Порядок организации дополнительного профессионального образования на государственной службе




 

Есть несколько оснований для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации. Прежде всего, таким основанием является назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы. Помимо этого основаниями могут стать включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе, а также результаты аттестации гражданского служащего.

При назначении гражданского служащего на должность гражданской службы категории «руководители» он направляется на профессиональную переподготовку. Это связано с необходимостью получения дополнительных навыков и знаний, необходимых при замещении руководящей должности.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка включают в себя следующие виды обучения:

7) Краткосрочное тематическое обучение (до 72 часов). Проводится по вопросам конкретного производства непосредственно по месту работы и аттестуется сдачей экзамена / зачёта / защитой реферата.

8) Тематические и проблемные семинары (72 - 100 часов). Они посвящены различным проблемам регионального уровня, или же уровня предприятия, организации или учреждения.

9) Длительное обучение специалистов (свыше 100 часов). Проводится для углубленного изучения актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности.

Общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих в неделю зависит от особенностей вида обучения. Так при обучении с отрывом от гражданской службы он составляет не более 41 часа. А при обучении без отрыва или с частичным отрывом от гражданской службы - не менее 12 часов.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка проводятся в следующих образовательных учреждениях, самостоятельно определяющих содержание дополнительного образовательного курса:

В академиях - это ведущие центры повышения квалификации, специализирующиеся, как правило, в одной области знаний. В них проводят обучение кадров высшей квалификации. Академии оказывают консультационную, научно-методическую и информационно-аналитическую помощь всем остальным образовательным учреждениям повышения квалификации.

В институтах повышения квалификации / усовершенствования (отраслевые, межотраслевые, региональные) - это образовательные учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов отрасли (ряда отраслей) или региона, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей предприятий (объединений), организаций и учреждений в повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов, проведение научных исследований, оказание консультационной и методической помощи.

На курсах (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости - образовательные учреждения повышения квалификации, в которых специалисты, безработные граждане, незанятое население и высвобождаемые работники предприятий (объединений), организаций и учреждений проходят обучение в целях получения новых знаний и практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности.

По завершении курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки, государственный служащий получает один из следующих документов государственного образца:

10)удостоверение о повышении квалификации (краткосрочное обучение с тематическими и проблемными семинарами в размере 72 - 100 часов),

11)свидетельство о повышении квалификации (при объёме свыше 100 часов),

12)диплом о профессиональной переподготовке (при объёме свыше 500 часов),

13)диплом о присвоении квалификации (при объёме свыше 1000 часов).

Говоря о видах дополнительного профессионального образования для государственных служащих, нельзя пройти мимо статьи 63 федерального закона №79-ФЗ о «Государственном заказе на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих». Государственный заказ в данном случае - это заказ на оказание услуг дополнительного профессионального образования за счет средств федерального бюджета. В данном случае имеется в виду финансирование научно-методического, учебно-методического и информационно-аналитического обеспечения дополнительного профессионального образования служащих. Он формируется с учётом программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих, который подробно будет рассмотрен ниже. Государственный заказ делится на два типа: государственный заказ на профессиональную переподготовку и государственный заказ на повышение квалификации и стажировку.

Государственный заказ на профессиональную переподготовку должен обеспечить структурно-организационные изменения органов власти, динамику механизма государства, в процессе которых происходит неизбежное перемещение работников государственного аппарата из одного органа власти в другой. К основным требованиям, предъявляемым к государственным служащим, подпадающим под этот тип государственного заказа, относятся быстрота освоения новых полномочий должностных лиц (как следствие освоение новых способов и технологий обеспечения данных полномочий), оперативное овладение новыми формами и методами государственной деятельности. Как упоминалось выше, профессиональная переподготовка преследует своей основной целью подготовку государственных служащих для новых более высоких и ответственных должностей, повышения уровня квалификации кадров.

Правительство Российской Федерации учитывает необходимые затраты по государственному заказу на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и на плановый период, также утверждает государственный заказ. Государственный заказ на дополнительное профессиональное образование включает в себя сведения о количестве федеральных гражданских служащих, направляемых на обучение дополнительным профессиональным программам на территории Российской Федерации и за её пределами. Также он содержит информацию об объёме бюджетных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих. Помимо этого государственный заказ включает в себя сведения о научно-методическом, учебно-методическом и информационно-аналитическом обеспечении дополнительного профессионального образования федеральных гражданских служащих.

Государственный заказ на повышение квалификации и стажировку отвечает за стабильность функционирования и развития государственного аппарата, поскольку повышение квалификации не связано со сменой места работы государственного служащего.

Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих за пределами территории РФ организуется в целях приобретения ими знаний о зарубежном опыте государственного управления и овладения новыми профессиональными умениями и навыками, необходимыми для выполнения служебных обязанностей на высоком уровне. Касательно получения дополнительного профессионального образования за пределами территории РФ есть несколько условий. Необходимость обучения за рубежом обуславливается исходя из перспективных направлений деятельности государственного органа и его структурных подразделений, а также должностных обязанностей, выполняемых кандидатом, направляемым на обучение за рубежом.

Направляются за рубеж гражданские служащие, имеющие стаж гражданской службы более 2 лет, при этом более 1 года - в замещаемой должности. В случае группового обучения, гражданским служащим при необходимости предоставляются услуги переводчика. При индивидуальном обучении знание иностранного языка является обязательным условием.

Итак, рассмотрим процедуру получения государственным служащим дополнительного профессионального образования, начиная с формирования индивидуального плана профессионального развития, который включает в себя цель, вид, форму и продолжительность получения дополнительного профессионального образования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования. Помимо этого в индивидуальный план входят направления дополнительного профессионального образования, а также ожидаемую результативность дополнительного профессионального образования гражданского служащего.

Индивидуальный план формируется гражданским служащим вместе с непосредственным руководителем. Далее на основании индивидуальных планов профессионального развития гражданских служащих формируется программа соответствующего государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих. И индивидуальный план профессиональной подготовки и программа по профессиональному развитию гражданских служащих формируются сроком на три года. В программу включаются такие моменты, как:

14)Прогноз на ежегодную потребность в дополнительном профессиональном образовании, расписанный в соответствии с категориями и группами гражданских служащих.

15)Направления, виды, формы и продолжительность дополнительного профессионального образования.

16)Профиль и тип образовательных учреждений.

17)График реализации программы с поэтапным перечнем мероприятий и показателями, по которым будет оцениваться проводимая работа.

18)Прогноз на ожидаемую результативность дополнительного профессионального образования гражданских служащих.

Одним из альтернативных методов совершенствования квалификации молодых сотрудников, поступивших на государственную службу, является институт наставничества. Ряд функций, возлагаемых на дополнительное профессиональное образование, вполне может быть переложен именно на наставничество. Наставничество - это кадровая технология, обеспечивающая посредством планомерной работы передачу знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника - менее опытному сотруднику. Институт наставничества постепенно внедряется в ряд государственных органов, например, таких как Следственный комитет Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и некоторых других. Однако институт наставничества ещё молод. А приказы о внедрении института наставничества в тех или иных органах государственной власти начали появляться лишь в последние 5-6 лет. Помимо того, что институт молод и работает не везде, наблюдается также и нехватка опытных сотрудников, готовых взять на себя ответственную роль. В частности в одной из статей приводится следующая статистика: «Так, по данным городского информационного портала города Перми, при устройстве на работу только у 42% молодых специалистов Пермского края был наставник, остальным приходилось обходиться без него. Отметим, что подавляющее большинство молодых специалистов Пермского края (88%), у которых наставника не было, признались, что хотели бы получить поддержку и помощь в его лице».

Итак, подводя итог, отметим, что в системе государственной службы, существует дополнительное профессиональное образование, включающее в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации (а не так давно и стажировку). Профессиональная переподготовка и повышение квалификации осуществляются по индивидуальным планам профессионального развития гражданских служащих и программе по профессиональному развитию гражданских служащих. Могут осуществляться по государственному заказу и без него, проходить на территории Российской Федерации и за рубежом. В соответствии с индивидуальным планом, получение дополнительного профессионального образования рассчитано на три года.


Анализ состояния организации получения государственными гражданскими служащими дополнительного профессионального образования в Управлении Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: