По состоянию на 01.01.2001 (млн.. руб.)




  1993 к 1994г. 1995г. 1996г. 1997г. 1998г. 1999г. 2000г.   1993-2000 гг.
Остаток на р/с на 01.01... 0,0 5,2 40,3 109,7 64,7 64,0 66,6 10,6    
       
ПОЛУЧЕНО СРЕДСТВ, в т.ч.: из бюджета 9,5 39,9 78,7   386,6     50,0   564,7
средств от приватизации       68,1 114,9 23,9   0,1   207,0
прочив поступления (возврат займов, % за кредит, дохода! по ценным бумагам, допоставкам на расчетных счетах)   0,7 49,6 24,3 40,6 30,2 35,4 70,4   251,2
ВСЕГО 9,5 40,6   92,4 542,1 54,1 35,4 120,5   1022,9
     
ИЗРАСХОДОВАНО СРЕДСТВ, в т.ч.: возвращено в бюджет         134,5 26,6       161,1
уплачено налогов 0,9 1,1 10,7 9,8 4,4 7,8 6,6   46,5
израсходовано на нужды ФФПМП по смете 1,4 1,8 17.2 5,5 27,5 13,2 13,0 16,6   96,2
Финансирование программ поддержки малого предпринимательства, всего   2,6 31,0 85,1 371,1 3,9 10,3 40,0   546,0
в т.ч.: на безвозвратной основе   0,4 22,0 9,4 43,5 1,5 0,9 и   79,2
на возвратной основе   2,2 9,0 75,7 327,6 2,4 9,4 38,5   466,8
МЭСБ (банкрот)             62,9     62,9
Вложения в ценные бумаги       35,7           35,7
Вложения в акция.       1,3 5,3         6,6
ВСЕГО 4,3 5,5 58,9 137,4     91,4 «3,2   955,0
     
Остаток на р/с 31.12... 5,2 40,3 109,7 64,7 64,0 66,6 10,6 67,9    
                       

 

На третий источник, а именно — на возврат займов, процентов за кредит, процентов по ставкам на расчетных счетах, доходы по ценным бумагам, приходилось 251,2 млн.. рублей.

1993-2000 годы характеризовались колебанием уровней инфляции. После гиперинфляции 1992-1993 годов с 1994 по 1997 год уровень инфляции имел тенденцию к снижению.

Учитывая кризис августа 1998 года и, соответственно, всплеск инфляции, каждый из источников по-разному проявлял свою устойчивость и эффективность.

Рассмотрим динамику поступавших средств по каждому из них. Очевидно, что наиболее дорогими являются бюджетные средства, впервые поступившие в Фонд в сумме 9,5 млн. рублей в 1993 году. В этот период становления Фонд занимался кредитованием и отдельных проектов малых предприятий.

Начиная с 1994 года, средства из государственного бюджета выделялись уже непосредственно под финансовое обеспечение мероприятий двухгодичных Федеральных программ.

В 1994 году было выделено 39,9 млн.. рублей, в следующем году — 78,7 млн.. рублей (почти в 2 раза больше). Эти средства были выделены на финансовое обеспечение мероприятий программы 1994—1995 годов. На реализацию первоочередных мероприятий Федеральной программы 1996—1997 годов из первого источника, бюджета, Федеральный фонд получил — после рассмотрения вопроса в Государственной думе — 386,6 млн.. рублей[47].

Программа на 1998—1999 годы, несмотря на одобрение ее Правительством РФ в мае 1998 года, уже не получила финансовой поддержки. Соответственно и в Федеральный фонд в эти годы не направлялись средства из бюджета. С одной стороны, это было связано с выявленными проверкой Минфина России серьезными нарушениями в деятельности Федерального фонда. С другой стороны, Государственная дума не одобрила осенью 1998 — зимой 1999 года Федеральную программу[48].

Благоприятно складывающаяся с 1993 года динамика по получению и использованию средств на выполнение мероприятий программы (1993 г. — 9,5 млн.. рублей; 1994г. — 39,9 млн.. рублей; 1995г. — 78,7 млн.. рублей; 1996г. — 0 рублей; 1997г. — 386,6 млн.. рублей; 1998г. — 0 рублей; 1999г. — 0 рублей) — рост в 35 раз за 1993—1997 годы — сразу была опрокинута (см. табл. 1 и рис. 1).

 

 

После одобрения Правительством России и Государственной думой Федеральной программы на 2000-2001 годы Федеральный фонд на соответствующие мероприятия получил из бюджета в 2000 году 50 млн.. рублей.

По второму источнику — «средства от приватизации» — картина еще более пестрая. Первый раз средства были получены в сумме 68,1 млн.. рублей в конце 1996 года. Эта сумма возросла в 1997 году практически в 1,8 раз — до 114,9 млн.. рублей.

Затем «средства от приватизации» Фонд получил в 1998 году в сумме 23,9 млн.. рублей и, наконец, в 2000 году — всего 0,1 млн.. рублей. Другими словами, совершенно неоправданно этот источник стал буквально «иссыхать». Естественно, что это потребовало со стороны руководства Федерального фонда и МАП России энергичных действий по восстановлению нарушенного взаимодействия в процессе выполнения программ приватизации с Мингосимуществом России и Фондом государственного имущества.

Третий источник (возврат кредитов, займов, процентов за кредит и т.д.) можно определить как источник поступления средств, характеризующий степень активности финансовой деятельности Федерального фонда и его руководства.

Какие-то особые закономерности в формировании и исследовании этого источника трудно выявить.

Если в 1994 году средства по этому источнику были весьма незначительными — 0,7 млн. рублей, то уже в 1995 году сумма резко возросла — до 49,6 млн. рублей. Далее суммы по этому источнику колебались от 24,3 млн. рублей в 1996 году до 40,6 млн. рублей в 1997 году, от 30,2 млн. рублей в 1998 году до 35,4 млн. рублей в 1999 году. Резкое увеличение характерно для 2000 года — фактически с 35,4 млн. рублей в 1999 году до 70,4 млн. рублей в 2000 году, то есть почти в два раза

Это говорит о значительной активизации организационной работы Федерального фонда с должниками — региональными фондами, предпринимательскими структурами, общественными объединениями, которые получали кредиты и займы под выполнение мероприятий Федеральных программ.

Как расходовались средства, которые формировались по трем рассмотренным источникам?

В силу вскрытого проверкой КРУ Минфина России нецелевого использования части средств Федеральным фондом в 1996—1997 годах в бюджет было возвращено 134,5 млн. рублей в 1997 году и 26,6 млн. рублей в 1998 году, то есть всего за 1993—2000 годы — 161,1 млн. рублей.

За весь период 1993-2000 годов было уплачено налогов 46,5 млн. рублей. Причем максимумы выплат по налогам — 10,7 млн. и 9,8 млн. рублей — пришлись, соответственно, на 1995 и 1996 годы.

На нужды ФФПМП израсходовано по смете 46,5 млн. рублей. Максимумы соответствующих расходов — 17,2 млн. и 27,5 млн. рублей — приходились на 1995 и 1997 годы (в эти годы Федеральный фонд реконструировал свое помещение).

Основная сумма расходов — 546,0 млн. рублей — была направлена строго на мероприятия Федеральных программ. Это составляет 53,8% в общей величине расходов Фонда за 1993— 2000 годы.

Расходы на цели финансирования программ поддержки малого предпринимательства колебались от минимума — 2 млн. рублей в 1993 году — до максимума — 371,1 млн. рублей в 1997 году.

Основная часть средств направлялась на финансовое обеспечение мероприятий федеральных программ на возвратной основе — 466,8 млн. рублей, или 85,5% от общей суммы 546,0 млн. рублей. Расходы на возвратной основе изменялись от минимума (в 2 млн. рублей в 1993 г.) до максимума (в 327,6 млн. рублей).

Величина расходов на безвозвратной основе (развитие инфраструктуры, научные исследования, обучение кадров и т.д.) составили 79,2 млн. рублей, или 14,5% (от общей суммы 546,0 млн. рублей).

Расходы в связи с объявлением банкротства в 1999 году составили 62,9 млн. рублей.

Вложение в ценные бумаги составляло в 1996 году 35,7 млн. рублей, в акции — 1,3 млн. в 1993 году и 5,3 млн. рублей в 1997 году. Эти направления средств в связи с августовским дефолтом 1998 года оказались неэффективными.

 

Сфера малого бизнеса в России в последние годы стабильно охватывает 840-860 тыс. малых предприятий. (Причем более 90% это частные предприятия.) В них занято 7,5 млн. человек, из них 6,5 млн. человек работают на постоянной основе. Объем произведенной малыми предприятиями продукции за 1999 год составил почти 424 млрд. рублей. Инвестиции в основной капитал составили около 18 млрд. рублей. Основная доля малых предприятий — более 50%. Это — предприятия торговли, общественного питания и другой коммерческой деятельности. На промышленность и строительство с равными долями приходится 30,6% (по 15,3% соответственно). Основное число малых предприятий сосредоточенно в Центральном (31%) и Северо-Западном (15%) регионах.

На этих примерах видно, что структура малого бизнеса далека от той, которая способствует экономическому росту и созданию новых рабочих мест. А для многих районов России эта задача — исключительно острая.

 

По вкладу малого бизнеса в валовой внутренний продукт — 11—12% — Россия отстает не только от развитых стран, где этот вклад составляет 50-60%, но и от многих стран Восточной и Центральной Европы. Однако опыт российских регионов-лидеров показывает: есть значительные возможности постепенно подтянуть другие регионы до надлежащего уровня. Но для этого предстоит очень большая работа.

Можно сказать еще о необходимости борьбы с коррупцией, которая душит предпринимателей, о путах теневой экономики и рэкета. Нужно выделить еще особую сферу малого бизнеса — поддержку индивидуальных предпринимателей, число которых составляет 3,5—4 млн. человек. Это тоже субъекты малого предпринимательства, которые требуют к себе особого отношения.

Пока же можно говорить о стагнации, застое в сфере малого предпринимательства в России.

 

Съезд и земля Вятская

В 1996 году проводились президентские выборы. В конце февраля 1996 года, после длительной подготовки, в Кремлевском дворце состоялся второй Всероссийский съезд представителей малых предприятий.

Мы в Госкомитете по малому предпринимательству стояли, как говорится, на ушах. До последнего дня и последних часов отрабатывали выступление председателя Госкомитета Вячеслава Александровича Прохорова. А до этого готовили — вместе с руководителями Федерального фонда (Ю.П.Пимошенко и др.), учеными (профессором Е.М.Бухвальдом, к.э.н. А.В.Виленским, профессором А.В.Чепуренко и др.) и функционерами из общественных объединений (А.Д.Йоффе, В.П.Ермаковым, С.Н.Катыриным и др.) — проекты решений и основных направлений развития малого предпринимательства до 2000—2005 годов. От Администрации Президента помогал нам Д.А.Рубвальтер.

Волнение было чрезвычайное. Ждали на съезде самого — Бориса Николаевича Ельцина. А также — Черномырдина, Сосковца, Лужкова, министров и губернаторов.

Я, как зампред ГКРП России, волновался, может быть, больше других. Поскольку отвечал за подготовку основных документов, их научное обеспечение.

И вот — зал заполнен до отказа. На сцену в сторону президиума выводят «под белы руки» Президента.

Начали... Все гладко. Как в старые советские времена. Выступления предпринимателей, чиновников, губернаторов. Предложения. Обращения к Президенту. Мол, отец родной, только Ты можешь дать зеленый свет нашему малому предпринимательству. А малых предприятий — юридических лиц — тогда было под миллион. Еще 3—4 миллиона — физических лиц. Если посчитать с членами семей, 15—18 миллионов уже кормилось от малого бизнеса... И летом-то — выборы...

Вообще, тогда в Комитете вместе с ведущими министерствами готовили Федеральную программу ценой в 600—700 млн. рублей. И наш председатель, В.А.Прохоров, на волне досъездовской и съездовской эйфории «рубился» в Госдуме за приоритеты господдержки малых предприятий ценой 400—500 млн. рублей. Пятью годами позже, в 2001 году, торг с Минфином шел за 20-30 млн. рублей!

Федеральный бюджет, как всегда, срезали. И, конечно, это сделали за счет малого бизнеса...

Весной, по-моему в апреле, 1996 года появился подготовленный в Комитете известный Указ Президента России по решениям съезда — «О первоочередных мерах по государственной поддержке малого предпринимательства».

Кстати говоря, Указом вводилась предложенная мною в документах съезда некая норма. Рекомендовалось в федеральном, региональных, и муниципальных, бюджетах выделять на поддержку малого предпринимательства не менее 0,5% доходной части бюджета. Логично. Чем больше малых предпринимателей, чем больше ими создается товаров и услуг, тем больше доходы и прибыль и, соответственно, так называемая налогооблагаемая база. Следовательно, в доходы бюджетов поступает больше средств.

Перед выборами мы разъехались по регионам. За мною закрепили, полюбившуюся мне Кировскую область. Там с 1993 года, с помощью В.К.Сенчагова, В.А.Потапова и прекрасного менеджера, широкого русского человека - президента Кировской коммерческой компании В.С.Куклина и его друга П.М.Полянцева, мы по линии Экономической академии вели подготовку чиновников к рыночной экономике.

Креме того, привели туда по линии межгосударственных контактов немецкую фирму BAZ из Сэлбеланга из-под Берлина (земля Бранденбург). Во главе ее стояли доктор Юрген Бухбах и его жена доктор Мария Бухбах — моя стажерка на кафедре экономики торговли «Плехановки». Мария, Маша прекрасно знала русский язык. Любила Россию и искренно взялась за дело. Дело пошло. Многие кировские предприятия обрели своих партнеров в Потсдаме и Берлине. В частности, мясокомбинат, молоко-комбинат и др.

Учебные программы совершенствовались, включались в них специалисты из Кирова. Совместные команды расширялись. И проект перешел на межрегиональный уровень. Тем более в земле Бранденбург (столица Потсдам) устойчиво правили социал-демократы. Появились регулярные биржи совместных проектов с серьезными бизнес-планами. И вот уже в 1999 году открылся российско-немецкий центр в Кирове. Поддерживали проекты сотрудники МИД ФРГ, в частности госпожа Бонаржи Коммере. Она помнила меня и профессора Б.К.Лисина по работе в Госкомиссии Совмина СССР в 1989—1991 годах.

Успеху этих проектов способствовали советники из посольств ФРГ, особенно госпожа Катрин Радеке, немецкие консультанты и предприниматели. Некоторые из них обзавелись русскими женами и освоили не всегда лучшие наши традиции: например, застолье с неформальной лексикой.

Итак, перед Кировом я побывал в республику Коми, в Костроме, в Иваново. Разъяснял политику государства по поддержке малого бизнеса. Познакомился с интересными людьми. Например, с предпринимателем А.И.Лабутиным. Его малое предприятие по производству лесоматериалов и сбору домиков, производству пленки и тары, упаковки для молока дало занятие всей деревне — 287 км от Москвы. Александр Иванович вышел из первых кооператоров и остался — единственный из них. Кто-то бросил дело, заработав деньги, кто-то уехал в Москву, а кто — из России. А он налаживал свой бизнес и все его детали знал досконально. Я очень хотел, чтобы к нему разобраться с диверсификацией малого производства и умелым управлением приехали министр экономики Е.Г.Ясин и его заместитель Я.М.Уринсон. Тут и был бы разговор о неработающих законах, плохих налогах, амортизации как источнике средств для развития. И многое, многое другое.

Прошли выборы... Б.Н.Ельцин с помощью олигархов, жертвуя своим здоровьем, победил. И к августу 1996 года А.Чубайс с сотоварищи подготовил очередное урезание, или секвестрование, государственных расходов. Заморожен был и «Указ о первоочередных мерах», которым мы размахивали в Костроме, Иваново, Кирове...

В Кирове вообще была почти провальная ситуация. Там больше всего голосов избиратели ранее отдавали за КПРФ и ЛДПР. И тут дело шло к этому. Правда, под впечатлением съезда малых предпринимателей Андрей Морозов — хозяин семейной, растущей меховой торгово-производственной фирмы «Калинка» (его жена-дизайнер организовала интересный театр моды) — и еще ряд молодых, энергичных ребят решились создать при помощи администрации области — губернатора В.С.Десятникова — Фонд поддержки избирательной кампании.

Мои пламенные выступления на встрече с предпринимателями в администрации и по кировскому телевидению тоже, вроде бы, произвели впечатление. Тем более размахивал известным Указом. Будут, дескать, и у вас коврижки и ватрушки...

Говорил я в основном о реформах, рынке, малом бизнесе. Надо иметь в виду, что я профессиональный лектор и преподаватель — со стажем более 35 лет[49]. Читал также курсы в Академии народного хозяйства и Международном университете (в Москве) на факультете повышения квалификации, выступал и в зарубежных университетах Болгарии, Венгрии, Канады, Нидерландов, Польши.

К чему это все? А к тому, что в Кирове не без моей помощи удалось переломить ситуацию. Ясно, что я стал настоящим мутантом. Адаптировался к заданным властью правилам игры. И — к огромному лицемерию. Было противно, если смотреть правде в глаза.

В сентябре 1996 года мне звонил один из первых вице-губернаторов Кировской области. Мол, рассчитываем на вашу помощь при подготовке программы кандидата в губернаторы. Говорю: «Звоните в правительство. Я — человек дисциплинированный и государев чиновник».

На том дело и кончилось. Да и как мог я смотреть этим людям — малым и немалым предпринимателям — в глаза? Ведь Указ «О первоочередных мерах...» был заморожен. Но до сих пор не потерял он своей актуальности...

В декабре 1998 года по поручению нового министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Г.М.Ходырева я выступил в последний раз на заседании Комиссии по оперативным вопросам Правительства России. Комиссию тогда уже возглавил первый вице-премьер Ю.Д.Маслюков. Рассматривался вопрос о подготовке военнослужащих, увольняемых в запас для работы в малом бизнесе. Вопрос очень трудный. К 1998 году за время так называемых военных реформ из армии было уволено примерно 500 тыс. прапорщиков и офицеров. Из них переподготовку в центрах Минобороны и Минтруда прошли около 120 тыс. человек (24%). Из них в малом бизнесе закрепилось 50—60 тыс. человек — 10—12% (40—50% от переученных). А где остальные? На госслужбе? В частных охранных предприятиях, среди неучтенных челноков, безработных?

Для того чтобы разговор был конкретным, я пригласил на заседание Комиссии бывшего кавторанга Сергея Кошмана. Этот офицер с женой Мариной (бывшим директором гарнизонного универмага) прошли бюрократические кабинеты многих организаций в Москве и области. В том числе и в нашем Комитете. Естественно, их позиция была очень простой. В чем-то мне удалось им помочь. И они, вместе с другими офицерами, начали в городе Дмитрове создавать свое офицерское торговое предприятие.

Сергей Кошман очень неплохо с места дополнил мое выступление. А ныне в Калининградской, Смоленской, Новгородской областях и многих других регионах насчитывается около 2,5—3 тыс. офицерских бизнесов, работающих по известным схемам кредитных кооперативов и микрофинансирования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: