для направления/специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии» (Вторая ступень высшего профессионального образования)
Разработана А.В.Орловым для Государственного университета — Высшей школы экономики (С небольшими сокращениями)
I. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В курсе кратко рассматриваются: исторические предпосылки и социально-экономические условия развития предпринимательства и малого бизнеса в зарубежных странах и в России; правовые, экономические и организационные основы становления и формирования этой важнейшей сферы современного общества и определяющего сектора национальных хозяйств, способных принимать вызовы XXI века в глобализирующемся мире.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вводятся принятые в международной и российской практике понятия и критерии крупного, среднего, малого, маленького, семейного, ремесленного и т.п. предприятий. Проводятся сопоставления основных показателей развития малого предпринимательства в России, ФРГ, США, Канаде, Японии и других странах.
Анализируются отраслевые, структурные и региональные особенности предпринимательства, малого бизнеса; концепции, приоритетные направления, федеральные, региональные и муниципальные программы поддержки малых и средних предприятий.
Рассматриваются принципиальные моменты создания и функционирования: систем государственной, общественной и частной поддержки малого бизнеса; его инфраструктура, а именно: бизнес-инкубаторы, государственные гарантийные, венчурные, иные фонды; инновационные, информационные, консультативные, ремесленные, кадровые центры; торгово-промышленные палаты; кредитные кооперативы, их союзы; общества взаимного кредитования и т.д.
|
Слушатели знакомятся: с организацией и механизмами взаимодействия бизнеса и малых предприятий с банками; с механизмами самоподцержки, применяемыми в малом бизнесе, семейном и индивидуальном предпринимательстве; с финансовыми технологиями, а именно — микрофинансированием и микрокредитованием, гарантированием (с распределением рисков), венчурным финансированием, лизингом, франчайзингом и т.д.
Курс делится на три части:
Первая. Базовые понятия (словарь) и основы малого бизнеса. Исторический очерк. Правовые и экономические основы.
Вторая. Системы, инфраструктура и программы поддержки.
Третья. Финансовые механизмы. Банки. Саморегуляция. Как открыть свое дело. Где и как выдают кредиты. Свет и тени малого бизнеса. Как сформировать начальный капитал. Как бороться с административно-бюрократическими барьерами. Что такое принципы «одного окна» и «под одной крышей».
Студенты получают возможность в процессе дискуссий выбрать темы для самостоятельной работы (эссе) в трех последовательных модулях:
Первый. Мое представление о малом бизнесе. Современные предприниматели и их ментальность. Малый бизнес как игра. Бизнес в теории и в жизни.
Второй. Открытие своего дела: (Интернет-кафе; салон красоты; консультационный, информационный, инновационный центры; автозаправочная станция, дизайн-бюро, производство мебели, мясоперерабатывающее предприятие, ресторан, бар).
Третий. Как сформировать начальный капитал. Что такое административно-бюрократические барьеры. Что я знаю о работе банков с малым бизнесом (семейным, индивидуальным). Где и как можно получить кредит, ссуду, займ. Где найти деньги. Что такое фонды, как они работают. Теневые стороны малого бизнеса (рэкет, «крыши», «общаг» и т.п.).
|
Консультации преподавателя через E-mail, Интернет.
Организационные модели (блок-схемы) — в компьютерном варианте.
Использование основной и дополнительной литературы, Интернета.
Основные формы контроля при изучении курса:
1. Обсуждение и коллективная оценка самостоятельных работ (эссе) по трем отдельным модулям, выполняемых с помощью Интернет и консультирования преподавателя через E-mail.
2. Выполнение (добровольно) итоговой самостоятельной работы или научного доклада, объединяющего темы всех трех модулей; в случае высокой оценки работы или доклада студент освобождается от зачета; взаимодействие с преподавателем по E-mail, через Интернет.
3. Зачет (Экзамен).
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В теме 1 вводятся базовые понятия курса (свобода выбора, эволюция понятия «предприниматель», ответственность, риски, малый бизнес и т.п.), формируется его словарь; рассматривается предмет курса; дается краткий исторический очерк становления предпринимательства и малого бизнеса в России и зарубежных странах.
Тема 2 посвящается рассмотрению базовых законов и нормативных актов, определяющих рамки и возможности развития и поддержки предпринимательства и малого бизнеса. В этой теме с помощью основных экономических показателей раскрываются роли крупного, среднего и малого бизнеса в экономике; их взаимодействие и противоречия. Приводятся необходимые международные сопоставления.
|
В теме 3 рассматриваются современные концепции и приоритеты развития малого бизнеса; государственные (федеральные), региональные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.
Тема 4 посвящена действующим и создаваемым с учетом стадии (фазы) зрелости предпринимательства и национальных особенностей системам государственной, общественной и частной поддержки малого бизнеса ведущих капиталистических стран и России.
В теме 5 раскрываются состав и характеристики инновационных центров, сайнт-парков, фондов, лизинговых компаний, Интернет-центров, торгово-промышленных палат и т.д.
Тема 6 знакомит с банками и другими финансовыми институтами, работающими со средними и малыми предприятиями. Здесь студенты узнают о том, что такое микрофинансирование, гарантирование, франчайзинг, взаимное финансирование с учетом теневых сторон малого бизнеса.
В теме 7 рассматриваются правила и порядок открытия своего дела (предприятия) с учетом преодоления административно-бюрократических барьеров.
Важными этапами принятия решения об открытии своего бизнеса являются самотестирование, расчет начального капитала и рациональное сочетание источников его получения, включая т.н. «черные кассы». Эти вопросы разбираются в теме 8.
Тема 9. В ней раскрываются особенности разных типов (моделей) предпринимательской ментальности и малого бизнеса как «игры».
Тема 10. Международные программы, проекты и институты поддержки малого бизнеса.
Завершаются основные темы курса итоговой лекцией по теме 11: Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства, принятая 19 декабря 2001 года Госсоветом РФ.
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ЧТО ЧИТАТЬ
Базовый учебник
Сирополис Николас. Управление малым бизнесом. М.: Дело, 1998.
Основная литература
Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ. Принята Госсоветом РФ 19 декабря 2001г.
Орлов А. и др. Введение в малый бизнес. М.: Институт инвестиций и предпринимательства, 2001 (в том числе электронная версия).
Орлов А. Человек. Экономика. Предприниматель. М.: ВШЭ, 1996.
Орлов А. Предпринимательство в России: (Истоки и этапы до 1992 г.) // Вопросы экономики. 1999. № 12.
Орлов А. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация? // Вопросы экономики. 2001. №10.
Дополнительная литература
Орлов А. Введение в предпринимательство: Малый бизнес в России и за рубежом. М.: Экономическая академия, 1994.
Орлов А. Малый бизнес //Переходная экономика: Учебник / Под общей ред. Л.И.Абалкина. Гл. 20. — М.: Экономика, 1998.
Системы поддержки и развития малого предпринимательства в зарубежных странах: Сб. Москва; Краснодар: Просвещение; Юг, 2001.
2. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ