Организация коррекционно-педагогического процесса детей с нарушениями речи




Категория детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Особенности психического и речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Причины возникновения речевых нарушений. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения, комплектование групп.

Педагогический процесс в специальном дошкольном учреждении и его характеристика. Основные задачи специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи. Планирование коррекционно-воспитательной работы в специальном дошкольном учреждении.

Общедидактические и специальные принципы обучения и воспитания. Сознательность и активность, систематичность и последовательность, наглядность, доступность, научность, прочность, связь теории с практикой, индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку, воспитывающий характер обучения. Особенности реализации этих принципов в специальном учреждении для детей с ТНР: коррекционно-развивающая и практическая направленность.

Типы и структура занятий в специальном дошкольном учреждении. Организация и содержание коррекционной работы с детьми с нарушениями речи (индивидуальной, подгрупповой).

Особенности и условия воспитания детей с нарушениями речи в семье. Проведение коррекционно-воспитательной работы в домашних условиях. Соблюдение охранительного режима дня. Единство требований, последовательность, согласованность родителей в воспитании ребёнка с нарушениями речи.

Создание коррекционно-развивающей образовательной среды для детей с ТНР в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Программа обучения и воспитания воспитанников с нарушениями речи. Обучение детей в соответствии с познавательными возможностями, с учетом программных требований в учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности организации жизни и деятельности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речи в разных возрастных группах в первой и второй половине дня. Задачи воспитания и обучения и специфика их реализации в разных разделах программы «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи». Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания; физическое воспитание; трудовое воспитание; формирование навыков социального взаимодействия; сенсорное воспитание; игра; изодеятельность и конструирование; ознакомление с окружающим миром; формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи; формирование произносительной стороны речи.

Функциональный подходк отбору и подаче материала при обучении детей с нарушениями речи, практическая направленность обучения. Концентрический подход к изучению учебного материала. Ситуативно-тематическое представление материала при обучении русскому и белорусскому языкам. Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с особенностями психофизического развития (с нарушениями речи). Стимуляция речевых высказываний, общения детей. Использование коммуникативно-ситуативных, разнообразных игровых заданий, паралингвистических средств общения (мимика, жесты, пантомимика).

Применение коррекционных технологий в учебно-воспитательном процессе детей с ТНР.

Классификации форм организации обучения: по количеству обучающихся (массовые, коллективные, фронтальные, групповые, микрогрупповые, индивидуальные), по месту учебы (школьные, внешкольные), по продолжительности учебных занятий и др.

Классно-урочная система обучения. Особенности и признаки классно-урочной системы обучения. Урок (занятие) как основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Коррекционная направленность занятий в специальном учреждении образования.

Типы уроков (вводный (пропедевтический), урок первичного ознакомления с материалом, усвоения новых знаний, применения полученных знаний на практике, урок формирования новых умений и навыков, закрепления, повторения и обобщения, контроля и коррекции знаний, умений и др.). Комбинированный урок.

Формы учебной работы на уроке. Постановка целей к уроку (целеполагание). Требования к организации занятия (урока) с детьми с особенностями психофизического развития (дидактические, гигиенические, организационные). Подготовка учителя-логопеда к занятию. Технология анализа и самоанализа урока (занятия) в специальном общеобразовательном учреждении для детей с ТНР.

Многообразие форм организации воспитания, обучения обучающихся с ТНР – экскурсия, логопедические занятия, самоподготовка, факультативы, логоритмические занятия, занятия общественно-полезным трудом, воспитательные мероприятия и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: