История изучения вопроса о нарушении формирования речи у детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития (ЗПР). Статистические данные о распространенности речевой патологии у детей с ЗПР.
Общая характеристика нарушений речи при ЗПР. Классификация детей с ЗПР по характеру их речевых нарушений. Особенности фонетико-фонематических нарушений при ЗПР. Особенности лексической стороны речи у детей с ЗПР. Особенности грамматического строя речи при ЗПР: особенности словоизменения, особенности словообразования, особенности глубинно-семантической и поверхностной структуры речевых высказываний. Особенности связной речи у детей с ЗПР. Особенности письменной речи у детей с ЗПР: нарушения чтения и письма.
Принципы коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Особенности коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей с ЗПР. Направления и приёмы логопедической коррекции по коррекции нарушений лексической стороны речи у детей с ЗПР. Преодоление у детей с ЗПР нарушений грамматического строя речи: формирование навыков словообразования и словоизменения. Приёмы коррекции нарушений связной речи у детей с ЗПР.
Особенности овладения чтением детьми с задержкой психического развития. Симптоматика нарушений чтения. Обучение чтению детей с ЗПР.
Проявления нарушений письма у детей с задержкой психического развития. Симптоматика дисграфий у детей с ЗПР. Обучение письму детей с ЗПР.
Особенности логопедической работы при нарушениях слуха
Значение слуха в развитии ребенка. Степени снижения слуха у детей (глухота и тугоухость). Причины нарушений слуха. Факторы, определяющие характер и степень недостаточности речевой функции у детей с нарушением слуха. Обследование состояния слуховой функции у детей.
|
Основные принципы организации коррекционно-педагогического процесса. Соблюдение дидактических, гигиенических, организационно-методических требований к коррекционным занятиям с детьми с нарушениями слуха. Современные методы реабилитации детской тугоухости.
Особенности речевого развития при слуховой недостаточности. Фонетико-фонематические нарушения. Нарушения лексического строя речи. Нарушения грамматического строя речи. Основные направления коррекционно-логопедической работы со слабослышащими детьми.
Особенности логопедической работы при нарушениях зрения
Значение зрительной функции в познавательном и речевом развитии ребенка. Виды и степени нарушения зрительной функции у детей. Причины нарушений зрения. Профилактика зрительных нарушений.
Особенности речевого развития детей с нарушением зрения. Уровни сформированности речи у детей с нарушениями зрения (Л. С. Волкова).
Принципы организации коррекционно-педагогического процесса. Основные направления логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Организация логопедических занятий.
Особенности логопедической работы при ДЦП
Основные проявления нарушений при детском церебральном параличе (ДЦП). Особенности речевых нарушений при церебральном параличе. Понятие о дизартрии, алалии, общем недоразвитии речи. Нарушения письменной речи при ДЦП. Содержание логопедического обследования. Основные принципы коррекционной работы при ДЦП. Особенности и содержание ранней логопедической работы при церебральном параличе. Стимуляция доречевого и речевого развития.
|
Этапы логопедической работы при дизартрии: подготовительный, формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Развитие и коррекция голоса. Развитие мелодико-интонационной стороны речи. Роль логопедической коррекции в комплексной медико-психолого-педагогической и социальной помощи детям с церебральным параличом.
Роль логопедического массажа в нормализации мышечного тонуса. Виды массажа: расслабляющий, стимулирующий. Основные приемы логопедического массажа. Контрастотермия (термомассаж, криомассаж). Стимуляция активности ребенка с особенностями психофизического развития. Игровые ситуации при организации логопедических занятий с детьми. Игры на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза. Игры на развитие дыхания, голоса и просодики (сила, высота, тембр, интонация). Игры в коррекции произношения, в развитии грамматической и лексической сторон речи. Особенности организации игровой деятельности ребенка с ДЦП.