Н.В.Пятибратова
Автор выражает сердечную признательность
Педагогу и художнику Н.В.Пряхиной
За апробацию и редактуру этого пособия.
Курс «Пишу – и радуюсь!»
Игровые занятия по улучшению почерка.
«Улучшение почерка» – непривычная формулировка, применяемая нами вполне осознанно. Обычно говорят «коррекция», «исправление» или «каллиграфия». На наш взгляд, это предполагает некий идеальный результат: почерк становится на всю жизнь не только читаемым, но и эстетически приятным при сохранении высокого темпа письма. Увы, на практике эти формулировки оказываются нежизнеспособными. Школьная жизнь ученика уже с первого класса протекает, так сказать, в повышенном скоростном режиме. Не до конца поставленный почерк, незрелость высших психических процессов, снижение мотивации к учебе – все это приводит к невозможности совместить высокий темп письма и его красоту, то, что подразумевается под «каллиграфией». А вот улучшить почерк, даже в таких непростых школьных условиях, вполне возможно. Это значит, что у ребят 2-4 класса он станет читаемым и аккуратным, а у учеников 5-7 классов – читаемым при высокой скорости. У учеников 5-х - 7-х классов красота письма уже не оценивается; главное, чтобы написано было быстро, разборчиво и грамотно. Итак, задача непростая: читаемость, стабильность, даже после окончания курса, и высокий темп письма. Что ж, это современному школьнику, прошедшему наш курс, вполне доступно. Как это делается?
Кому показан курс «Пишу – и радуюсь»?
Наш курс рассчитан на ребят от 2 до 7 класса. Однако есть положительный опыт использования отдельных частей курса в работе и с первоклассниками. Это методики «Музыкальное письмо» и «Цветные буквы». Компиляция игр и упражнений из области нейропсихологии и логопедии, которую вы увидите в планах, тоже пригодится в работе с детками, которым «ставят» почерк с нуля. И все же, наша целевая аудитория – это дети, которые завершили этап прописей и не попали в благополучное большинство, то есть не научились писать хорошо. Это ребята, у которых смутное представление об образе буквы, у них не автоматизировался навык скорописи, они не могут правильно располагать буквы в рабочей строке, соблюдая наклон, высоту, ширину, используя верные соединения… Если мы не наблюдаем в тетрадке соблюдения этих правил, и ребенок почти физически мучается, шкрябая ручкой в тетради, не успевая за классом и получая двойки «за грязь», то наш курс - для него. Нередко почерк портится в средних классах школы из-за неумения конспектировать лекции. Да-да, именно так сейчас преподносятся гуманитарные науки в школе! Пяти-шестикласснику приходится записывать за учителем обширный текстовый материал при том, что сокращать услышанное и даже просто слова он не умеет. Какая же каша у ребят в тетрадках! Буквы скачут, похожи одна на другую, а за смыслом записанного следить уже просто не остается времени.
|
Многоэтажный дом и структура занятий.
Любая деятельность ребенка не протекает хаотично. При овладении навыком письма будут развиваться или улучшаться так называемые базисные функции, формирование которых и обеспечивает красивый почерк:
1. Мотивация, которая обеспечивает мозг энергией для дальнейшей работы, весьма непростой.
|
2. Переработка слуховой информации (речевое восприятие, слухоречевая память, фонематический слух).
3.Кинестетический праксис (артикуляционный, пальцевой), то есть некое контролируемое человеком действие. При письме ребенку необходимо совершить серию отдельных движений, соответствующих общему замыслу того, что он хочет написать.
4. Переработка зрительной информации (образ слова, буквы, отличие одной буквы от другой и т.д.).
5. Зрительно-пространственный гнозис (ориентировка в строке, величине буквы, расположение ее элементов в пространстве и т.д.)
6.Программирование (сначала веду линию вниз, потом делаю поворот, потом веду линию вверх). При программировании письма всегда будет участвовать регуляция своей деятельности и ее контроль: красиво ли вышло или нет, совпало с образцом или нет.
Все вышеуказанные функции и некоторые другие формируются в рамках нашего курса. Как же это происходит?
Понятно, что невозможно подняться по лестнице на 5-й этаж, не минуя первых четырех. Так и с почерком. Двигатель всего обучения – это мотивация! Нет ее – и не будет ничего. Никакое знание не зацепится в сознании, тем более, у ребенка-школьника. Мотивация - это батарейка для всей учебной деятельности. Если рассматривать процесс улучшения почерка как здание, то мотивация царит на первом этаже. Ей уделяется особое внимание, иногда даже в ущерб учебной задаче; мыслью о ней пронизывается весь курс (как и любой курс по методикам Н.Пятибратовой). Вот почему, если говорить о результативности работы, то первый результат должен быть такой: вашим ученикам нравится заниматься. Почти сразу у них появляются любимые части занятия (например, поиск главного элемента в пособии «Цветные буквы», ощупывание букв в «Чудесном мешочке», обводка по копирке в «Прописях-текстах»), но в целом у ребят не должно быть отторжения и к другим частям занятия. Если этого не случилось, и дети скучают, значит, занятие проходит сухо, не учитываются наши рекомендации. Даже при высокой загруженности детей домашними заданиями мы отмечаем стойкую мотивацию к работе. Именно она помогает сохранить привычку красиво писать и после окончания курса. В планах вы увидите реализацию мотивационного звена в пунктах «Письмо пером и тушью», работа на песочном столе с подсветкой, «Шершавыми буквами», «Подвижным алфавитом», игрушками, «Прописями-текстами». Педагог включает в занятия множество отдельных мотивационных приемов работы: письмо мокрым пальцем на доске, анализ почерка из чужих работ (не товарищей), конкурсы на самое красиво написанное домашнее задание с призами, проведение научных опытов на занятии и т.д.
|
Второй этаж – ритмическое оформление мозговой деятельности. Заметим, что об этом не сказано при перечислении пунктов функционального базиса письма; говорить о связи «музыка – мозг - обучение» стали сравнительно недавно. Работа с ритмом для улучшения почерка и вообще учебной деятельности настолько важна, что ее можно было бы отнести даже к фундаменту дома, а не этажу. Т.Черниговская (ученый - нейролингвист, профессор) говорит, что регулярная музыкально-ритмическая работа увеличивает количество серого вещества в мозге и утолщает кору больших полушарий, увеличивает нейронную сеть. Чем обширнее нейронная сеть, тем образованнее и способнее человек. Т.Г. Визель (доктор психологических наук) и Т.Ю.Поневежская (нейропсихолог, ст. преподаватель МСПИ) и другие современные исследователи связывают восприятие гармонии и ритма с областями кохлеарного ядра ствола и среднего мозга, которые при их активизации передают возбуждение коре головного мозга. Ну, а уж при коррекции устной речи логопеды испокон веку отрабатывают чувство темпа - ритма, чтобы слоги не проглатывались и не менялись местами, речь была плавнее и выразительнее. Речь – в том числе и письменная – это ритм. Письмо – это ритм. Рукописная буква тоже подчиняется ритму. Значит, «подтянув» эту сферу мозговой деятельности, поставив ее на служение нам, можно добиться стойкого улучшения почерка, например, замедлить его темп, сделать ритмичнее, спокойнее. Этот пункт в планах называется «Работа с ритмом», а также используется в методике «Музыкальное письмо» и при письме пером и тушью.
Итак, второй этаж помогает нам на бессознательном уровне бороться с дезорганизацией письма. А вот на третьем этаже разместилась переработка зрительной информации и программирование с обязательным самоконтролем, которые в планах названы как «Анализ». Дети должны научиться, если не научились этому раньше, видеть, где написано «правильно», а где - «неправильно». Да не только увидеть разницу между своей корявой буквой и ее эталоном (в уме или наглядно), но и объяснить, что не так. Например, анализируя тетрадку соседа и отмечая самые красивые буквы, ребенок должен обосновать свое решение: в букве а элемент «крючок» строго параллелен косой линии, буква не выходит за пределы рабочей строки. Вывод: буква соответствует эталону, написана «правильно». Словесно-логическое мышление, осознанность, рассуждение – наши помощники, хоть и не самые главные, в деле улучшения почерка. На одном анализе, сравнении, рассуждении далеко не уедешь. Методика «Цветные буквы», которая включена в планы, тоже живет на третьем этаже, правда сюда заходят гости и с других этажей: пространства, мотивации, тренинга (автоматизации навыка). Здесь же, на третьем этаже будем формировать саморегуляцию при письме. Это значит, что надо научить ребенка притормозить себя, обеспечить контроль: все ли я верно написал? Например, учить писать медленнее или быстрее, контролировать сразу целый ряд параметров: расположение букв в рабочей строке, наклон, а все элементы располагать верно в пространстве. И главное – уметь все это проверить после написания. Да, дело непростое, тут нужно хорошее внимание, произвольность, самоконтроль. Это формируется в течение всего курса, а целенаправленно это решаем в пунктах планов «Правила красивого письма», «Каллиграфическо письмо» и «Письмо пером и тушью», в которой дети учатся каллиграфическому письму пером и цветной тушью. Дети на каждом занятии вспоминают и проговаривают, что нужно делать, чтобы писать красиво, и выкладывают карточки с этими правилами на доске. Одна из функций речи – регуляторная. Когда мы что-то проговариваем, мы это легче представляем, образы яркие, не размытые, мы лучше организуем свою деятельность. Вот почему на наших занятиях ребята много говорят, рассуждают вслух, просто общаются по теме занятия. А работа пером приучает к саморегуляции, как ничто другое: от нажима на перо зависит толщина (и, следовательно, красота) элемента буквы. Торопливость тут невозможна.
Четвертый этаж – это пространственные представления, без которых письмо как деятельность не состоится. Если у ребенка нет в головке понятий «справа, слева, по диагонали, сзади, выше, ниже, уже, шире, параллельно», то он застрянет на этом этаже, и добраться до пятого ему будет никак нельзя. Итак, нужно хорошенько поработать с пространством на уровне схемы тела, листа, рабочей строки, буквы. Эти упражнения вы увидите в планах под пунктами «Ориентировка в пространстве», «Зрительный гнозис» и «Визуализация». В этом деле нам помогают также пособия М.Монтессори «Шершавые буквы» и «Подвижный алфавит», о них упоминается в планах.
Пятый этаж – это рукописный тренинг. Самый обычный, предполагающий упражнение на прописывание букв, слогов, слов, фраз и текстов. Только делать это мы будем не скучно, а с помощью методик «Цветные буквы», «Музыкальное письмо», «Прописей-текстов», а также множества игровых приемов. Обводки, каллиграфическое списывание, диктанты «кто самый медленный» с песочными часами и тому подобное помогают тренироваться без утомления и скуки.
Конечно, нельзя научиться красиво писать, если кисть руки скрючена или слаба. Укреплением мышц руки, пальцев, а при необходимости – расслаблением, занимаемся на каждом занятии. В планах это нехитрое дело называется «Гимнастика для рук». Если причина плохого почерка кроется только в тонусе мышц, то полезно пройти курс физиопроцедур на кисти рук, массажа, уделить этому особое внимание. Часто тонус руки отражает общее мышечное состояние тела: отмечается напряжение в шейно-воротниковой зоне, моторная неловкость. Тогда необходим общий массаж, бассейн и даже работа с психологом по снятию мышечных зажимов. Очень полезно дома перевести ребенка на письмо перьевой ручкой и за конторкой для письма – стоя. Такие конторки есть в продаже.
А теперь представьте, что все этажи мы проходим не постепенно, а сразу! На каждом занятии дети посещают все этажи. В этом комплексном подходе – суть, душа и отличие методики «Пишу – и радуюсь» от всех остальных.
Диагностика.
В планах вы увидите периодически возникающий пункт «Диагностика». В начале обучения, в середине и в конце. Диагностика позволяет понять, в чем причина плохого, нечитаемого почерка ребенка. Внутренние ли это причины или внешние? От лени ли плохо пишет, от особенностей характера? Или ребенок НЕ МОЖЕТ аккуратно писать в силу нарушенных факторов базиса письма? А бывает, темп работы в классе слишком высок для ребенка, что приводит к невротизации, а это сразу сказывается на почерке. Как узнать, от стрессовых условий ребенок плохо пишет или нет? В спокойной обстановке у невротизированного ребенка плохой почерк всегда улучшается, а у ребенка с нарушенными компонентами письма, но без стресса – нет. Однако бывает и то и другое. Все это изучается, как и динамика обучения на курсе «Пишу - и радуюсь».
1.Диагностируется списывание без установки «Пишите очень красиво» Изучаем состояние почерка на текущий момент при списывании и количество знаков в минуту. Тетрадь в узкую косую линейку.
2.Диагностиуется списывание с установкой «Пишите очень красиво » Изучаем потенциальные возможности ребенка: бывает, что старается, а буквы все равно корявые, что говорит не о личностных причинах плохого почерка, а о психофизиологических. Тетрадь в узкую косую линейку.
3.Диагностируется списывание без установки «Пишите очень красиво» в тетради в широкую линейку. Подсчитывается количество знаков в минуту и принимается решение о переводе ребенка на письмо в широкую линейку (с 3 кл).
4.Диагностируется списывание с установкой «Пишите очень красиво » в тетради в широкую линейку. Подсчитывается количество знаков в минуту и принимается решение о переводе ребенка на письмо в широкую линейку (с 3 кл).