном речевом развитии: закономерности усвоения звукопроизношения, словаря, грамматического строя речи. Этапы становления детской речи и их характеристика.
Своеобразие усвоения родного языка детьми с нарушениями развития речи. Сравнительная характеристика процесса становления детской речи в условиях нормы и патологии. Этапы речевого развития и общие закономерности, наблюдаемые у обеих категорий детей. Своеобразные проявления дизонтогенеза, которые имеют место при всех формах общего недоразвития речи.
Обследование детей с ОНР
Задачи, цели, принципы обследования детей с общим недоразвитием речи. Этапы и содержание логопедического обследования при ОНР. Обследование детей с ОНР: основные виды речевой деятельности, подлежащие обследованию; материал для обследования; содержание обследования; методические рекомендации к анализу результатов обследования.
Обследование детей с ОНР 1 уровня речевого развития. Обследование детей с ОНР 2 уровня речевого развития. Обследование детей с 3 уровнем речевого развития. Обследование экспрессивной речи. Обследование импрессивной речи.
Логопедическое заключение. Дифференциальная диагностика ОНР: ОНР и задержка речевого развития, ОНР и задержка психического развития, ОНР и нарушения интеллектуального развития.
Методика коррекционно-педагогической работы
С детьми с ОНР
Основные положения организации коррекционно-педагогической работы при ОНР. Направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ОНР.
Задачи и содержание логопедической работы с детьми с ОНР I, II, III уровней речевого развития. Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими нерезко выраженное ОНР: направления и приёмы коррекционной работы. Организация коррекционно-педагогических занятий и требования к ним.
Этапы логопедического воздействия при ОНР, в основе которых обучение воспитанников составлению различных видов предложений. Этап однословных предложений. Первые формы слов (двухсловные предложения). Двусоставное предложение. Предложения из нескольких слов. Расширение объёма предложения (сложное предложение).
Задачи, содержание и приёмы логопедической работы на каждом из этапов коррекционной работы. Содержание и структура логопедических занятий на каждом из этапов.
Методы логопедической работы по развитию лексики у воспитанников с ОНР. Направления логопедической работы по формированию лексики: расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.); уточнение значений слов; организация семантических полей, лексической системы; активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Направления и методы логопедической работы по формированию словообразования у воспитанников с ОНР: формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. Этапы логопедической работы по формированию словообразования: закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей; работа над словообразованием менее продуктивных моделей; уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Формирование словоизменения у воспитанников с общим недоразвитием речи. Этапы логопедической работы по формированию словоизменения у воспитанников с ОНР.Нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), закрепление словоизменения в связной речи.
Понятие и виды связной речи. Методика логопедической работы по формированию связной речи у детей с ОНР: обучение составлению рассказа по картинке, обучение составлению рассказа по серии картинок, обучение рассказу-описанию, обучение пересказу. Направления, последовательность и приёмы логопедической работы.
Особенности устной речи обучающихся с ОНР: особенности словарного запаса, особенности грамматического строя речи (словообразование, словоизменение), особенности развития связной речи, звукопроизношение и фонематические процессы.
Специфика обучения обучающихся с ОНР: содержание уроков по русскому языка в работе с детьми, имеющими ОНР; этапность коррекционной работы с учащимися с ОНР; коммуникативная направленность развития речи обучающихся с ОНР в системе работы; первоначальное значение развитию понимания речи; урок произношения в специальной школе. Программа для учреждений образования, обеспечивающих получение специального образования для детей с ТНР.
Этапы и содержание коррекционно-развивающего обучения младших школьников с ОНР на логопедических занятиях: 1 этап - восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. 2 этап - восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка. 3 этап - восполнение пробелов в формировании связной речи.