Вступление в ВТО - требование времени




В 2001 году и начале 2002 года на разных уровнях, на международных и российских форумах, широко обсуждались вопросы, связанные с вступлением России в ВТО. Большинство политически непредвзятых участников дискуссий, представляющих органы исполнительной и законодательной власти, объединения предпринимателей и научную общественность, считают, что вступление России в ВТО — объективная необходимость. Речь идет скорее об условиях и сроках этого вступления. Существенно то, что приобретет Россия при вхождении в число полноправных членов этой организации и что потеряет. Наиболее заинтересованной стороной в понимании «плюсов» и «минусов» этого были олигархии, монополии, крупные концерны и холдинги, ведущие банки. Постепенно радужные настроения относительно ВТО сменились серьезным беспокойством. Интересы же малого и среднего предпринимательства отодвигались при этом на второй план.

Опыт Финляндии, Канады, Италии, Мексики и других стран показывает, что необходимо заранее (а это значит для России сегодня, сейчас) подготовить правовую основу и сами программы защиты позиций отечественного малого предпринимательства. Для этого необходимо оговорить и специальные условия, и меры защиты МП на стадии предварительных переговоров, которые вели и ведут рабочие группы Правительства России. В первую очередь это относится к малым и средним предприятиям пищевой, швейной, текстильной, обувной, трикотажной, мебельной, промышленности, сферы услуг.

Правительство России неоднократно заявляло, что будет стремиться к снижению средней ставки импортных пошлин до уровня Евросоюза и США — в 3—4%. Но пока этот уровень составляет 16—17% и лишь в отдельных сферах — 10—11%, что соответствует тому уровню, который требуется от России для вступления в ВТО. По некоторым же позициям импортные пошлины уже значительно снижены. Это касается, прежде всего, импорта технологического оборудования, который в 2001 году увеличился на 30%. Получая такое оборудование в лизинг, выигрывают и многие МСП.

Банковский сектор и страхование в нашей стране еще сильно отстают от уровня своих зарубежных аналогов и потребностей. По возможностям в работе с малыми предприятиями, по освоенным финансовым технологиям иностранные банки на порядок превосходят российские. С приходом иностранных банков на российский рынок отечественные банки могут быть существенно потеснены. Иностранные банки станут контролировать не только внешние, но и внутренние платежи, и если заранее не ввести ограничений по вывозу капитала, это может повлечь за собой дальнейший отток значительных средств за границу.

В то же время иностранные кредитные организации могут привнести не только новые технологии, но и оказать — своей конкуренцией — стимулирующее воздействие на модернизацию российских банков.

Для подготовки МСП к работе в условиях глобализации, учитывая международный опыт, целесообразно, чтобы альянс государственных структур (Минэкономразвития России, МАП России, ФФПМП и др.) с ТПП России, Российским агентством МСП[65] привел к созданию оперативно действующей справочно-информационной системы о положении дел в странах СНГ и т.п. Это возможно сделать на базе действующих информационных систем типа СИОРА, на основе систем ФФПМП, ТПП России и Интернет - технологии. Малым предприятиям с трудом даются инвестиционное проектирование и оценки инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, уровень конкуренции, свободные рыночные ниши и т.п. Улавливать же «сигналы мирового рынка» рядовому российскому бизнесмену еще долго будет не под силу. Но именно с целью защиты для отраслей пищевой и легкой промышленности необходимо выстроить надежную систему правового и информационного обеспечения (включая каталогизацию, стандартизацию, экологический мониторинг и др.). Эта система может быть отстроена по открытому принципу и совместима с другими государственными системами, которые станут частью федеральной целевой программы «Электронная Россия».

Для регионов с преобладанием отраслей пищевой и легкой промышленности необходимо разработать специальные программы поддержки с мерами защиты потребительского рынка от низкокачественной и фальсифицированной продукции, которая и ныне поступает из Турции, Китая и ряда других стран, а также ввести заслоны против ее нелегального, контрабандного ввоза.

Нехватка инвестиций в перерабатывающем секторе остается одной из острых проблем в малом предпринимательстве. Обновление производственных фондов и внедрение новых технологий в мясопереработке, обувной, швейной, трикотажной отраслях, требуют вложений от 30 до 50 млрд. руб. Львиная доля всех инвестиций приходится на добывающие, экспортно-ориентированные отрасли. В итоге большинство отечественных малых и средних производителей товаров и услуг просто не в состоянии конкурировать с западными предприятиями (и это еще при невысоком уровне потребительского спроса). Импорт этой продукции в 2000—2001 годах продолжал расти. По итогам же 2001 года его объем увеличился почти на 20%. По мнению экспертов, тенденция роста импорта сохранится и в 2003 году.

Далека отрешения проблема объема государственной поддержки сельского хозяйства, которая неоднократно поднималась на переговорах по вступлению России в ВТО.

Цена же решения этой проблемы — продовольственная безопасность страны. В техническом перевооружении сельского хозяйства наша страна отстала от развитых государств на 40—50 лет. До рациональной нормы в сельском хозяйстве не хватает почти 800 тыс. тракторов, а примерно 2/3 имеющихся в хозяйствах тракторов подлежит списанию. Государству придется и впредь дотировать сельское хозяйство. США это делали в течение последних 70 лет, а европейские страны — в течение 40 лет.

При вступлении в ВТО предусматривается увеличение импортных пошлин на сельскохозяйственную продукцию и технику, а также введение количественных ограничений на импорт. Без этого не обходилась ни одна страна, пока сельское хозяйство и агробизнес в целом не становились конкурентоспособными.

Но поля и фермы — это лишь исходные звенья всей агропромышленной цепочки, завершающейся продажей продуктов в магазинах и их потреблением. России придется отстаивать экспортные субсидии в сельском хозяйстве, право на которые имеют все страны — члены ВТО.

Проблемы аграрного сектора, вероятно, долго еще останутся предметом острой дискуссии между нашей страной и Евросоюзом. Дело в том, что в Европе сельское хозяйство, мягко говоря, не совсем рыночное. Для этой цели в ВТО предусмотрены значительные дотации. Россия тоже требует дотации — до 15 млрд. долларов в год. Дотации сельскому хозяйству в бюджете 2002 года составляли около 3 млрд. долларов.

Большинство продовольственных транснациональных компаний (ТНК), которые работают в России и готовы прийти на наш рынок, проходят стадию очередной модернизации. Если раньше ТНК вынуждены были адаптировать свою продукцию и услуги к особенностям конкретных региональных рынков, то в результате глобализации населению придется, как это уже произошло во многих странах, адаптироваться к стандартизованным продуктам. Примером этого является ассортимент такой известной франчайзинговой системы, как «Мак-Дональде». «Мак-До-нальдс» сдает свои позиции под напором экспансии других ресторанных сетей во многих странах, где обновили набор продуктов и услуг с ориентацией на борьбу за снижение веса у многих людей, введя овощные и фруктовые низкокалорийные блюда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: