Вообще-то не стоит смешивать эти понятия — предпринимательство и бизнес[69]. Тут сугубо личный выбор жизненного пути, чаще методом проб и ошибок. Этот выбор определяется и внутренним голосом, и талантом, и интеллектом, и эрудицией. И наследственностью, и образованием, и опытом, и физической формой, и напором. И общей культурой, и культурой предпринимательского поведения, и способностью к инноваторству. И прозорливостью — по отношению к глобальным и локальным кризисам. И коммуникабельностью.
А главное — умением рисковать и управлять рисками. Понимать ответственность — перед семьей, корпорацией, коллегами, партнерством, государством. И уметь брать ответственность на себя. А также предъявлять высокие требования к многообразному, многоаспектному и многофункциональному понятию «предприниматель» и «предпринимательство» — со времен первых ремесленников и купцов до создателя «Майкрософт» Билла Гейтса, лидеров «Нокиа» и российских олигархов вроде М.Ходорковского с его «Юкосом», до сотен тысяч малых предпринимателей.
Существует множество определений и объяснений, кто такие предприниматели, откуда они «пришли», какие у них исторические и социальные корни.
Много лет назад, в 1994 году, я попытался обобщить определения предпринимателей и их основные характеристики, которые эволюционировали от истоков, скажем в работах Аристотеля и в древнеиндийском хозяйственном трактате «Артхаша-стра» (за много веков до новой эры) до относительно современных представлений конца XX века в книге Николаса Сирополиса «Управление малым бизнесом».
Эту книгу я рекомендую как основной учебник по факультативу, или курсу по выбору, «Малый бизнес в экономике», который проводился мною в 1998—2002 годах в Высшей школе экономики — на экономическом факультете Государственного университета.
|
Книга, выпущенная при участии и финансировании Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, посвящена десятилетию возрождения предпринимательства в России. К ней прилагается вкладыш: «Малый бизнес. Возрождение предпринимательства в России» (с небольшим текстом, российскими законами, программами, прогнозами, библиографией).
Вдохновленный обстоятельно изученным мною в Берлине, Потсдаме, Селбеланге, Бохуме, Штутгарте (благодаря поддержке докторов Юргена и Марии Бухбах), Дюссельдорфе и его окрестностях (благодаря помощи профессора Эриха Штаудта и Юргена Бока), а также немецким историческим и реальным опытом поддержки малого предпринимательства, в том числе палатами ремесленников, я написал в 1993 году брошюру «Кухня малого бизнеса», а в 1994 году — небольшое учебное пособие «Введение в предпринимательство. Российский и зарубежный опыт». Там я и обобщил введенные зарубежными философами и экономистами понятия «предприниматель», «предпринимательство» и их основные, менявшиеся во времени характеристики — от Аристотеля до наших дней.
В 1992—2003 годах появилось немало работ по проблемам предпринимательства и малого бизнеса. Их авторы — А.Рубе, О.Вороновская, Е.Бухвальд, Г.Долгопятов, А.Алимова, Л.Чепуренко, А.Виленский, Г.Клейнер, Л.Колесникова, В.Каганов, С.Дадалко и другие.
Появилась возможность более обстоятельно познакомить читателей с работами научных классиков.
|
Очень много полезного добавили труды незаслуженно «забытых» в годы реального и дорсального социализма отечественных экономистов и практиков: С.Витте, М.Тутан-Баранов-ского, А.Чаянова, Н.Кондратьева, Ю.Ларина, Н.Бухарина и др.
В последнее время предпринимательство все более активно рассматривается с позиций синергетического эффекта как особый фактор производства, как прямой и косвенный фактор, воздействующий на экономический рост. Малые и средние предприятия во взаимодействии, в разнообразнейших организационных формах и финансовых схемах, образуют самодействующие производственно-инновационные кластеры — пучки, узлы, особые сочленения в неких новых системах особого инновационного качества XXI века.
Какими же основными качествами наделяют психологи предпринимателей?
Выделяют более десятка основных качеств предпринимателя. Это — способность и готовность рисковать; стремление быть независимым, свободным по личным представлениям; общительность, коммуникабельность, эластичность; трудолюбие; трудоспособность; повышенное чувство ответственности за свой бизнес, результат, коллектив, семью, природу; умение предвидеть развитие ситуации, способность к принятию решений, в том числе четких и быстрых, инноваторский талант, чувство нового; умение быть созидателем реформатором, реорганизатором; способность сочетать личные интересы с интересами дела, интересами окружающих людей, природы, района, страны; умение генерировать и фильтровать нужную информацию; стремление к первенству, уникальности; умение поддерживать динамичность, быть энергичным; умение убеждать, выступать, доводить свое мнение до других; способность учиться, не стесняться познавать новые области знаний и умение переключаться на другие, в том числе новые, сферы бизнеса[70].
|
Личный опыт
В 1992 году, в период начала шоковых экспериментов, при поддержке развернувшего свой бизнес (на компьютерах и других инноваторских проектах) профессора, генерала, заведующего кафедрой МИРЭА Льва Горского, по договоренности с латвийскими коллегами Анжансом и Линдсбергом, я взялся за открытие совместного предприятия — магазина «АЛО+Б».
Пригласил в свою торговую команду тех, кто сам просил об этом. Например, О.Б. — актрису Театра на Таганке, переживавшего при министре культуры СССР Н.Губенко не лучшие дни. Без работы к тому времени остались и моя племянница, и мой старый друг.
И вот — общими усилиями — мы открыли магазин. И выносную лоточную торговлю.
Чтобы заинтересовать партнеров, я придумал каждодневную оплату труда за проданные товары. И все вроде бы было ничего. До момента, когда к моему соратнику Вадиму Большакову — он, в отличие от меня, проводил все время в помещениях ИВЦ, в одном из которых мы и разместили магазин, — пришли «братки» с предложением наладить за «умеренную» еженедельную плату систему безопасности, или «крышу». Что делать? Посоветовались вокруг — в ателье, в других магазинчиках, — все говорят: «Не отстанут».
Большаков попытался объяснить «браткам», что у нас есть выведенная на милицию система безопасности. Те сурово посмотрели на него: «Вы чего-то не понимаете. Даем неделю».
Тогда уже включился, я. Вышел на своего друга, генерала, заведующего кафедрой одной известной военной академии Владимира К. Говорю ему: «Володя, ты рассказывал, что твой сын, молодой предприниматель, попал недавно со своим бизнесом, как раз где-то в районе Покровских ворот, под пресс «братков» и что удалось утрясти все их претензии полюбовно. Помоги и мне». Володя-генерал говорит: «Я посоветуюсь со своими чеченами-адъюнктами».
И — посоветовался. Те отвечают: «Соберемся пообедать в «Белграде». И потолкуем...» Я попросил Вадима съездить на этот обед. «Чечены-адьюнкты» сказали: «Это наша территория. Тех, чужих, гоните. Мы им все объясним. А нам будете платить каждый месяц по 10 процентов с выручки. И скажете, где берете товар и «капусту».
Я задумался: как быть? Решил посоветоваться с моим бывшим студентом — профессиональным торговцем абхазцем Отари М. Отари неспешно объяснил, что мне лучше потихоньку выйти из игры. А на мое место войдет он со своими родственниками и друзьями. И обо всем договорится... Я познакомил его с Вадимом. Они поняли друг друга... А мне пришлось перевести на Старую площадь, к Льву Горскому, племянницу, которая боялась торговать с лотка. Актриса О.Б. тоже боялась — что ее увидят друзья-актеры. Понял я, что в таком бизнесе надо быть одновременно и бойцом, и профессионалом. В этом деле одних лишь мозгов мало.
Отари М. с участием Вадима Большакова быстро превратил нашу «лавочку» «АЛО+Б» в оптово-розничную контору — для представительства в Москве интересов и товаров молодых иркутских предпринимателей. А я стал консультировать их как советник по малому бизнесу. Чеченцы охраняли известную фирму Л.Горского. У него я тоже был экономическим советником. Все тогда варились в одном котле. Многие подсиживали друг друга. После тяжелой борьбы с Аркадием Вольским Лева переехал со Старой площади на улицу «Правды». В редакцию главной партийной газеты. Но тоже ненадолго.
Пришлось мне честно признать свое поражение в торговом бизнесе. И сконцентрироваться на работе в Экономической академии.
Ведь мы въехали в этот так называемый торговый бизнес фактически с нуля. Команду собирали из родственников и друзей — от слесарей, продавцов до охранников. Приходилось самим делать и прилавки, и лотки, и рекламу, и ценники... Будучи заведующим кафедрой экономики торговли и директором ВНИИКСа, я был, естественно, близок к торговле — особенно к универмагам и гастрономам. Но больше теоретически. Правда, в г. Кострома и в Костромской области наш коллектив в 70-х годах проектировал и создавал АСУ — автоматизированную систему управления в торговле. Но ведь сам я никогда прежде не торговал — не был ни продавцом, ни директором магазина.
Успешность в российском бизнесе 1992—2000 годов определялась умением сформировать на удачных проектах начальный капитал, создать себе имидж. Назову, к примеру, знакомых мне коллег, близких по возрасту, — профессора Михаила Яковлевича Иоффе, создавшего известный образовательный центр «Синергия», профессора Юрия Васильевича Волкова, создавшего консалтингово-издательский центр «Русское деловое агентство», частную картинную галерею и медицинский центр с китайскими профессорами «Марина-Меди-центр», а также молодого предпринимателя Михаила Михайловича Петрикова, вместе с партнерами начинавшего с автозаправок и вырулившего на создание диверсифицированного холдинга «Гарант-Инвест» и современного мясоперерабатывающего предприятия «Национальная мясная трапеза» в г.Химки.
Чем же определяются их успехи в бизнесе? Умом, «продвинутостью» в делах и в жизни, большим управленческим и предпринимательским опытом, высочайшей ответственностью, трудолюбием, гибкостью, динамичностью, коммуникабельностью, способностью быстро и рационально адаптироваться к стартовой фазе рыночных экспериментов уже в 1989—1991 годах, формируя тем самым необходимый начальный капитал.
Естественно, что и у этих новых собственников и одновременно топ-менеджеров, как у всех нормальных людей, есть и свои особенности, и свои человеческие слабости.
Проанализировав просчеты и неудачи многих начинавших бизнесменов, в том числе свои собственные, я пришел к таким обобщающим выводам.
На этапе старта нам не хватало практических навыков в бизнесе, знаний современных технологий финансового менеджмента, умения работать с банками и ценными бумагами. Но недостатки заложены также и в нашей российской, славянской натуре — в ее широте, разбросе в делах. В неумении сконцентрироваться на решающих направлениях, довести начатое до конца, И еще, довольно часто, в неспособности или неумении держать взятое слово. Если не по-японски, по-самурайски — до харакири, то по-старому, по-русски, по-купечески.
Японцы, из практики, если пообещали что-то сделать и сказали «да» (и это при минимуме бумаг и работающих законов), будьте уверены: сделают все, как требуется. Так же и немцы (при их обилии бумаг, отчетов, бухгалтерии).
А в России — увы....