Когда страна принимает решение о переходе от неограниченной гарантии к системе с ограниченным размером страхового покрытия (возмещения) или изменяет условия неограниченной гарантии, этот переход должен осуществляться настолько быстро, насколько это позволяют обстоятельства и условия данной страны[11]. Неограниченная гарантия может порождать ряд негативных последствий, если она сохраняется на протяжении слишком продолжительного периода времени. Политики и законодатели должны в течение переходного периода обращать особое внимание на отношение населения к осуществляемым изменениям и его ожидания.
Основные критерии
1. Прежде чем страна начинает переход от неограниченной гарантии к ограниченному страховому покрытию проведен ситуационный анализ экономической ситуации с точки зрения того, как она влияет на банковскую систему.
2. Ситуационный анализ оценивает структуру и стабильность банковской системы, включая оценку состояния банковского капитала, ликвидности, качества кредитов, политику и практику риск менеджмента, а также масштабов любых существующих проблем; оценку количества, типов и характеристик банков.
3. Ситуационный анализ оценивает качество пруденциального регулирования и надзора, эффективность правовой системы, адекватность режимов бухгалтерского учета и раскрытия информации.
4. Скорость перехода к органиченному страховому покрытию соответствует состоянию банковской отрасли, пруденциального регулирования и надзора, правовой системы и режимов бухгалтерского учета и раскрытия информации.
5. Разработчики государственной политики осознают компромисс между продолжительностью перехода к системе с ограниченным страховым покрытием и уровнем морального вреда в системе, поэтому они соответствующим образом планируют этот переход.
|
6. Разработчики государственной политики осознают и предвидят реакцию населения на снижение уровня покрытия. Разработчики государственной политики разрабатывают эффективные коммуникативные стратегии для минимизации негативной реакции населения на переход.
7. В странах с высоким уровнем мобильности капитала и/или реализующих политику на региональную интеграцию решение о снижении размера (и/или охвата) покрытия учитывает влияние разных уровней защиты в разных странах и их политику в этом отношении.
8. Новая система страхования депозитов с ограниченным размером страхового покрытия имеет доступ к достаточному финансированию во время и после переходного периода. Разработчики государственной политики учитывают способность банковской системы финансировать систему страхования депозитов с ограниченным размером страхового покрытия. Если банковская система не в состоянии финансировать затраты, связанные с предоставлением неограниченной гарантии, может потребоваться государственное финансирование.
Финансирование
Принцип 11 – Финансирование
Система страхования депозитов должна иметь все механизмы финансирования, необходимые для обеспечения быстрой выплаты возмещения по требованиям вкладчиков, включая способы получения дополнительных средств для пополнения ликвидности, в случае возникновения в этом необходимости. Главная ответственность за оплату страхования депозитов должна лежать на банках, так как они и их клиенты получают прямую выгоду от наличия эффективной системы страхования депозитов.
|
Для систем страхования (независимо от способов финансирования – ex-ante, ex-post или смешанной), которые используют системы дифференцированных взносов, критерии, которые применяются для дифференциации по степени риска, должны быть прозрачными и понятными для всех участников. Кроме того, должно быть обеспечено наличие всех необходимых ресурсов для надлежащего управления системой дифференцированных по степени риска взносов.
Основные критерии
1. Механизмы финансирования системы страхования депозитов предусматривают авансовое (ex-ante) или постфактум (ex-post) финансирование или некую их комбинацию, они четко сформулированы и формализованы в законе или нормативном акте.
2. Механизмы финансирования системы страхования депозитов обеспечивают быструю выплату страхового возмещения вкладчикам и включают предварительно проработанные и обеспеченные источники дополнительного финансирования для поддержания ликвидности. Такие источники могут включать соглашение о финансировании с центральным банком, кредитную линию казначейства правительства или иного типа государственного фонда или заимствования на рынке. Если страховщиком депозитов используются заимствования с рынка, оно не должно являться единственным источником дополнительного (вспомогательного) финансирования. Страховщик депозитов не должен быть чрезмерно зависим от кредитной линии любого одного частного источника.
|
3. Главная обязанность по финансированию системы страхования депозитов лежит на банках-участниках, а страховщик депозитов имеет возможность понуждать их к выполнению этой обязанности.
4. Если создан формируемый авансовым методом фонд страхования депозитов, размер этого фонда (например, коэффициент резервирования) определен на основе четких, последовательных и должным образом проработанных критериев, призванных обеспечивать достижение целей государственной политики. В случае использования механизма «ex-post», основной источник финансирования надежен и обеспечивает постоянный доступ к его средствам.
5. Фонд страхования депозитов имеет адекватную политику и процедуры инвестирования, системы внутреннего контроля, раскрытия информации и отчетности. Они утверждаются высшим органом управления страховщика депозитов и подлежат регулярному анализу, осуществляемому независимой стороной. Инвестиционная политика подчеркивает необходимость обеспечения сохранения капитала фонда и его ликвидности.
6. Для страховщиков депозитов, использующих дифференцированные системы взносов:
a. система расчета взносов транспарентна для всех участников;
b. рейтинги и рэнкинги, присваиваемые системой отдельным банкам-участникам, не разглашаются (конфиденциальны);
c. разработчики государственной политики обеспечивают, чтобы страховщик депозитов обладал необходимыми полномочиями, ресурсами и информацией для выполнения своих обязанностей в плане деятельности такой системы.
7. В той степени, в какой средства страховщика депозитов могут использоваться другими участниками системы поддержания финансовой стабильности для целей защиты вкладчиков и/или урегулирования несостоятельности банков, условия для этого четко сформулированы и публичны, а также известны банкам-участникам. Страховщик депозитов имеет адекватную информацию для:
a. понимания использования фонда;
b. требования возмещения в конкурсную массу разорившегося банка или удовлетворения требований из конкурсной массы;
c. ограничения суммы средств, направляемых на урегулирование несостоятельности или выплату возмещения вкладчикам, суммой расходов, которые бы страховщик депозитов понес в случае, если бы такая интервенция или урегулирование несостоятельности не осуществлялись.