В образовательной программе используются как традиционные методы обучения (лекционные и семинарские занятия), так и интерактивные формы обучения.
Ориентация на целевой рынок потребовал разработки новых и усовершенствование существующих методик обучения. Так, за 2012 год осуществлялась обновление рабочих программ, разработка методики преподавания дисциплин, с помощью широкого обсуждения на заседаниях кафедр, ученых советов факультетов; УМО, рабочих групп и комиссий.
В филиале эффективно используются технологии обучения с использованием инновационных методов обучения и современных технологических средств, в том числе проектно-организованные технологии обучения работе в команде над комплексным решением практических задач, активные методы обучения, методы контекстного обучения, проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук. При защите результатов лабораторных занятий применяется технология активногообучения.
Так, на факультете «государственного и муниципального управления» используются такие методы как: кейсы (практические задания для студентов, основанные на реальной рыночной проблеме или ситуации, для которой они должны предоставить собственное развернутое обоснованное решение), метод конкретных ситуаций (представляет собой один из новейших методов обучения, практикуемый всеми зарубежными высшими учебными заведениями. Он основан на уникальной возможности для студентов работать не с гипотетическими ситуациями, а с реальной творческой или организационной задачей, дидактическая игра (служит активизации учебного процесса) и предназначена для осмысления теоретических знаний и формирования навыков практической работы в условиях, приближенных к реальным), деловые игры, интерактивные лекции, мастер-классы и тренинги, а также творческие задания.
|
Учебный процесс обеспечивается презентационными технологиями. В настоящее время в филиале при преподавании задействованы проекторы, сканеры, принтеры и другой техники. В учебном процессе эффективно используются технологии обучения с использованием современных технологических средств: аудио-, видеоаппаратуры, компьютеров, современного лабораторного оборудования. Активно используются информационные ресурсы и базы данных, электронные мультимедийные учебники и учебные пособия.
Обучение студентов строится на принципах интегрированного подхода при освоении новых дисциплин. Это достигается установлением межпредметных связей в преподавании дисциплин.
Научно-исследовательскую работу студентов организуют кафедры, действующие на основании Положения, утвержденного Ученым советом Филиала.
Преподавателями Филиала разработаны учебно-методические рекомендации для студентов по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ.
В научно-исследовательской работе студентов, при выполнении самостоятельных исследований по темам курсовых и выпускных работ реализуется развивающий потенциал обучения, формируются ценности поисковой деятельности, возникает партнерство преподавателя и студента, формируется личная ответственность студента за процесс и результаты исследования.
В целом, в соответствии с тенденциями развития современной системы высшего образования и необходимостью постепенного сокращения объема аудиторной работы студентов, активно внедряются формы индивидуальной работы преподавателя со студентами. Решение поставленной задачи требует освоения новых технологий обучения, которые позволяют:
|
- приблизить процесс обучения к реальным условиям профессиональной деятельности, чтобы целенаправленно формировать знания и практические умение и навыки принимать решения, прогнозировать в условиях неопределенности и др.;
- индивидуализировать процесс обучения;
- активизировать познавательный процесс обучаемого, опираясь на развитие самостоятельности, элементов самоуправления и самоконтроля, так как только свободная, внутренне мотивированная и самостоятельно осуществляемая учебная деятельность может развивать творчество, интеллектуальную инициативу, личную самостоятельность иответственность.
Формы самостоятельной работы студентов включает в себя как традиционные (конспектирование и реферирование, решение задач, написание контрольных работ, отчетов по экспериментальной работе, эссе, рецензий, составление словарей терминов), так и инновационные (разработка и защита творческих проектов, коллективная подготовка научных докладов, тезисов для конференций всех уровней, обобщение передового опыта и др.).
В Филиале проводится работа по созданию электронных учебно-методических пособий и рабочих тетрадей на традиционных носителях для активизации самостоятельной работы студентов.
При реализации программы в Филиале используются следующие формы организации и контроля самостоятельной работы студентов:
|
обеспечение студентов учебной и учебно-методической литературой через библиотеку, учебно-методический кабинет, кафедры и электронные каталоги;
доступ к Интернет, электронным системам «Консультант-Плюс», «Гарант» и другим обучающим ресурсам;
работа с учебно-методическими комплексами, подготовленными преподавателями Филиала и академии (программы и рабочие программы курсов, сборники практических заданий и упражнений, словари, сборники нормативно-правовых актов, сборники схем и др.);
работа с интерактивным электронным учебником по курсу «История государственного управления в России», «Управление персоналом», «Трудовое право»
использование компьютерных тестов для самопроверки и самоконтроля;
применение контрольных заданий на межсессионный период для студентов заочной формы обучения;
прохождение практик во время обучения;
подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ.
Филиал полагает исключительно важным обеспечение практической направленности образовательного процесса. В этих целях поддерживаются тесные связи с потенциальными работодателями. С рядом организаций (в том числе с Правительством Калининградской области, администрациями муниципальных образований, органами законодательной власти, федеральными государственными организациями) заключены договора о сотрудничестве.