Кооперативы (памяти В.А.Тихонова)




Необходимо напомнить об обобщившем практику большого числа экспериментов и зарубежный опыт законе «Об индивидуальной трудовой деятельности», вступившем в действие в мае 1987 года. В известной мере, повсеместный и быстрый рост числа граждан, занимающихся ИТД (с 429 тыс. человек в 1988г. до 723 тыс. человек в 1989г., т.е. на 69%)[13] показал значительный потенциал индивидуального и семейного частного предпринимательства[14]. Несмотря на значительные сложности при развитии индивидуальной трудовой деятельности, в обществе постепенно менялось отношение к коммерсантам, предпринимателям. Самыми же динамичными и отзывчивыми на благоприятные условия, созданные законом «О кооперации в СССР» (1988г.), среди новых малых форм хозяйствования, рожденных в период перестройки, оказались новые кооперативы.

В этот, безусловно прогрессивный, закон, благодаря настойчивости и решительности академика ВАСХНИЛ В.А.Тихонова и его сподвижников, удалось включить положения о хозяйственной самостоятельности кооперативов (с открытием своего счета в банке, расходованием средств, закупками сырья, материалов, оборудования и т.п.), о самофинансировании (покрытии затрат за счет паевых взносов его членов и доходов по результатам работы), о гибких, самых демократичных формах самоуправления, участии коллектива в распределении прибыли (доходов) как на оплату труда, так и на развитие [15].

Судьба свела автора с В.А.Тихоновым в «тройке» (участвовал еще профессор Р. А Белоусов — руководитель группы) в Лаосе в ноябре-декабре 1993 года. Группе предстояло по личной просьбе лидера Лаоса — Кейсона Фомвихана поработать в провинциях, провести анализ социально-экономического положения, подготовить программу экономических реформ и убедить в ее необходимости партийное и политическое руководство этой своеобразной, слабо развивавшейся буддистской страны, которая через реку Меконг граничила с бурно развивавшимся Таиландом. Участников группы отобрал, встречаясь с учеными в Москве, сам Кейсон Фомвихан. Фактически для Лаоса была разработана новая экономическая политика. Владимир Александрович Тихонов — динамичный, резкий в своих суждениях человек, прогрессивной системой взглядов сумел сплотить вокруг себя инициативную группу. В нее входили яркие, самодостаточные люди, его соратники по воссозданию и развитию кооперативного движения и арендных отношений как прямого пути к приватизации — И.Кивелиди, М.Массарский, А.Федоров, В.Туманов, А.Тарасов, А.Иоффе и многие другие. Это направление нашло полную поддержку у теоретиков глубоких экономических реформ — Л.И.Абалкина, С.С.Шаталина, А.А.Аганбегяна, А.И.Анчишкина, Н.Я.Петракова, Г.Х.Попова, Ю.В.Яременко, П.Г.Бунича и др. И ныне память о В.А.Тихонове живет в его учениках, в научных работах, во многих кооперативах, малых предприятиях, созданных при его поддержке. Эту же миссию выполняет Фонд поддержки малых предприятий его имени в Республике Коми (президент В.Кузнецова).

Кооперативы несли в себе мощный заряд легализуемой предпринимательской активности к внешней среде и предельную для тех реальных условий гибкость в хозяйственной деятельности. От первых, можно сказать, показательных кооперативных предприятий, таких, как кафе «На Кропоткинской» в Москве (во главе с одним из сподвижников В.А.Тихонова Андреем Федоровым), за короткий срок — с 1988 по 1989 год — этот самый динамичный сектор экономики буквально взлетел. Число кооперативов в строительстве, производстве товаров, массовом питании, бытовых услугах за 1988—1989 годы выросло более чем в 10раз (!), численность занятых в них — в 10раз, объемы реализуемых товаров и услуг — почти в 20раз (!)[16].

Взлет новых кооперативов в 1988—1989 годах можно считать началом ренессанса предпринимательства в Советском Союзе и интенсивным стартом в фазе формирования начального капитала [17].

Многие новые кооперативы, например дорожно-строительные в республике Коми («Тиман» в Сыктывкаре, «Север» в Воркуте, Ухте и т.д.), в Новгородской и других областях «выросли» из знаменитой артели «Печора», руководимой В.Тумановым.

Изучение названных кооперативов в действии, проведенное с участием работников Государственной комиссии по экономической реформе в 1989—1990 годах, показало, что эффективность их хозяйственной деятельности была в 5—6 раз выше аналогичных (порой соседних) государственных предприятий. Существенную поддержку развитию кооперативов (а потом и малых предприятий) в республике Коми и других Северных регионах оказали Ю.Спиридонов, Г.Попов, А.Окатов, В.Тихонов, Л.Абалкин и др. Организация дела, механизм управления, подбор работников, формы оплаты труда (поощрения, наказания) — все говорило о том, что эти кооперативы — прообраз малых частных предприятий.

Весьма конструктивную роль в интенсивном развитии кооперативного движения сыграли 1-й и последующие съезды кооператоров. Организатором этих съездов выступил Союз кооператоров (далее — и предпринимателей) во главе с В.А.Тихоновым.

Но было бы неправильным считать, что развитие новых кооперативов шло беспроблемно. Рывок этого сектора с резким ростом оборота наличных денежных средств, уходящих в какой-то мере от контроля государства (в лице Госбанка СССР), вызвал у оппонентов — среди партийных функционеров, некоторых руководителей правительства, официальных финансистов — желание ограничить, поставить под контроль доходы (прибыль) кооператоров[18]. Большинство кооперативов (почти 80%) было создано внутри государственных предприятий, научно-исследовательских организаций или при них[19].. Значительную часть своей продукции и услуг кооперативы по договорам реализовывали государственным предприятиям и учреждениям. Последние расплачивались из своих источников (образуемых по соответствующей модели хозрасчета фондов) по безналичной форме расчетов, не затрагивая собственного фонда оплаты труда и премирования. Естественно, что кооперативы получали за заказную работу оплату в форме наличных денежных средств, стимулируя своих работников за качество продукции и срочность работы на более высоком уровне, чем госпредприятия.

Определенную зависть консерваторов и традиционалистов вызвали налоговые каникулы кооператоров. Речь идет об освобождении от налогов (прибыли) на 2 года старта, которое предоставлялось кооперативам, производящим товары народного потребления и выполняющим услуги по социальным заказам (строительство и ремонт школ, детских садов, яслей, дорог и т.п.). Неподготовленность налогового законодательства, как и всей правовой базы, отсутствие таких общепринятых в мире рыночных форм, как малые предприятия, коммерческие банки, фокусировали внимание руководителей партии и государства, а также общественности только на этой одной организационно-правовой форме предпринимательской деятельности. Тем самым искусственно гипертрофировались, с помощью подстраивающихся под политическую конъюнктуру СМИ, негативные моменты в ущерб тому положительному, что привнесли с собой кооперативы в хозрасчетную жизнь и на потребительский рынок еще только в условиях разговоров о приватизации, и свободных ценах.

Среди серьезных экономистов и юристов, практически занимавшихся проблемами новых кооперативов с участием представителей международных организаций (ЮНИДО, МОТ и других), все более росло понимание того, что новые кооперативы в Советском Союзе — это, прежде всего, частные предпринимательские структуры[20].

Изучение зарубежного опыта (Японии, США, ФРГ, Швеции, Венгрии, Италии, Испании и других стран) и обобщение практики одобренного ранее эксперимента в Эстонии позволили подготовить в Госкомиссии по экономической реформе (с привлечением экономистов, юристов, предпринимателей) и выпустить в августе 1990 года первое Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Для обкатки основных положений и механизма введения в действие этого постановления были проведены обсуждения его в предпринимательских структурах с выездом на места. Прежде всего необходимо было понять, будут ли кооперативы «переходить» в малые предприятия, какие преимущества и трудности ждут их при перерегистрации, что выиграет общество и что потеряет[21]. Налоговые льготы, которые предусматривало постановление для новых малых предприятий (на фазе старта), вызвали, естественно, одобрение. А вот размерные критерии малого предприятия, основным из которых была среднесписочная численность занятых (в промышленности и строительстве — до 200 человек), подверглись жесткой критике.

Боязнь выпустить на свободу «джинна» частной предпринимательской деятельности привела в 1990 году к попыткам ужесточить банковский и административный контроль на местах с участием партийных органов, местных советов, милиции, прокуратуры. Инспирированное дело «АНТа», других кооперативов наглядно иллюстрировало характерные в настроениях, при отсутствии четкой линии и политической воли, перепады — от эйфории до подавленного состояния. Попытка образумить «блюстителей порядка» требовала срочного введения в обиход «нового» направления предпринимательской деятельности — малых предприятий.

Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» (август 1990 г.), безусловно, сыграло позитивную роль. С одной стороны, в нем фиксировались и распространялись полезные нормы эстонского эксперимента. С другой стороны, оно приближало практику хозяйствования к международному опыту становления развития малого бизнеса. Но сохранялось одно очень серьезное противоречие: и в эстонском эксперименте, и в разработках по Свердловской области упор делался на государственные (строительные и другие) малые предприятия[22]. Все дело в том, что законодательной базы создания и государственной поддержки частных (и иных форм собственности) малых предприятий не было создано. Эту задачу предстояло решить в условиях усилившихся центробежных тенденций, обособления и выхода союзных республик из СССР.

Слишком осторожная позиция союзного партийно-государственного руководства по отношению к конституционно-законодательному закреплению права на частную собственность и ее защиту на фоне усиления центробежных тенденций союзных республик[23] привела к тому, что законы о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности (декабрь 1990г.) в РСФСР оказались более продвинутыми. Признавалась многоукладность экономики с правом частной собственности граждан на предприятия, средства производства, результаты хозяйственного использования имущества, принадлежащего собственнику. В законе «О собственности в РСФСР» (декабрь 1990г.)[24] было зафиксировано право собственника при осуществлении предпринимательской деятельности заключать договоры с гражданами об использовании их труда. Фактически фиксировалось равенство различных форм собственности. Признавалась недопустимость со стороны государства установления ограничений или, наоборот, преимуществ права той или иной формы собственности.

Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (декабрь 1990г.) признал в качестве таковой общественно-полезную хозяйственную деятельность, нацеленную на получение прибыли (дохода), связанную с ответственностью за используемое имущество (собственность) и рисками. Этот закон определил общие правовые нормы по созданию предприятий разных форм собственности. Но в нем были обойдены малые предприятия, а среди организационно-правовых форм предприятий в качестве субъектов предпринимательской деятельности не упоминались кооперативы.

Дискриминация в отношении малых предприятий была преодолена в специальном Постановлении Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» (июль 1991г.). Наряду с размерными критериями постановление определяло организационно-экономические условия развития малых предприятий, устанавливало налоговые льготы для них, уравнивало в правах МП разных форм общественности. Постановление инициировало работу в областях, краях, республиках Российской Федерации по развитию малых предприятий и созданию программ их развития.

Подведем некоторые итоги. В 1988-1990 годах стали интенсивно развиваться арендные отношения, ИТД и начался бум нового кооперативного движения. Формировались союзы, ассоциации арендаторов, кооперативов и предпринимателей. Совет Министров СССР в лице Госкомиссии по реформе вел диалог с этими общественными объединениями. Правительство Н.И.Рыжкова колебалось между «хочется» и «не можется», традиционалисты требовали усиления контроля за объемами, наличным оборотом денежных средств кооперативов (пугали большие доходы новых кооператоров). Деятельность новых кооперативов подверглась серьезному анализу — с участием международных организаций. Общественные объединения предпринимателей и ТПП стали более активно включаться в международные контакты, в изучение зарубежного опыта.

Шло изучение опыта НЭПа, реформ Л.Эрхарда в Германии, послевоенных изменений в Японии, социал-демократического варианта развития Швеции с использованием кооперативов, товариществ и других малых форм. Активную поддержку новые кооперативы получили в Москве, республике Коми, Новгороде и других местах. Несмотря на идеологическую боязнь частной собственности, Госкомиссия по реформе стремилась поддержать новые уклады и хозяйственные формы, помочь в развитии кооперативов и становлении малого предпринимательства. В декабре 1990 года правительство Н.И.Рыжкова ушло в отставку. Новым премьером в начале 1991 года стал бывший министр финансов СССР В.С.Павлов. Были сделаны первые шаги к денежно-ценовой реформе. Вместо Госкомиссии по реформе в апреле начал действовать Государственный совет по экономической реформе (во главе с В.С.Павловым и В.И.Щербаковым). При правительстве Павлова в мае 1991 года был создан первый союзный Комитет по развитию и поддержке малого предпринимательства и разработана первая программа государственной поддержки этого сектора[25]. При Президенте Советского Союза был создан Совет предпринимателей. Организацию его работы взял на себя Союз промышленников и предпринимателей во главе с А.И.Вольским. Повсеместному провалу ГКЧП 19-21 августа 1991 года в немалой степени способствовала позиция предпринимателей. В сентябре произошло фактическое подчинение союзных министерств (ведомств) российским структурам. Пытался развернуть свою работу Комитет по оперативному управлению народным хозяйством во главе с И.С.Силаевым; активно участвовали в нем Ю.М.Лужков, Г.А.Явлинский, А.И.Вольский. В его решениях делалась попытка сохранить единое экономическое пространство — в этом были заинтересованы союзы предпринимателей. Центробежные тенденции усиливались, в республиках шло создание своих структур поддержки предпринимательства. Осенью-зимой 1991 года нарастал дефицит основных продуктов питания. Российское правительство, куда вошли Г.Бурбулис, Е.Гайдар, Б.Федоров, начало подготовку реформы цен и экономики в России.

Сложившаяся к концу 1991началу 1992 года ситуация в обществе и экономике поставила перед каждым, и, конечно, перед предпринимателями, вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути, выборе своей позиции, места в намечавшихся на 1992 год реформах...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: