ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»
КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпускная квалификационная работа
на тему Рецепция образа Н.В. Ставрогина в русской философской и научной мысли (роман Ф.М. Достоевского «Бесы»)
направление подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование (Литературное и языковое образование)
Выполнил:
Папазян Валентина Борисовна
Руководитель:
Вигерина Людмила Ивановна,
к.фил.н., доц.
Работа представлена в ГЭК «» _____________ года
Зав. кафедрой __________________
Санкт-Петербург, 2022 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Выпускная квалификационная работа. 1
Введение. 3
Глава 1. Религиозно-философское осмысление романа «Бесы» и образа Н.В. Ставрогина в работах русских мыслителей начала XX в. 7
1.1. Религиозно-философское представление романа «Бесы» и образа Н.В. Ставрогина в работах мыслителей начала XX в. 7
1.2. Восприятие образа Н.В. Ставрогина в работе Д.С. Мережковского «Л. Толстой и Достоевский» 13
1.3. Восприятие Н.В. Ставрогина религиозным философом С.Н. Булгаковым (анализ статьи «Русская трагедия») 16
1.4. Николай Ставрогин как «отрицательный русский Фауст»: трактовка образа героя Вяч. И. Ивановым.. 19
1.5. Интерпретация образа Н.В. Ставрогина в работах Н.А. Бердяева. 22
1.6. Образ Н.В. Ставрогина в статьях С.А. Аскольдова. 26
Выводы по первой главе. 35
Глава 2. Исследование образа Н.В. Ставрогина и романа «Бесы» с позиций отечественного литературоведения. 37
2.1. Анализ главного героя романа в 20-ые г.г. XX века. 37
|
2.2. Интерпретация романа «Бесы» и его главного героя Н.В. Ставрогина с точки зрения советской идеологии (30-60-ые г.г. XX века) 43
2.3. 70-80-ые г.г. XX века как эпоха возобновления объективного научного восприятия образа Н.В. Ставрогина и романа «Бесы». 47
2.4. Образ Н.В. Ставрогина в отечественном литературоведении 90-ых г.г. XX – XXI в.в. 51
Выводы по второй главе. 61
Заключение. 63
Список литературы.. 66
Введение
Роман Ф.М. Достоевского «Бесы», напечатанный впервые в 1871 году, долгое время был мало известен советскому читателю. Главной причиной запрета романа являлась его репутация карикатуры на революционно- освободительное движение, которая бросала тень на произведение вплоть до 70-80-х г.г. XX века. Художественная специфика произведения, его символизм, образ центрального персонажа – Николая Ставрогина - не были центром внимания у исследователей и критиков того времени.
Если просмотреть историю исследования романа с момента его издания, то можно представить ее в виде такой периодизации:
- 70-ые г.г. XIX века – создаются работы, являющиеся откликом на написание романа и рассматривающие его и центрального героя Н.В. Ставрогина исключительно с социально-политической стороны (статья Н.К. Михайловского «О «Бесах» Достоевского» (1873 г.), статья беллетриста В.К. Авсеенко «Общественная психология в романе «Бесы, роман Федора Достоевского. В трех частях. С.-Петербург, 1873», критика П.Н. Ткачева «Больные люди» (1873 г.) и некоторые другие);
- эпоха рубежа XIX-XX веков – время наиболее интенсивного исследования романа и центрального персонажа с религиозной и философской позиций (Д.С. Мережковский «Л. Толстой и Достоевский», Н.А. Бердяев «Ставрогин», «Миросозерцание Достоевского», Вяч. И. Иванов «Основной миф в романе "Бесы"», С.Н. Булгаков «Русская трагедия» и другие);
|
- 20-ые г.г. XX века – период примечателен продолжением написания критических и философских статей исследователями и мыслителями, эмигрировавшими из России (А.Л. Бем «Эволюция образа Ставрогина», Ф.А. Степун «"Бесы" и большевистская революция», Б.П. Вышеславцев «Русская стихия у Достоевского», С.И. Гессен «Трагедия зла. (Философский смысл образа Ставрогина))», а также созданием литературоведческих работ, посвященных роману «Бесы» и образу Н.В. Ставрогина (А.С. Долинин «Исповедь Ставрогина», В.Л. Комарович «Неизданная глава романа "Бесы"», Л.П. Гроссман «Стилистика Ставрогина», «Спешнев и Ставрогин», Б.М. Энгельгардт «Идеологический роман Достоевского», М.М. Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского»);
- советская эпоха 30-ых – конца 60-ых г.г. – эпоха замалчивания, предания романа «Бесы» забвению; творчество Ф.М. Достоевского рассматривается российским революционером А.В. Луначарским, писателем М. Горьким, критиком В.Б. Шкловским, литературоведом В.Я. Кирпотиным и другими исключительно с позиций советской идеологии;
- 70-80-ые г.г. XX века – начало серьезного изучения романа и его главного героя в связи с подготовкой «Полного собрания сочинений Ф.М. Достоевского в 30 томах» (Н.В. Касаткин «Тайна человека: своеобразие реализма Ф.М. Достоевского», В.И. Левин «Достоевский, «Подпольный парадоксалист» и Лермонтов», Г.М. Фридлендер «Ф.М. Достоевский», К.В. Мочульский «Достоевский. Жизнь и творчество»);
|
- период с 90-ых г.г. XX века и по наше время – это активное и обширное изучение наследия Ф.М. Достоевского; роману «Бесы» и его герою Н.В. Ставрогину посвящены монографии Л.И. Сараскиной («Бесы: роман-предупреждение»), Ю.И. Сохрякова («Творчество Ф.М. Достоевского и русская проза XX века»), Е.М. Мелетинского («Заметки о творчестве Достоевского»), Т.А. Касаткиной («Без Бога»), литературоведческие статьи Т.Д. Комовой («Николай Ставрогин как тип двойника (роман Ф.М. Достоевского «Бесы»)»), Н.О. Булгаковой, О.В. Седельниковой («Портрет Ставрогина: к вопросу об особенностях идиостиля в романе Ф.М. Достоевского "Бесы"»), С.В. Ковалевой («Антихрист: Ставрогин или П. Верховенский? (по роману Ф.М. Достоевского «Бесы»)», Е.П. Гуровой («Юродивые в романах Ф.М. Достоевского»), С.В. Белова («Роман Ф.М. Достоевского «Бесы»: некоторые аспекты восприятия»), а также ряд диссертационных исследований (Л.П. Гогина «Альтернатива нигилизму в романе "Бесы" Ф.М. Достоевского», А.А. Моисеев «Феномен «скитальчества» в романе Ф.М. Достоевского "Бесы"» и др.).
Рассмотрение истории исследования романа подтверждает актуальность избранной темы тем, что образ Ставрогина и роман «Бесы» в целом долгое время не рассматривались в отечественном литературоведении, и поэтому требуют глубоко анализа и систематизации прежних знаний.
Объектом выпускной квалификационной работы являются философские труды русских мыслителей начала XX века, а также литературоведческие работы исследователей с периода 20-ых г.г. XX века по наше время, посвященные анализу романа «Бесы», предметом исследования являетсяобраз Н.В. Ставрогина.
Цель данной работы – анализ восприятия образа Н.В. Ставрогина в русской философской и научной мысли.
В соответствии с целью сформулированы следующие ее задачи:
1. наметить периодизацию изучения романа «Бесы» и образа Н.В. Ставрогина;
2. выявить своеобразие каждого периода, в котором рассматривается образ Н.В. Ставрогина;
3. проанализировать религиозно-философские работы отечественных мыслителей начала XX века (на примере Иванова, Булгакова, Бердяева, Мережковского), посвященные роману Ф.М. Достоевского «Бесы» и его центральному образу Н.В. Ставрогину;
4. проанализировать литературоведческие работы отечественных исследователей в период с 20-ых г.г. XX века по настоящее время, посвященные изучению образа Н.В. Ставрогина;
5. объяснить особенности восприятия и интерпретации образа Н.В. Ставрогина идеологией, культурно-исторической эпохой, состоянием литературоведения в тот или иной период изучения;
6. на основе анализа философских и научных трудов определить общие концепции и идеи, помогающие раскрыть целостный образ Н.В. Ставрогина.
Новизна данного исследования заключается в выявлении, систематизации и подробном анализе работ отечественных мыслителей и ученых, рассматривающих центрального героя романа «Бесы» Н.В. Ставрогина.
Теоретической базой дипломной работы послужили исследования выдающихся русских философов и литературоведов: Д.С. Мережковского, Вяч. И. Иванова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.А. Аскольдова, С.П. Гессена, Л.П. Гроссмана, Б.М. Энгельгардта, М.М. Бахтина, К.В. Мочульского, Г.М. Фридлендера, Е.М. Мелетинского, Д.И. Сараскиной, Т.А. Касаткиной, Ю.И. Сохрякова и др.).
При написании работы были использованы следующие методы исследования: аналитический, сравнительно-исторический, историко-системный.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования материалов исследования как в школьной, так и в вузовской преподавательской деятельности, а также при написании учебных пособий.
Структура настоящего исследования состоит из Введения, двух Глав, Заключения и Списка литературы.
Глава 1. Религиозно-философское осмысление романа «Бесы» и образа Н.В. Ставрогина в работах русских мыслителей начала XX в.