Креативное и активное бизнес-планирование в короткой, традиционной и продвинутой версиях должно быть согласовано с разработкой трех стратегий развития: пессимистической, оптимистической и — наиболее вероятной.
Правило 1. «Правило трезвости». Лучше быть пессимистом. Начинайте формирование бизнес-плана с краткой версии (аван-проекта), а разработку стратегии развития — с пессимистической стратегии. Вероятность осуществления пессимистической стратегии, как показывает опыт, составляет 30—40%. Не наигрывайте оптимизм.
Правило 2. «Правило коммунизма». В качестве второй версии бизнес-плана готовьте традиционную версию. Соответственно вторую стратегию развития — оптимистическую. Вероятность осуществления оптимистической стратегии в реальных экономических условиях составляет от 5 до 15%.
Правило 3. «Правило разума». Смотрите на бизнес трезво. Серьезно подходите к разработке продвинутого, креативного (творческого, созидательного) бизнес-плана и наиболее вероятной стратегии развития. Вероятность осуществления этой стратегии в российских условиях от 40 до 60%.
Двенадцатый закон. Закон свободного дыхания. Чем меньше доля малого и среднего бизнеса в ВВП, тем выше потенциальный уровень инфляции.
Правило 1. «Правило близости». «В интересах экономического роста малые и средние предприятия должны находиться в одном правовом и экономическом поле, составляя в единстве понятие, принятое в развитых странах, — малый бизнес».
Правило 2. «Правило перетягивания каната». Минэкономразвития России тянет малые и средние предприятия на себя, понимая, что именно за счет этого сектора в скором времени будет расти ВВП. Именно малый бизнес имеет невостребованный ростовой потенциал. ВВП не должен в принципе падать.
|
Правило 3. «Правило дыхания». Не сбивай дыхание малому бизнесу, прессуя его налогами. Больше потеряешь, чем возьмешь.
Классики о предпринимательстве
Тему этого материала подсказали студенты на лекциях и семинарах. Предприниматели и предпринимательство — эти понятия постоянно изменялись по мере того, как экономическое общество, следовательно и функции его агентов, непрерывно трансформировались и развивалось. Одна господствующая экономическая теория и школа сменяла другую. В серьезной книге В.Бусыгина «Предпринимательство» (М.: Дело, 2000) содержатся ответы на многие вопросы относительно того, что такое предпринимательство и кто такие предприниматели.
Можно выделить, по крайней мере, пять определений «предпринимателя» (энтерпренера) в зависимости от выполняемых им функций. В таблице видно, как основные функции предпринимателя понимались представителями разных экономических школ.
Таблица 5
№ | Функция предпринимателя | Представители экономических теорий и школ |
Финансист (создатель, поставщик капитала) | Классики политической экономии: Ф.Кенэ, А. Смит | |
Организатор производства (может не обладать правами собственности) | Ж.Б.Сэй, Дж.С.Милль | |
Несение бремени ответственности, риска и неопределенности в процессе хозяйственной деятельности | Р.Кантилъон, Дж.Тюнен, Д. де Трэси, Г.Мангольт, Ф.Найт | |
Выбор между контрактными отношениями свободного рынка и организацией фирмы в целях экономии трансакционных издержек | Институциональная экономическая теория: Р.Коуз, О.Уильям-сон | |
5 | Инновационный, либеральный характер предпринимательства, создание новых рыночных возможностей | Л.Мизес, Ф.Хайек, Г.Шмоллер, Ф.Тоссиг, И.Шумпетер, П.Дру-кер |
|
Как же возник современный предприниматель, откуда появился новый предпринимательский тип? На исторические и социальные корни предпринимательства обращают внимание немецкие историки и социологи, особенно В.Зомбарт и М.Вебер.
Вернер Зомбарт
Зомбарт исходит из исторически формирующегося капиталистического духа. Докапиталистический человек был, по его мнению, «естественным», близким к природе, озабоченным, в первую очередь, идеей пропитания и выживания. Ему было свойственно качественное отношение к миру. Такой человек ничего не исчисляет, но воспринимает мир как целое. И в своих хозяйственных делах следует, прежде всего, опыту, традиции.
Капиталистический человек несет в себе дух предпринимательства и дух мещанства. «Предпринимательский дух это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изобретательности и многого другого; мещанский дух состоит из склонности к счету и осмотрительности, из благоразумия и хозяйственности». Предприниматель по Зомбарту, должен быть триедин, обладая качествами:
а) завоевателя;
б) организатора;
в) торговца.
Завоеватель
Душевные качества, которые требуются для выполнения предприятия, главным образом следующие:
· Способность составлять планы; следовательно, известное идейное богатство; известная мера духовной свободы должна быть свойственна предпринимателю.
|
· Влечение к осуществлению плана, воля к действию. Это отличает изобретателя-предпринимателя от «чистого» изобретателя, которому достаточно того, что он сделал изобретение. Предпринимателя влечет дать жизнь своему (или также чужому) изобретению. Он одержим навязчивой идеей исполнить свой план. Он должен обладать духовной энергией.
· Способность к выполнению плана должна быть налицо.
Для этого необходимы упорство и постоянство. Истинный предприниматель-завоеватель должен обладать решимостью и силой побороть все препятствия, становящиеся на его пути. Завоевателем он должен быть также в смысле человека, который имеет силу на многое отважиться, который жертвует всем, чтобы достичь великого для своего предприятия. Эта отвага роднит его с игроком. Для всего этого необходимы духовная эластичность, духовная энергия, упругость, постоянство воли.
Организатор
Так как дел о, выполняемое предпринимателем, всегда такого рода, что предпринимателю помогают другие люди, и так как, следовательно, он должен заставлять других людей служить своей воле, то для того, чтобы они действовали совместно с ним, предприниматель, прежде всего, должен быть также хорошим организатором.
Организовать — значит соединить многих людей в счастливой, успешной совместной деятельности, значит так распределить людей и предметы, чтобы желаемое полезное действие полностью проявилось. Тот, кто желает организовывать, должен обладать способностью оценивать людей в отношении их продуктивности, должен, значит, уметь выбрать годных для известной цели людей из большой массы. Затем он должен иметь талант заставить их работать вместо себя, и притом так, чтобы каждый был на своем месте, там, где от его действий можно получить максимум отдачи, и постоянно подчинять их всех так, чтобы они развивали отвечающую их производительности высшую меру деятельности. Наконец предпринимателю надлежит нести заботу о том, чтобы объединенные в совместной деятельности люди были соединены в действительно производительное целое, чтобы координация отдельных участников в деле была правильно упорядочена и чтобы их последовательные действия правильно сменяли друг друга.
Торговец
Есть еще и другого рода отношения, в которые входит предприниматель с людьми, кроме обозначенных словом «организовать». Он должен сначала сам завербовать себе людей; он должен затем беспрерывно заставлять чужих людей служить своим целям, побуждая их к известным действиям или бездействию иначе, чем посредством принуждения. Для этой цели он должен и вступать в переговоры: вести с другим беседу, чтобы своими доводами, опровергая встречные доводы, побудить другого к принятию известного предложения, к совершению или не совершению известного действия. Переговоры — это борьба духовным оружием.
Предприниматель должен, следовательно, уметь так же хорошо вести переговоры, договариваться, сговариваться, как мы способны выразить один и тот же процесс в различных оттенках. Торговля в узком смысле, т.е. ведение переговоров в хозяйственных делах, есть только одно из многочисленных проявлений переговоров вообще. Однако следует помнить, что здесь словом «торговец» или «ведущий торг» должна обозначаться не особенная профессиональная деятельность, совершение товарообмена, а функция, осуществляемая во многих отраслях предпринимательской деятельности.
В частной жизни, в быту требуются иные качества:
· Хозяйственность, связанная с рациональным ведение дел, разумной экономией и бережливостью.
· Деловая мораль, являемая коммерческой солидностью и благонадежностью, верностью договору, и строгое ведение отчетности.
Для зомбартовского мещанина характерна неукротимая -жажда денег. Экономический расчет и бережливость, упорный труд и накопление капитала, безопасность и устойчивый рост личных активов — вот из чего складываются рациональные основы его поведения. Ценностное же ядро мещанства выражается в первую очередь в служении интересам семьи. Причем идеалы семейных, патримониальных отношений переносятся и в бизнес, воспринимаемый как глубоко личное дело, часто неотделимое от прочих сторон этой жизни. Стремление к формальной независимости, индивидуализм, граничащий с замкнутостью в своем локальном микросоциуме, довершают характеристику мещанина. Заметно, что мещанский дух во многом противоположен предпринимательскому. Но вместе они как раз и образуют противоречивое единство развертывающегося капиталистического духа.
Макс Вебер
Во многом подход Вебера основывается на понятиях традиционность и рациональность. Вебер говорит, что в основе всякой этики и вытекающих из нее хозяйственных отношений всегда л ежит известная традиционность — святость предания, сохранение способов ведения торговли и хозяйства в том виде, как они перешли к нам от праотцев. Основа всякой традиции — это неспособность и нежелание человека отказаться от рутины. С соблюдением традиций могут быть связаны и материальные интересы. Когда в Китае попытались направить транспортировку товаров по другим путям и перейти к устройству более рациональных для этого средств, была создана угроза интересам целого класса чиновников, получавших в связи с прежней системой известные побочные доходы. Заинтересованность помещиков и купцов в получении побочных доходов всегда решительно препятствовала замене «традиционализма» «рационализмом». Еще более сильное влияние оказывало суеверное стремление сохранить все привычные способы деятельности из опасения, что малейшее изменение в обычном ходе жизни вызовет враждебные действия со стороны руководящих нами «таинственных сил».
Обычно за этим скрываются материальные интересы духовенства; но основной предпосылкой все же являются широко распространенная вера в таинственные силы.
Таким образом, Вебер говорит о формировании рационального капитализма из традиционного. Но что является стимулом к рационализации? По мнению Вебера, склонность держаться рутины не может быть побеждена лишь стремлением к наживе, так как «представители современного капитализма не больше горят желанием получить прибыль, нежели прежние торговцы Востока» и как раз «необузданное ничем стремление к наживе само по себе приводило зачастую к хозяйственно иррациональным результатам». Дело в том, что первоначально стремление к наживе сталкивалось с двумя тесно друг с другом связанными препятствиями: внутренней и внешней моралью. Внутренняя мораль означает подчинение домашним традициям и исключение возможности беззастенчивой наживы в кругу лиц, связанных известными узами; с другой стороны — внешняя мораль подразумевала беззастенчивость в средствах получения торговой прибыли вне этого круга, во внешнем обмене, где каждый чужеземец рассматривался как враг, по отношению к которому не обязательны никакие этические рамки. Только на обломках этих двух моралей и может вырасти рациональный капитализм.
Йозеф Шумпетер
Попробуем сравнить два подхода к классификации предпринимателей и предприятий: Шумпетера и Зомбарта. Классификация Шумпетера — это оценка предпринимательства с современной точки зрения. Так, Шумпетер выделяет следующие характеристики бизнеса:
1. Тип собственности.
2. Трудовая активность.
3. Способ привлечения акционерного капитала.
4. Качественная подготовка предпринимателей.
5. Способы принятия корпоративных решений.
6. Склонность к риску.
Зомбарт же делает акцент на исторические типы предпринимательства, подразумевая, что посредством их синтеза и трансформации сформировался современный (буржуазный) предприниматель.
Исторические типы предпринимательства:
Во главе торговых предприятий в XVI—XVII веках нередко стояли авантюристы, полные воинского, разбойничьего духа, «пышущие силой, охочие до приключений, привыкшие к победам, грубые, жадные завоеватели, гениальные и беспощадные морские разбойники».
Воинские способности и воинская организация непосредственно ставится на службу идее наживы:
· пиратство;
· торговля с туземцами.
В феодальном обществе основные ресурсы производства сводились к следующим:
· земля как производитель растений;
· покоящиеся в недрах земли полезные ископаемые;
· продукты земли: дерево, волокнистые вещества;
· подчиненная земельной власти феодала рабочая сила.
Капитализация предприятий носила следы феодальных и полуфеодальных отношений. Предприятия находились под влиянием принципа покрытия потребностей, так как ставят своей целью только использование принадлежащих землевладельцу производительных сил. Это же и стесняет их стремление к наживе.
Основной принцип — обязательное использование для своей выгоды государственной власти влиятельных людей, чиновников. Отсюда — частные объединения английских и французских дворян с богатыми людьми (капитал) или изобретателями (идеи).
К носителям современного капиталистического предпринимательского духа можно причислить высших по рангу государственных чиновников.
Черты государственного чиновника:
1. Государственные чиновники занимают то место, где иначе вообще бы ничего не было. Их деятельность часто давала толчок к развитию капиталистической субстанции и являлась первичным зачатком предпринимательского духа.
2. Государственное предприятие — это, прежде всего, крупное предприятие, которое может возникнуть только на силе государственного капитала.
3. Чиновничий аппарат — это и творческие идеи, и широкие познания, и научная подготовка, ибо таланты в то время еще не отдалялись от управления государством.
4. Государственному предприятию присуща еще одна черта, которая характеризует все капиталистическое — дальнозоркость, постоянство духовной энергии, — что само по себе следует из государственной организации, потому что нигде, кроме как у государя, интерес не мог быть направлен так сильно на отдаленное будущее.
Неуклюжесть, склонность к бюрократизму появились позже, а в начальном периоде развития государственный чиновник являлся особенно важным и значительным типом предпринимателя.
Купцы, ростовщики — это все те, кто развивал капиталистические отношения из торговли товарами или деньгами. Они расширяли ремесленные промыслы за их первичные рамки. Купцы становились капиталистическими предпринимателями путем вмешательства в производство — в текстильную промышленность (с XIVвека), в горное дело и т.д.
Спекулянт — это основатель и руководитель спекулятивных контор, предприятий, фондов (конец XVII века). Пример — грюндерская горячка, ныне это — хеджиринговые фонды (совладельцем одного из них является Джордж Сорос).
В отличие от первых трех форм предпринимательства, где хозяйственные руководители совершают операции с помощью внешних средств, спекулянт открывает источник могущества в самом себе — это сила внушения, и с помощью ее одной он осуществляет свои планы. Спекулянт увлекает за собой людей, обещая золотые горы, и умеет заставить поверить своим обещаниям. Он разжигает страсть к игре: «игра есть душа, есть пламя, согревающее всю деятельность».
«Благоразумное равновесие — болото, где все силы чахнут и засыпают, но дайте внезапно вспыхнуть на горизонте видению, дайте этим сонным душам возможность погони за невозможным, покажите им миллионы, которые можно заработать за два часа, пусть даже с риском сломать шею и ноги, и гонка начинается, энергия удесятеряется, давка так велика, что, стараясь только для собственного благополучия, создают живые, великие и прекрасные творения».
Данный тип предпринимателя Зомбарт характеризует так: «выбившийся наверх ремесленный мастер в сфере промышленного производства, который в долголетней трудовой борьбе расширил свое ремесло в капиталистическое предприятие. Человек с мозолистыми руками, грубыми манерами, живущий в старой обстановке до серебряной свадьбы, чтобы потом дать архитектору обставить квартиру в самом современном стиле, потому что так хочет его дочь, которую он носит на руках и которой дал (недостающее ему) прекрасное образование. Он self-made man, родоначальник позднее крупного предприятия».
Итак, мы видим, что само понятие «предприниматель» и в классической, и в современной литературе трактуется весьма неоднозначно. Это происходит, во-первых, из-за того, что экономическая среда постоянно изменяется, а следовательно меняются и функции ее экономических агентов. Предпринимательство — это многогранная деятельность, которая может по-разному интерпретироваться и проявляться в различных сферах экономической деятельности. Но основное в ней — нацеленность на успех, максимализацию прибыли при концентрации ответственности (менеджерской, имущественной и т.д.), умении рисковать и эффективно использовать ресурсы.