Вторичный анализ исследований по проблеме самопрезентации личности в интернет-среде




Самопрезентация – это намеренное и осознаваемое поведение, направленное к тому, чтобы создатьопределённое впечатление у окружающих. Социальные сети дают пользователям исключительные возможности создавать сетевую самопрезентацию полностью по своему выбору. Отсюда основная особенность виртуальной самопрезентации личности, которая признается большинством исследователей – это возможность почти абсолютного управления впечатлением о себе. В данном случае реальная самопрезентация здесь заменяется виртуальной, которая обладает своими специфическими особенностями, присущими только интернет-самопрезентации. Также интернет-самопрезентация может выступать способом, с помощью которого возможно произвести впечатление на других пользователей, с которыми человек знаком, контактирует в реальной жизни.

Было проанализировано социологическое исследование «Контент-анализ страниц активных пользователей социальной сети «ВКонтакте»» [22]. Исследование было проведено И.В. Черемисовой в 2016 году в социальной сети «ВКонтакте». Объем выборки составил 100 человек, из которых 50 мужчин и 50 женщин.Основной целью исследования было изучение психологических характеристик активных пользователей социальной сети «ВКонтакте» на основе контент-анализа их персональных страниц.

Единицами счета в данном исследовании послужили следующие показатели: информация о себе, тематика фильмов, музыка, литература, фотографии, желания, цитаты, тема секса, нецензурная лексика, демонстрация пагубного пристрастия к табаку, к алкоголю, к наркотикам.

В результате исследования выяснилось, что большинство человек (76 %) разместили на своих страницах «ВКонтакте» очень подробную информацию о себе. Например, точное место жительства, домашний и сотовый телефоны и т. д. Только 24 % пользователей представили на своей странице краткую информацию о себе.

Автор объясняет это тем, что большинство пользователей не способны реально оценить ситуацию общения в виртуальном пространстве. Они представляют в открытый доступ конфиденциальную информацию, которой могут воспользоваться (и пользуются, по сводкам криминальной хроники) мошенники. Кроме того, такая подробная информация может быть использована злоумышленниками в корыстных целях. Здесь можно согласиться с И.В. Черемисовой, но стоит добавить, что факт того, что человек добавляет в социальные сети свои подробные данные, связан с открытостью человека к общению, причем не только виртуальному, но и потенциально реальному.

Большинство активных пользователей (52 %) поместили на своих страничках фотографии сдержанного характера. В основном это семейные фотографии, фото на фоне природы, с любимыми домашними животными, или автопортреты. Наблюдается стремление показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать свое материальное благополучие. Откровенного содержания фотографии представлены только у небольшого числа пользователей (16 %). Демонстрация табакокурения и употребления спиртных напитков нашла отражение на фотографиях у 14 % испытуемых. Часть пользователей (18 %) вообще отказалась от размещения фотографий на своей странице, представив разнообразные картинки (природа, несчастная любовь и др.).

Цитаты присутствуют на большинстве страниц (62 %). Часто они размещены в разделе «Статус», то есть на самом видном месте страницы. Из них почти половина высказываний содержит нецензурные выражения (44 %) Однако были размещены и цитаты философского содержания (18 % страниц). Наличие такого большого количества «грубых» цитат может быть связано с тем, что социальные сети, особенно ВКонтакте, представляют собой средство общения молодого поколения. Следовательно, и аудитория, для которой пользователи размещают данные записи, это такая же молодежь, как и сам человек. Во многом человек тем самым хочет зарекомендовать себя, показаться «плохим», каким-то образом выделиться. А нецензурные, грубые выражения, несомненно, могут привлечь внимание других людей. Конечно, мнение окружающих в данном случае не всегда будет одобряющим.

Результаты исследования, проведенного исследования И.В. Черемисовой, показали, что активный пользователь социальной сети «ВКонтакте» имеет определенные психологические особенности, среди которых ряд эмоциональных, коммуникативных, мотивационных и ценностно-нравственных качеств личности, характеризующих психологическое неблагополучие.

Необходимо отметить, что чрезмерное увлечение человека виртуальной реальностью и Интернет-технологиями может привести к нарушению оценки ситуации общения, искажениями восприятия реальности, ошибочным представлениям о самопрезентации. Результаты исследования показали, что большинство пользователей социальной сети в реальной жизни не позволяют себе то, что считают возможным демонстрировать на своей Интернет-странице.

В данном исследовании существенных различий в характеристиках активных пользователей социальной сети «ВКонтакте» в зависимости от пола, возраста, уровня образования и рода деятельности не выявлено.

Также было проанализировано исследование А.И Романовой «Опыт использования контент-анализа фотографий для изучения типов самопрезентации в социальной сети «ВКонтакте»»[17]. Предмет исследования – типы самопрезентаций пользователей социальной сети «Вконтакте». Объект исследования – пользователи социальной сети «Вконтакте» г. Самара. Единицей наблюдения выступает фотография пользователя.

Главная группа смысловых единиц отображала внешность и тип образов представленных на фотографии, то есть непосредственные «Я – образы» пользователей, и в неё входили следующие смысловые единицы: «я спортсмен/спортсменка/любитель фитнес – клубов»; «я студент/служащий офиса/преподаватель и т.д.(профессиональная принадлежность)»; «я музыкант/певец; я муж/жена»; «я влюблен/на»; «я мать/отец»; «я обычный парень/мужчина/девушка/женщина»; «я любитель вечеринок»; «я модель».

Среди фотографий, рассмотренных автором, 35,6% соответствуют образу «Я обычный парень/мужчина/девушка/женщина». Как правило, это фотографии, отображающие универсального, с точки зрения виртуального взаимодействия, «персонажа». Т.е. данная категория пользователей не особо стремится показать какой-то определенный образ, они ставят на аватар, ту фотографию, на которой они просто хорошо получились.

Помимо этого для девушек характерна самопрезентация в образе «Я модель» (24,7%), в то время, как для молодых людей характерен больше образ «Я влюблён» и «Я любитель вечеринок» (14,9%). Такой образ может работать на повышение личностной самооценки пользователя, а также повышение популярности человека и его странички в сети среди других пользователей, в том числе и среди пользователей противоположного пола.

Далее А.И. Романова анализировала, как же складываются образы самопрезентации, ей были выделены основные элементы, которые её формируют. Первая группа таких элементов – это место происходящего на фотографии события.Вторая группа элементов-индикаторов – это ракурс пользователя на фотографии.Третья группа элементов раскрывает тип самой фотографии.Четвёртая группа элементов призвана отображать стиль одежды пользователя, запечатлённого на фотографии

На 33,7% фотографий пользователи сфотографированы в домашних условиях. Это можно объяснить тем, что среди молодёжи популярны так называемые фотографии «Сэлфи». Это снимки самого себя (современная альтернатива автопортрета), сделанные самолично, на мобильный телефон или фотокамеру, с руки. Такую фотографию можно сделать мгновенно, даже находясь у себя дома, и так же мгновенно загрузить её на аватар своего аккаунта.

Согласно полученным данным, чаще всего встречаются фотографии, на которых владельцы личных страниц изображены во весь рост (42,8%). Это может быть связано с тем, что люди пытаются показать себя с лучшей стороны, привлечь внимание к своему образу.

Говоря о третьей группе элементов, большинство снимков (68,8%) являются любительскими фотографиями, т.е. сделанными на камеру мобильного телефона. Для современных людей это наиболее простой, экономичный способ фотографии.

39,2% пользователей предпочитают презентовать себя в стиле «кэжуал», и 28,7% – в так называемом «парадном» или праздничном образе. Стиль «кэжуал» очень многогранен, к нему можно отнести и коктейльное платье и рваные джинсы. Это объясняется тем, что «кэжуал» – это свободный, удобный, городской стиль, который будет уместен и в университете, и на курортах и на светской вечеринке. Т.е. молодые люди практически постоянно используют его, что и отображается на фотографиях в социальных сетях.

Вывод, который можно сделать на основании данного исследования, это то, что самопрезентация во многом зависит от пола и возраста. Большое влияние на самопрезентацию также оказывают стереотипы, которые действуют в реальной жизни. Самопрезентация позволяет реализовать образ «идеального Я», продемонстрировать желаемые качества своей внешности и своей жизни. В целом, можно утверждать, что пользователи абсолютно осознанно выбирают, какую фотографию разместить в качестве аватара аккаунта, именно эта фотография является первым шагом создания виртуальной самопрезентации.

Было рассмотрено исследование Ю.А Антоновой иС.АДеминой «Аватар как элемент самопрезентации в социальной сети»[3]. Авторами было проанализировано 600 аватарок пользователей по заданным критериям: страна – Россия, возраст – 18-30 лет, пол – мужской, женский. Цель исследования: классифицировать аватары пользователей в социальной сети «ВКонтакте».

19 аватаров из 600, рассмотренных авторами аватаров, не являлись фотографиями. На таких страницах вместо фото были изображения машины («Феррари» как символ роскоши), мультипликационные герои (например, Спанч Боб как воплощение оптимизма), фразы (например, «Боже, дай Дурову по роже» – протест против реформ социальной сети), фотографии артистов (например, Брюс Уиллис как символ брутальности), животные (например, кошка как символ страсти и сексуальности) и т. д.. Нежелание ставить на свою фотографию может говорить о том, что пользователь не склонен к общению, является закрытым. Но авторы отмечают, что нужно помнить о том, что аватар ставят/меняют по настроению, ищут такое изображение, которое отражает душу, личность, интересы владельца страницы в данное время, и таким отражением может стать не собственное фото, а символ.

Большинство аватаров-фотографий (25,3 %) – фотографии, на которых владельцы страницы изображены на фоне моря и еще 13,4 % на фоне городских пейзажей или узнаваемых мест курортных стран. Исходя из таких данных, можно предположить, что аватар – это способ поделиться с друзьями впечатлениями о путешествиях. Также это может служить и способом показать свой достаток, материальное положение.

14,3 % аватаров – это фотографии с ребенком. Использование фото с ребенком в качестве аватара говорит о том, что пользователь хочет поделиться с другими радостью материнства.

17 % аватаров – это влюбленные пары: молодой человек и девушка. Такие аватары, возможно, заявляют о статусе интернет-пользователя («есть друг / подруга»), могут являться своеобразным сигналом «не свободен», закрыт для общения с противоположным полом.

Также частым аватаром (особенно у представителей мужского пола) является фотография на фоне автомобиля –7,5 %. Любопытно, что это может быть как старый автомобиль, так и роскошный спортивный автомобиль.

У аватара большой прагматический потенциал, и аватар, являясь элементом самопрезентации в социальной сети, направлен на инициирование общения, установление контакта, привлечение внимания других пользователей. Через аватар возможно передать настроение, отношение, новость, отразить тип личности, характер, зафиксировать перемены в жизни. Именно поэтому можно утверждать, что выбор аватара – это сознательный шаг пользователей социальной сети, и именно аватар является первым шагом создания виртуальной личности, способом виртуальной самоидентификации.

Рассмотрев представленные выше исследования, можно сказать, что социальные сети – это удачная площадка для самопрезентации, имеющая огромные, во многом еще неизученные, возможности.

 

Самопрезентация студентов ИРНИТУ в интернет-среде на примере анализа участников группы в ВКонтакте «Признавашки Политех»: результаты социологического исследования

В современном мире огромное внимание в последнее десятилетиестало уделяться интернету, особенно значительная его часть – социальныесети – плотно вошли в нашу жизнь. Люди регистрируются в социальныхсетях, которых становится все больше, создают свои общности внутри них,общаются, обмениваются информацией. И, как и в реальной жизни, передкаждым человеком встает проблема самопрезентации.

Для изучения данной проблемы было проведено собственное исследование на тему: «Самопрезентация студентов ИРНИТУ в интернет-среде на примере анализа участников группы в ВКонтакте «Признавашки Политех»». Методом исследования являлся количественный контент-анализ. В качестве генеральной совокупности выступали аккаунты подписчиков группы в социальной сети ВКонтакте «Признавашки Политех» в количестве 8146 страниц. Группа в социальной сети была выбрана не случайным образом, выбор объясняется тем, что данное сообщество является одним из самых популярных среди студентов ИРНИТУ. В итоге выборочную совокупность составили 204 аккаунта студентов ИРНИТУ (102 – мужчины, 102 – женщины).Фактическая ошибка при данном объеме выборки составляет 7 %.

Анализ страниц студентов ИРНИТУ начинался просмотра главной фотографии, аватара. Аватар – этографическое изображение, которое является своеобразным отражением человека в виртуальном мире.89 % проанализированных главных фотографий являются настоящими, т.е. на них изображен сам пользователь. 9 % аватаров пользователей являются картинками, а у 2 % людей главная фотография и вовсе отсутствует. Эти данные полностью подтверждают гипотезу о том, что у большинства студентов ИРНИТУ в социальной сети на аватаре стоит своя фотография. Это весьма предсказуемо, ведь социальные сети для молодежи – это способ показать, презентовать себя с лучшей стороны, а без наличия своей фотографии на аватаре это сделать будет проблематично. Стоить отметить и то, что у большего количества девушек, в отличие от мужчин, стоит своя фотография (96 % и 82 % соответственно).

Далее рассматривались определенные критерии главной фотографии такие как: обычное фото, селфи, пара, на фоне города, на фоне машины, фото с цветами, фото с друзьями, на фоне достопримечательности, на фоне природы. Причем, стоит отметить, что главная фотография пользователей может содержать сразу несколько критериев. Выяснилось, что у 81 пользователя на аватаре стоит фотография-селфи, у 34пользователей это обычное фото (под обычным фото понимается изображение, которое не подходит под другие характеристики), у 33 пользователей на фоне города, столько же и на фоне природы, также на 26 аватарах пользователей изображена влюбленная пара. Популярность фотографий-селфи может объясняться тем, что их можно сделать без помощи других людей. Такую фотографию можно сделать мгновенно, моментально даже находясь у себя дома, и так же мгновенно загрузить её на аватар своего аккаунта.Фото на фоне природы или города может служить для пользователей одним из своеобразных способов сделать свою фотографию наиболее привлекательной, привлечь внимание не только к себе, но и к пейзажу.

Рассматривая гендерные различия можно сказать, что девушки в два раза чаще используют в качестве аватара фотографию-селфи. Среди аккаунтов мужчин встречаются те, у которых на аватаре стоит фото на фоне машины (8 человек), а у женщин присутствуют фото с цветами (11 человек). Ставя фотографию на фоне машины, молодые люди подчеркивают свое материальное положение, а также статус водителя, который является достаточно приоритетным и желаемым для многих представителей молодежи.

При анализе наличия статусов пользователей выяснилось, что 74 % людей не используют статус, 15 % в статусе написали какое-либо высказывание, цитату (чаще всего фраза носит философский характер), 11 % написали что-то свое, это может быть число, дата, набор смайликов, какое-либо высказывание и т.д.. Данные показатели говорят о том, что большинство пользователей социальной сети ВКонтакте не воспринимают статус как серьезную характеристику, которая могла бы сформировать определенное мнение у других пользователей.

Следующим пунктом, который следовало проанализировать, был раздел «О себе». Дата рождения и город – это те характеристики, которые студенты ИРНИТУ чаще всего указывают в своем профиле (82% и 94% соответственно). Более чем у половины (60%) на странице указаны ссылки на сторонние сайты, чаще всего это ссылки на Instagram,Facebook,Twitter, Спрашивай.ру и т.д., т.е. на другие, также не менее популярные, социальные сети. Лишь у 14% молодых людей было указано СП (семейное положение), причем это не значит, что они состоят в отношениях, заняты, это может означать и то, что они в активном поиске. Просто учитывался сам факт наличия данной информации. Жизненная позиция и личная информация указаны у 17% и 19% соответственно пользователей. На основании вышесказанного можно сказать, что студенты ИРНИТУ считают дату рождения, возраст и ссылки на другие сайты наиболее важными составляющими их виртуального образа.

Анализируя «стену» пользователей социальных сетей, можно заметить серьезные половые различия. У 38 % мужчин на стене в большей степени присутствуют собственные записи, у женщин же этот процент намного выше и составляет 69 %. Объясняется это тем, что в основной своей массе, публикуя собственные записи, люди добавляют свои личные фотографии. Если взять во внимание, что согласно результатам данного исследования количество фотографий на страницах мужчин и женщин существенно не отличается, то можно предположить, что девушки публикуют свои фотографии именно на стену, тем самым пытаясь привлечь аудиторию страницы к данным записям. Т.е. посредством фотографий они презентуют себя, показывают свой образ и этот фактор для них важен. Эти данные подтверждают гипотезу о том, что для девушек в большей степени важна самопрезентация в сети, чем для мужчин.

В обычной жизни тяжело постоянно контактировать со многими людьми. Социальные сети расширяют эти возможности, но все же и они не безграничны. Тяжело представить, что человек может поддерживать отношения со многими своими друзьями в социальных сетях. Самопрезентация может выступать своеобразным способом поддержания связи, т.е. периодически просматривая профиль друга в ВКонтакте, мы можем судить о том, что у него происходит в жизни, а так же и рассказать о себе.

Также в данном исследовании рассматривалась аудитория страницы (друзья) пользователей, а точнее их количество. У 15 % пользователей социальной сети ВКонтакте менее 100 друзей, у 33 % пользователей 101-200 друзей,более чем у половины пользователей (52 %) более 201 друга. Наличие большого числа друзей в социальной сети может говорить о популярности данного пользователя в реальной жизни, а также это может говорить и о популярности самой страницы в социальной сети, об эффективности самопрезентации. Причем процент мужчин (61 %), которые имеют более 201 друга выше, чем процент женщин (43 %). Это может объясняться тем, что девушки более разборчивы в своей аудитории, и они не добавляют в друзья малознакомых людей, а также в отличие от мужчин они, предположительно, чаще производят «чистку друзей», т.е. удаляют тех, с кем они уже плохо общаются, либо тех, чьи страницы им стали по какой-то причине неинтересны.

Далее рассматривалось количество групп, сообществ, в которых состоят пользователи. Группы – это своеобразные клубы по интересам. Большинство студентов ИРНИТУ (38 %) состоят в большом количестве групп (101 и выше), 32 % состоят в 51-100 группах, а остальные 30 % в менее 50 группах. Данные разделились приблизительно поровну. Группы в процессе виртуальной самопрезентации играют немалую роль. С их помощью можно представить другим свои увлечения, показать свои интересы.

Рассматривая количество собственных фотографий на страницах пользователей ВКонтакте, удалось выявить следующие результаты. Лишь у 3 % пользователей нет своих фотографий, у 30 % пользователей 1-10 фотографий, у 24 % пользователей 11-20 фотографий и у большинства пользователей (43 %) более 21 личной фотографии. Это говорит о том, что студенты ИРНИТУ являются достаточно активными пользователями социальной сети ВКонтакте, добавляя большое количество фотографий они тем самым показывают себя, свой собственный образ в виртуальном мире. Также стоит отметить, что процент мужчин (41%), у которых менее 10 фотографий выше, чем у женщин (24,5%). Это значит, что на страницах девушек присутствует больше собственных фотографий, чем на страницах у мужчин.

Последним пунктом, который рассматривался в данном исследовании, был пункт «количество записей на стене». У 24 % пользователей на странице размещено менее 10 записей, у 10 % пользователей 11-20 записей, а у 66 % пользователей 21 и более записей на стене. Причем 77 % мужчин в отличие от 56 % женщин имеют на своей странице более 21 записи. Это может говорить о том, что мужчины чаще публикуют записи на стене, либо это говорит, о том, что девушки периодически «чистят» свою страницу, т.е. удаляют ненужные старые записи, которые, возможно, им уже не нравятся. Следовательно, девушки более трепетно относятся к своей странице и к информации, которая там находится, в отличие от представителей мужского пола.

В данном исследовании выдвигалась гипотеза о том, что информации о себе на страницах девушек больше, чем у мужчин. Это гипотеза не подтвердилась, у мужчин на страницах в социальных сетях информации больше, чем у женщин (немногим больше). Это можно связать с тем, что девушки более ответственней подходят к наполнению своего аккаунта в социальных сетях и периодически удаляют старые записи, да, возможно, информации они добавляют больше чем мужчины, но они ее временами «чистят». Это все подтверждает гипотезу о том, что для девушек в большей степени важна самопрезентация в сети, чем для мужчин.

Проведенное исследование показало серьезные гендерные различия в самопрезентации студентов ИРНИТУ в социальной сети ВКонтакте. Девушки и мужчины по-разному воспринимают социальные сети. Их взгляд на самопрезентацию в сети носит различный характер, методы, составляющие самопрезентации, которые используют молодые люди и девушки, также отличаются.

Данное исследование показало, что одной из главных составляющих самопрезентации студентов ИРНИТУ в социальной сети ВКонтакте является главная фотография, аватар пользователя. С помощью фотографии можнонаиболее эффективно, правдоподобно сформировать свое виртуальное «Я», презентовать свой образ в социальной сети. Выбор аватара – это сознательный шаг пользователей социальной сети, и именно аватар является первым шагом для создания виртуальной личности.

На основании всего вышесказанного можно утверждать, что контент-анализ является достаточно эффективным методом изучения самопрезентации личности в социальных сетях, что подтверждает гипотезу-основания проведенного исследования.

 

 

Заключение

 

Проанализировав этапы и структуру процесса социологического исследования, методические характеристики, проведя собственное социологическое исследование, которое проходило в соответствии со всеми основными этапами, можно сделать некоторые выводы.

Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию об изучаемом явлении. Оно состоит в систематизированном ряде шагов, которые направлены на обеспечение максимальной объективности в изучении проблемы. Для проведения социологического исследования нужно строго соблюдать все его основные этапы.

Общая структура конкретного социологического исследования включает в себя определенные фазы, этапы и процедуры.Первый этап (подготовительный): социологическое исследование начинается с его подготовки, т.е. составления программы исследования.Второй этап (сбор первичной социологической информации): под первичной социологической информацией понимается массив полученных в ходе исследования необобщенных данных. Третий этап (подготовка информации): подготовка первичных данных к обработке и сама процедура обработки информации.Четвертый этап (анализ): анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.

В рамках курсовой работы было проведено социологическое исследование, которое позволило применить на практике все знания, полученные о процессе социологического исследования.В качестве метода исследования был выбран количественный контент-анализ, с помощью которого нужно было рассмотреть особенности самопрезентации студентов ИРНИТУ в социальной сети ВКонтакте. Выборочную совокупность составили 204 страницы (аккаунта) студентов ИРНИТУ (102 – мужчины, 102 – женщины), подписанных на группу «Признавашки Политех».

В данном исследовании строго соблюдались все основные этапы, фазы, процедуры социологического исследования. Была тщательно проработана программа исследования, что в дальнейшем позволило получить достоверные результаты. Пренебрежение какой-либо процедурой, этапом в исследовании могло бы серьезно сказаться на достоверности, точности, правильности получаемого знания. Например, не выработав правильно концептуальную, операциональную модель исследования, мы не смогли бы составить инструментарий исследования и так далее. Следовательно, пренебрежение какой-либо процедурой, этапом в исследовании может серьезно сказаться на достоверности, точности, правильности получаемого знания.

Данный вывод полностью подтверждает гипотезу, выдвинутую в рамках данной курсовой работы, о том, чтопри соблюдении этапности процесса социологического исследования можно получить достоверную, завершенную, целостную информацию.

Список использованной литературы

1. Андреенков В.Г. Эмпирический базис социологической науки: проблемы качества /В.Г. Андреенков, О.М. Маслова// Социологические исследования. – 1987. – №6.– С. 59.

2. Антонова Н.В. Интеграционная модель исследования идентичности в контексте Интернет-коммуникации / Н.В. Антонова, М.С. Одинцова. // Педагогика и психология образования. – 2010. – № 2. – С. 5-16.

3. Антонова Ю.А. Аватар как элемент самопрезентации в социальной сети / Ю.А. Антонова, С.А. Демина. // Лингвокультурология. – 2010. – № 6. – С. 15-20.

4. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований / Г.С. Батыгин. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 286 c.

5. Вербець В.В. Социология / В.В. Вербець, О.А. Субот, Т.А. Христюк. – К.: КОНДОР, 2009. – 550 c.

6. Ветитнев А.М. Контент-анализ социальных сетей как метод изучения удовлетворенности отдыхающих санаторно-курортным сервисом / А.М. Ветитнев, Я.А. Ашкинадзе. // Вестник СГУТиКД. – 2010. – № 4 (14). – С. 9-15.

7. Волков Ю.Т. Социология / Ю.Т. Волков и др. – М.: Гардарики, 2003. – 512 c.

8. Горшков М.К. Прикладная социология. Методология и методы / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: Институт социологии РАН, 2011. – 372 c.

9. Добреньков В.И. Методы социологического исследования / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 768 c.

10. Евтухова М.П. Самопрезентация молодежи в интенрете (на примере социальной сети «ВКонтакте») / М.П. Евтухова. // Альманах современной науки и образования. – 2016. – № 10 (112). – С. 33-35.

11. Ельмеев В.Я. Прикладная социология: Очерки методологии / В.Я. Ельмеев, В.Г. Овсянников. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского государственного университета, 1999. – 276 c.

12. Иванов Д.В. Социология: учебник / Д.В. Иванов и др. – М.: Проспект, 2016. – 320 c.

13. Иванов Д.В. Парадигмы в социологии / Д.В. Иванов. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 72 c.

14. Куркова Д.В. Самопрезентация и самоидентичность в социальных сетях / Д.В. Куркова. // Экономика и социум. – 2016. – № 8 (27). – С..

15. Нартов Н.А. Социология: Учебник для бакалавров / Н.А. Нартов, О.А. Рыхлов, В.Н. Нартов. – М.: Дашков и К, 2015. – 544 c.

16. Пикулёва О.А. Самопрезентация личности / О.А. Пикулёва. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2013. – № 4. – С. 77-81.

17. Романова А.И. Опыт использования контент-анализа фотографии для изучения самопрезентации пользователей социальной сети «ВКонтакте» / А.И. Романова, И.Е. Финкельштейн. // Вестник молодых ученых и специалистов самарского государственного университета. – 2014. – № 2. – С. 73-80.

18. Селиванова Л.И. Карьерная самопрезентация в интернет-сообществе посредством аккаунта в социальных сетях / Л.И. Селиванова. // Вестник Костромского государственного университета. – 2012. – № 6. – С. 219-223.

19. Тавокин Е.П. Основы методики социологического исследования / Е.П. Тавокин. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 239 c.

20. Тихонова Е.В. Методология и методы социологического исследования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Тихонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с.

21. Уманская И.А. Особенности самопрезентации в интернет-сетях в в период ранней юности и молодости / И.А. Уманская. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2012. – № 4. – С. 66-68.

22. Черемисова И.В. Контент-анализ страниц активных пользователей социальной сети «ВКонтакте» / И.В. Черемисова. // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2016. – № 2 (16). – С. 74-80.

23. Шишкова А.Р. Самопрезентация пользователей социальных сетей WEB 2.0 / А.Р. Шишкова. // Современные исследования социальных проблем. – 2010. – № 4 (04). – С. 221-225.

24. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы / В.А. Ядов. – М.: Наука, 1987. – 240 c.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: