Развитие речи обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)




Симптоматика нарушений речевой системы при тяжелых нарушениях речи (ТНР). Позднее начало развития речи, ограниченный словарный запас. Наличие аграмматизма. Фонетико-фонематические нарушения. Недостаточность опыта речевого общения.

Психологические особенности школьника с ТНР. Познавательная деятельность детей с недоразвитием речи. Влияние заикания на вербальное общение младшего школьника и подростка. Требования к организации занятий с детьми с речевым недоразвитием, с заикающимися. Личностные и профессиональные качества учителя-логопеда, учителей-предметников, работающих с детьми с ТНР. Организация адекватной речевой и психологической среды в учреждении образования.

Необходимость комплексного коррекционного воздействия в работе с детьми с ТНР. Обеспечение индивидуального подхода с учетом уровня подготовленности и индивидуальных особенностей каждого ученика.

Основные задачи и содержание обучения и воспитания детей с недоразвитием речи школьного возраста. Общие и специфические задачи обучения детей с ТНР. Коррекционная направленность занятий с детьми с ТНР.

Развитие познавательных интересов, активности, самостоятельности. Развитие мышления, памяти, внимания, способности к рефлексии, самооценке. Формирование школьника как личности. Коррекция речевой деятельности. Становление общеучебных умений и навыков. Создание необходимых предпосылок для изучения языка как предмета и других наук.

Проблемы постановки целей при работе с детьми с речевыми нарушениями. Требования к целеобразованию в специальном учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Цель изучения учебного предмета – формирование языка как средства общения и орудия мышления; изучение языка как учебного предмета и средства освоения других наук.

Задачи обучения русскому языку: развитие внимания и интереса к речи; развитие фонематического слуха; выработка навыков правильного произношения; обогащение речи обучающихся; формирование коммуникативной деятельности; формирование учебно-речевой деятельности; обучение осмысленному чтению, говорению и письму; формирование нравственных и эстетических представлений.

Программы специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (с русским языком обучения). Принципы построения программы и учебников для детей с ТНР: коммуникативного подхода, комплексности, концентричности в подаче учебного материала, учета индивидуальных особенностей детей, систематичности и последовательности, практической направленности и др. Содержание разделов программы по русскому языку: «Обучение грамоте и развитие речи», «Русский язык и развитие речи», «Чтение (классное и внеклассное)»

Контроль качества освоения учащимися программного материала. Учебники и учебные пособия для специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Учебно-методическая литература.

Разнообразие видов деятельности на уроках русского языка: использование занимательных дидактических игр и упражнений, элементов игры, физкультминуток (релаксационных пауз), видов заданий, направленных на поддержание интереса к уроку, на снятие напряжения, на переключение внимания и др.

 

Методика обучения грамоте обучающихся

С тяжелыми нарушениями речи

Периоды обучения грамоте: добукварный, букварный, послебукварный.

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Использование графических обозначений. Работа над фонематическим слухом. Работа над звуковым анализом слова. Анализ и синтез звукового состава слов.

Работа над правильным произношением звуков как важное условие усвоения родного языка. Работа над мелодикой, ритмом и темпом речи.

Формирование и стимуляция собственной активной речи ребенка. Формирование умения задавать вопросы учителю, одноклассникам и отвечать на них распространенными предложениями. Стимуляция различных форм высказываний: обращение – побуждение – просьба, обращение – сообщение, обращение – вопрос.

Развитие познавательных процессов. Использование наглядности на уроках грамоты.

Освоение позиционного принципа чтения и письма (учет позиции буквы по отношению к соседним). Разделы «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Текст», «Развитие речи».

 

Методика работы над лексико-грамматической стороной речи

В школе для детей с ТНР

Обогащение и уточнение словарного запаса. Тематический подбор словаря. Учет уровня речевого развития обучающихся.

Особенности работы над новым словом. Соблюдение последовательности работы: знакомство с явлением, объектом; понимание значения слова; организация речевой практики и закрепление слова как символа определенного понятия. Включение нового слова в различные словосочетания и предложения, включение слов в контекст. Знакомство с многозначностью слов.

Группирование словаря по тематическим, смысловым, словообразовательным признакам. Приемы объяснения значения слов: с использованием наглядности (показ предмета или действия, муляжа, макета, рисунка; наблюдение; просмотр видеоматериалов), с использованием словесных средств (описание, перефразы и др.).

Особенности содержания и организации работы по формированию грамматического строя речи. Задачи: уточнение грамматических форм и конструкций; формирование умений и навыков наблюдения за языковым материалом, его анализа и конструкции; знакомство с новыми грамматическими формами и конструкциями; обучение использованию правильных грамматических конструкций в соответствии с замыслом высказывания.

Принципы и методы формирования грамматического строя письменной речи. Принципы сознательного обучения, поэтапного формирования грамматического навыка, расчленения грамматических действий на последовательные операции, практической направленности.

Совершенствование навыка грамматически правильного оформления связных высказываний. Приемы работы. Особенности и виды работы по словообразованию и словоизменению на уроках развития речи. Требования к грамматическим упражнениям.

Использование наглядности (перфокарты, опорно-сигнальные таблицы, сигнальные карточки, схемы и т.п.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: