Термин «страховщик депозитов» используется в данной методологии в отношении специального юридического лица, отвечающего за предоставление страхования депозитов, гарантий по депозитам или аналогичных механизмов защиты вкладчиков. В некоторых странах эта функция может быть возложена на иного участника системы поддержания финансовой стабильности. Термин «система страхования депозитов» применяется в отношении страховщика депозитов и его взаимоотношений с участниками системы поддержания финансовой стабильности, которые поддерживают функции страхования депозитов и процессы урегулирования несостоятельности. Под «системой поддержания финансовой стабильности» понимаются функции пруденциального регулирования и надзора, органа, отвечающего за урегулирование несостоятельности, кредитора последней инстанции и страхования депозитов. Во многих странах правительственное ведомство (обычно министерство финансов или казначейство) отвечает за политику в отношении финансового сектора и также включается в систему поддержания финансовой стабильности.
Задачи государственной политики, ставящиеся перед системой страхования депозитов, включают задачи или цели, которые данная система, как ожидается, призвана решать. Под мандатом страховщика депозитов понимается набор официальных инструкций, описывающих его роль и обязанности. Не существует единого мандата или набора мандатов, подходящего для всех страховщиков депозитов. Возложение конкретного мандата на страховщика депозитов должно учитывать специфические обстоятельства страны. Существующие страховщики депозитов обладают мандатами, которые варьируют от узкого, это так называемые системы типа «платежная корзина», до тех, которые имеют более широкие обязанности, такие как применение превентивных мер и минимизация (управление) убытков или рисков, с разными промежуточными комбинациями.
|
Оценка соответствия
Главной целью оценки должна являться оценка соблюдения Основополагающих принципов для эффективных систем страхования депозитов с учетом структурных, правовых и институциональных характеристик каждой национальной системы страхования депозитов. Оценка должна предусматривать анализ функций, которые являются неотъемлемым атрибутом эффективного функционирования систем страхования депозитов, а не просто оценку страховщика депозитов. В этом случае оценка позволит выявлять сильные стороны системы страхования депозитов, а также определить характер и масштабы любых ее слабых сторон. Важно иметь в виду, что оценка является средством, а не самостоятельной целью. Процесс оценки должен помогать страховщику депозитов и разработчикам государственной политики сопоставить их систему с Основополагающими принципами, с тем чтобы вынести заключение о том, насколько хорошо их система обеспечивает выполнение поставленных перед ней задач государственной политики. Сама оценка, в свою очередь, также может помогать страховщику депозитов и разработчикам государственной политики совершенствовать существующую систему страхования депозитов и систему поддержания финансовой стабильности в целом, когда в этом есть необходимость.
Методология предусматривает набор основных и дополнительных критериев для каждого Основополагающего принципа. Основные критерии являются теми элементами, с помощью которых можно оценить полноту соблюдения конкретного Основополагающего принципа. Дополнительные критерии являются по своей природе своего рода ориентирами и представляют собой предлагаемую к применению передовую практику. Основные критерии, а также в значительной мере и дополнительные критерии основываются на документе, излагающем Основополагающие принципы, а также соответствующих руководствах и рекомендациях IADI и BCBS. Хотя дополнительные критерии не будут применяться для оценки соблюдения Основополагающих принципов, страна или ее страховщик депозитов при проведении самооценки может принять решение о том, чтобы оценить себя с помощью дополнительных критериев, с тем чтобы выявить возможные направления усовершенствования системы страхования депозитов.
|
Оценки, проводимые третьими лицами, предусматривают применение четырехступенчатой шкалы[2]:
§ Соблюдается: Когда основные критерии соблюдаются без каких-либо существенных недостатков[3].
§ В основном соблюдается: Когда только незначительные недостатки имеют место, и власти способны добиться полного соблюдения в предписанные сроки.
§ Имеются существенные отклонения: Существенные недостатки, которые не могут быть легко устранены.
§ Полностью не соблюдается: Основополагающий принцип не выполняется.
§ Не применим: Не рассматривается, учитывая конкретные структурные, правовые и институциональные характеристики системы страхования депозитов.
|
Присвоение того или иного «рейтинга» не является точной наукой, и сами Основополагающие принципы могут соблюдаться различными способами. Критерии оценки не следует рассматривать как контрольный лист оценки, скорее они должны позволять осуществлять качественный анализ. Число критериев, по которым присвоен рейтинг соблюдения конкретного Основополагающего принципа, а также комментарии, сопровождающие каждый присвоенный рейтинг, будут взвешиваться в процессе подсчета конечного результата по каждому Основополагающему принципу, однако не все критерии будут иметь одинаковый вес. Тем, кто проводит оценку, важно пройти обучение для единообразного применения данной методологии. Основополагающие принципы являются ориентирами для эффективной практики страхования депозитов. При их применении страховщики депозитов и разработчики политики должны принимать во внимание факторы, отражающие специфику конкретной страны.
Оценивающие должны уделять должное внимание адекватности предварительных условий и выразить свое мнение в отношении пробелов и слабых мест в соблюдении предварительных условий, а также действий, которые могут быть предприняты разработчиками государственной политики с целью их минимизации/устранения. Оценка соблюдения конкретных Основополагающих принципов может выявить Основополагающие принципы, на которые, вероятно, влияют недостатки в соблюдении предварительных условий, с учетом специфических обстоятельств данной страны, мандата и структуры системы страхования депозитов (Детали смотри в Приложении 3). Однако оценивающие не должны сами оценивать соблюдения предварительных условий. Они, вместо этого, должны полагаться на результаты последних отчетов МВФ/Всемирного Банка по FSAP, когда это возможно. Ели такая оценка в последнее время не проводилась, оценивающие должны запросить предоставления им справки об изменениях, произошедших за время после проведения последней FSAP. Если вообще не таких отчетов, доступных оценивающим, они должны отметить «недостаточность информации» в своем анализе соблюдения предварительных условий. Рекомендации в отношении предварительных условий не должны являться частью плана действий, связанных с оценкой соблюдения Основополагающих принципов, но должны включаться в иные общие рекомендации по укреплению системы страхования депозитов.
Для того чтобы помочь оценивающим интерпретировать методологию и выявлять Основополагающие принципы, которые могут быть применимы или неприменимы в контексте конкретной системы страхования депозитов, будет подготовлено «Руководство для оценивающих». Этот документ будет включать дополнительные рекомендации, призванные помочь оценивающим применять критерии с учетом специфики обстоятельств и структур страны. Предполагается, что данное Руководство будет разработано и, в последующем, будет актуализироваться с учетом накопленного опыта и уроков, извлеченных в ходе проведения оценок соблюдения Основополагающих принципов.
Практические вопросы проведения оценки
Приложение I к настоящему документу содержит форму для проведения оценки и подготовки заключения. Оно основывается на форме, разработанной МВФ и Всемирным банком для проведения оценки соблюдения Базельских Базовых принципов банковского надзора (BCP).
При проведении оценки следует принимать во внимание определенные практические соображения:
1. Оценивающий должен иметь доступ к различной информации и разным заинтересованным лицам. Она может включать (но не ограничиваться лишь ею) опубликованную информацию (такую как соответствующие законы, другие регулятивные акты и регламенты), а также иную - более чувствительную информацию (такую как результаты проводившихся ранее самооценок, информация о состоянии застрахованных институтов, например, результаты надзорных проверок, операционные руководства страховщика депозитов). Такая информация должна предоставляться, если она не нарушает законодательно установленные требования к страховщику депозитов о сохранении ее конфиденциальности.[4] Оценивающему также понадобится провести встречи с рядом лиц и организаций, включая других участников системы поддержания финансовой стабильности, соответствующие министерства, коммерческие банки и аудиторов. Особое внимание следует обратить на случаи, когда затребованная информация не была предоставлена, а также на то, какое воздействие это может оказать на точность результатов оценки.
Оценивающие должны определить круг информации, которую они намерены запросить у соответствующих ведомств, и объяснить на организационном собрании лиц, участвующих в оценке, как будет проводиться сама оценка. Это должно включать процесс, который будет применяться в ходе оценки при анализе соблюдения предварительных условий.
2. Оценка соблюдения каждого Основополагающего принципа требует, в числе прочего, проведения анализа цепочки соответствующих норм, таких как законодательство, пруденциальные регулятивные акты и надзорные указания. Оценка должна обеспечить, что данные требования применяются или могут применяться на практике. Например, разработчики государственной политики должны обеспечить, чтобы страховщик депозитов имел необходимую операционную автономию, навыки и ресурсы.
3. В-третьих, в дополнение к выявлению недостатков, оценка должна также обеспечивать выявление позитивных характеристик и специфических достижений.
4. В-четвертых, для эффективного функционирования системы страхования депозитов необходимы сотрудничество и обмен информацией между участниками системы поддержания финансовой стабильности. Оценивающий должен быть в состоянии сформировать мнение о достаточности имеющего место обмена информацией. В зависимости от масштабов трансграничной деятельности банков, важно, чтобы оценивающий был способен оценить достаточность обмена информацией между страховщиками депозитов и другими участниками систем поддержания финансовой стабильности разных стран.
Предварительные условия
Система страхования депозитов будет наиболее эффективной, если в наличии имеется ряд внешних элементов или соблюдаются определенные предварительные условия. Хотя они, в большинстве случаев, находятся за пределами компетенции страховщика депозитов, тем не менее, они могут непосредственно влиять на его способность выполнять свой мандат. При принятии решения о создании системы страхования депозитов необходимо рассмотреть целый ряд взаимосвязанных элементов национальной финансовой системы: состояние экономики и банковской системы; качество корпоративного управления в ведомствах, образующих систему поддержания финансовой стабильности; адекватность системы пруденциального регулирования и надзора; адекватность правовой системы и режимов бухгалтерского учета и раскрытия информации. Любая оценка эффективности системы страхования депозитов должна начинаться с оценки соблюдения этих предварительных условий. Важными факторами, которые должны учитываться, являются также мнение населения и общественные ожидания в отношении защиты депозитов.
Важно выявить насколько неидеальны имеющиеся предварительные условия. Если необходимы действия для устранения каких-либо недостатков, они могут быть осуществлены в ходе создания или реформирования системы страхования депозитов.
Оценкасостояния экономики и банковской системы
Для того чтобы система страхования депозитов работала эффективно, разработчики государственной политики должны стремиться обеспечить ее совместимость с экономической и институциональной средой страны и увязанность с целями государственной политики, которых они хотят достичь. Создание или реформирование системы страхования депозитов может быть осложнено, если основополагающие вопросы стабильности и благополучия экономики и банковской системы не решены. Хотя условия вряд ли могут быть идеальными, важно определить насколько экономическая и институциональная система страны может влиять на систему страхования депозитов.
В связи с этим, разработчики государственной политики должны провести ситуационный анализ экономической ситуации с тем, чтобы выявить условия, которые могут отрицательно влиять на экономику банковской системы и оценить, может ли система страхования депозитов быть эффективной, если она будет функционировать в такой среде. Ключевыми элементами анализа являются:
1. Условия, которые могут оказывать негативное воздействие на экономику банковской системы, должны быть выявлены, и осуществлена оценка того, сможет ли система страхования депозитов эффективно функционировать в такой среде.
2. Если необходимо принять меры, они должны быть реализованы до или одновременно с созданием или реформированием системы страхования депозитов.