1. Основные этапы становления и развития коррекционной педагогики.
2. Донаучный период развития коррекционной педагогики и первые упоминания о речевых нарушениях (с античных времен до XIVв.).
3. Первые сведения о речевых расстройствах, этиологии и приемах их преодоления.
4. 1 и 2 этапы развития коррекционной педагогики (Классическая наука эпохи Возрождения, Нового времени и эпохи Просвещения (XIV - начало XIX в.)).
5. 3 этап развития коррекционной педагогики (Неоклассическая наука (XIX в. – пер. пол. XX в.)).
6. 4 и 5 этапы развития коррекционной педагогики (постнеклассическая наука (со второй пол. XX в.)).
7. История становления и развития системы специального образования на территории Беларуси.
8. Современные тенденции развития образования лиц с особенностями психофизического развития: интеграция, инклюзия.
9. Структурная характеристика системы специального образования в Республике Беларусь на современном этапе и перспективы ее дальнейшего развития.
10. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования.
11. Общая характеристика содержания образования.
12. Компетентностный подход как современная стратегия образования учащихся с ОПФР.
13. Специальные образовательные условия.
14. Цель и задачи, предметные области коррекционной педагогики, ее связь с другими науками.
15. Понятийно-категориальный аппарат коррекционной педагогики.
16. Принципы специального образования и коррекционной педагогики.
17. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
18. Развитие системы образования детей с тяжелыми нарушениями речи в Республике Беларусь.
|
19. Обучение как единый познавательный процесс.
20. Оценка учебно-познавательной деятельности обучающихся с ОПФР.
21. Образовательная среда, ее проектирование и моделирование в процессе обучения и воспитания учащихся с ОПФР.
22. Коррекционно-педагогический процесс как целостное явление.
23. Система коррекционной работы в учреждении образования.
24. Профессиональная деятельность и личность учителя-логопеда
25. Цель, содержание и организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания.
26. Патронатное сопровождение обучающихся с ОПФР, освоивших содержание образовательных программ специального образования.
27. Современная законодательно-нормативная база интегрированного обучения и воспитания в Республике Беларусь.
28. Учебный план группы (класса) интегрированного обучения и воспитания.
29. Философия и методология инклюзивного образования.
30. Инклюзивное образовательное пространство.
ЛОГОПЕДИЯ
МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
1. Логопедия как наука, её связь с другими науками, значение и актуальные проблемы современной логопедии.
2. Логопедическое обследование ребёнка с нарушением речи, дифференциальная диагностика и профилактика нарушений речи.
3. Дислалия: причины, симптоматика, формы и их характеристика.
4. Методика логопедического воздействия при дислалии: цель, этапы, их характеристика.
5. Ринолалия: причины, симптоматика, формы и их характеристика.
6. Методика коррекционной работы при разных формах ринолалии.
|
7. Дизартрия: причины, симптоматика, формы и их характеристика.
8. Система коррекционно-педагогической работы при дизартрии.
9. Методика коррекционной работы при функциональных нарушениях голоса.
10.Методика коррекционной работы при органических нарушениях голоса.
11.Система комплексной работы по устранению нарушений темпа речи.
12. Заикание: причины, симптоматика, формы и их характеристика.
13.Комплексный подход к преодолению заикания.
14.Методики логопедической работы с заикающимися.
15.Система коррекционного воздействия при сенсорной алалии.
16. Система коррекционного воздействия при моторной алалии.
17. Специфика коррекционно-педагогической работы при передних формах афазии.
18.Специфика коррекционно-педагогической работы при задних формах афазии.
19.Методика устранения семантическойдислексии, оптической и аграмматической дислексии и дисграфии.
20.Методика устранения фонематической дислексии, артикуляторно-акустической дисграфии, дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания и нарушений языкового анализа и синтеза.
21. Дизорфография: определение нарушения, причины, симптоматика, содержание коррекционной работы.
22.Фонетико-фонематическое недоразвитие: причины, симптоматика, содержание коррекционной работы.
23.Общее недоразвитие речи: причины, симптоматика, характеристика уровней речевого развития.
24.Методика логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.
25.Особенности логопедической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
|
26.Особенности логопедической работы при нарушениях слуха.
27.Особенности логопедической работы при нарушениях зрения.
28.Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).
29.Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе.
30.Организация логопедической помощи населению Республики Беларусь.
31.Организация коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном учреждении (группе) для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
32.Урок как основная форма организации учебного процесса в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
33.Особенности использования в учебно-воспитательном процессе методов, приёмов, средств развития речи при обучении детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
34.Педагог как субъект коррекционно-педагогической деятельности в специальном учреждении образования для детей с речевыми нарушениями.
35.Цель, задачи, принципы методики развития речи детей дошкольного возраста, особенности работы над звукопроизносительной стороной речи.
36.Задачи, принципы, направления работы над лексикой в специальном дошкольном учреждении для детей с ТНР.
37.Методика работы по формированию грамматического строя речи в специальном дошкольном учреждении для детей с ТНР.
38.Методика формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
39.Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
40.Методика формирования связной речи в условиях дошкольного учреждения для детей с ТНР.
41.Методика ознакомления с художественной литературой в условиях дошкольного учреждения для детей с ТНР.
42.Задачи, межпредметные связи методики ознакомления с окружающим миром, значение представлений об окружающем для познавательного и речевого развития детей с ТНР.
43.Методика формирования элементарных математических представлений: предмет, задачи, принципы, связи с психолого-педагогическими науками, коррекционные цели при обучении детей дошкольного возраста с ТНР.
44.Особенности методики работы по формированию представлений о величине, форме, массе предметов, основ измерительной деятельности у детей дошкольного возраста с ТНР.
45.Особенности методики работы по формированию дочисловых количественных представлений, пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с ТНР.
46. Особенности методики работы по формированию представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста с ТНР.
47.Особенности методики обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с ТНР, использование занятий по изобразительной деятельности при решении коррекционных задач.
48.Игровая деятельность детей дошкольного возраста с ТНР: методика организации игры, коррекционное значение для познавательного и речевого развития.
49.Особенности организации и коррекционное значение трудовой деятельности и обучения навыкам самообслуживания детей дошкольного возраста с ТНР.
50.Требования к постановке целей и задач коррекционно-педагогической работы с детьми с ТНР.
51.Предмет, задачи специальной методики обучения русскому языку в школе для детей с ТНР, её связь со смежными науками.
52.Принципы, методы, приемы и средства обучения русскому языку в специальной школе для детей с ТНР.
53.Психолого-педагогические основы и особенности обучения грамоте обучающихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
54.Содержание, задачи, методика работы над лексикой в школе для детей с ТНР.
55.Принципы, задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи обучающихся младшего школьного возраста с ТНР.
56.Основные требования к методике и содержание работы по развитию связной речи обучающихся младшего школьного возраста с ТНР.
57.Методика работы над предложением в школе для детей с ТНР.
58.Методика работы над диалогом обучающихся специальной школы для детей с ТНР.
59.Методика работы над монологом обучающихся специальной школы для детей с ТНР.
60.Особенности обучения чтению обучающихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.