Какие проблемы имеются в сфере дополнительного профессионального образования? Согласно данным сайта Государственной думы РФ за период с 2010 по 2012 г., т.е. за три года, федеральное законодательство пополнилось 1215 законами. При этом здесь учитывался только федеральный уровень законотворчества, без учёта подзаконных актов разного уровня. Таким образом, за период в три года (в течение которого государственный служащий должен проходить повышение квалификации) появляется множество новой информации, с которой государственному служащему стоит, хотя бы, ознакомиться. Помимо повышения квалификации в правовой сфере, нынешний курс повышения квалификации включает в себя и другие образовательные сегменты. Отсюда следует вывод о первой проблеме в нынешнем сегменте дополнительного профессионального образования государственных служащих - несоответствие периода времени уделяемого на повышение квалификации и необходимого периода времени для усвоения новых материалов.
Так же в своей статье «Дополнительное образование госслужащих - новый формат?» В.Н. Мешалкин говорит о том, что новый материал усваивается слушателями в недостаточной степени, в ходе проверки остаточных знаний, остаточные знания при обучении на очной форме, составляют не более 30% изученного материала. Основываясь на этих предпосылках, автор делает вывод, что системе необходимо реформирование и предлагает ряд шагов, ключевые из этих шагов приведены ниже:
19)Создание единого информационного и учебного сайта с единой системой обучения, с индивидуальными страницами пользователей и свободным доступом к любым учебно-методическим материалам по повышению квалификации и профессиональной переподготовке (видимо всё-таки заложенных в индивидуальном плане профессионального развития)
|
20)Приводя данные различных опросов, автор настаивает на необходимости большего упора на дистанционное обучение (хотя и в сочетании с очной формой обучения), в том числе в ходе рабочего процесса и без отрыва от производства.
21)Финансовое стимулирование процесса самообразования государственных служащих.
В ходе международной конференции «Интеграция науки, образования и производства», прошедшей в Екатеринбурге 01.03.2011 г. было отмечено, что средний возраст уральского чиновника составлял 50 лет. Соответственно окончили они ВУЗы 25-30 лет назад, то есть проходили курсы дополнительного профессионального образования неоднократно и вместе с тем с каждым годом всё более в них нуждаются. Как отмечалось на конференции, де-юре каждый год треть государственных служащих должна проходить курсы повышения квалификации (ведь программа по профессиональному развитию гражданских служащих формируется на три года), но де факто курсы не функционируют так, как требуется. Отмечались такие проблемы, как ведение лекций специалистам по несвязанным с их профессиональной деятельностью дисциплинам. Так же отмечалось отсутствие у прибывших для повышения квалификации чиновников ответственности и мотивации к получению должного уровня дополнительного профессионального образования.
Швабауэр Н., подводя итоги конференции, отмечает во многом схожие проблемы, что и предыдущий исследователь. В частности говорит об отсутствии единых образовательных стандартов. Однако больше внимания уделяет насущным проблемам образовательных учреждений, вовлечённых в процесс дополнительного профессионального образования государственных служащих. Упоминается, что государственный заказ зачастую размещается в заведениях, неспособных его выполнить и в итоге они приглашают специалистов из заведений, в которых государственный заказ не был размещён. Большинство преподавателей не заинтересовано в обучении государственных служащих в связи с низкой оплатой труда. Как выход из ситуации предлагается создание «ресурсных центров в формате автономных учреждений, которые будут получать государственные и муниципальные задания по подготовке и повышению квалификации служащих». Так же упоминалось, что в 2010 году был создан единый центр (Уральский окружной ресурсный центр государственной и муниципальной службы), целями которого стали формирование единой базы по преподавательскому составу и поиск наиболее талантливых и пригодных для проведения курсов по повышению квалификации государственных служащих.
|
Итак, в ряде источников отмечаются проблемы в сфере дополнительного профессионального образования. Их связывают, прежде всего, с качеством современного дополнительного профессионального образования, количеством квалифицированных кадров, проблем с мотивацией участников образовательного процесса: как государственных служащих, так и представителей образовательных учреждений. Как выход, предлагается финансовое стимулирование процесса самообразования государственных служащих, улучшение дистанционных методов обучения, формирование единой системы среди учреждений сферы дополнительного образования.
|
Рассматривая конкретно Управление ФНС по Пермскому Краю, отметим общие и особенные проблемы, связанные с получением дополнительного профессионального образования. Прежде всего, главной проблемой является то, что получение дополнительного профессионального образования отвлекает государственного служащего от работы. Потому приоритет отдаётся не только дистанционным формам обучения, но и обучению, официально не входящему в структуру дополнительного образования. Например, обучение организации подготовки к работе со средствами информатизации проходит уже в течение двух последних лет в Управлении ФНС по Пермскому Краю.
Почему дистанционные формы обучения составляют свыше трёх четвертей от общего числа государственных служащих, проходящих повышение квалификации? Отвечая на этот вопрос, стоит учитывать, что большинство образовательных учреждений высокого уровня находятся не в Перми. Например, основные для ФНС образовательные учреждения дополнительного профессионального образования находятся в городах Нижний Новгород и Санкт-Петербург. Очное обучение в этих городах влечёт за собой длительный отрыв сотрудника от работы. Вместе с тем, отрыв от службы для получения дополнительного образования представляется уместным, если не раз в 3 года, то раз в 9 лет. То есть выход из ситуации видится в комбинации типов получения дополнительного образования в течение нескольких 3-летних периодов. Например, сотрудник прошедший дистанционное обучение в 2005-2008 годах и в 2008-2011 годах, должен будет отправлен на очное обучение в 2011-2014 годах.
Вообще, приводимые различными исследователями данные о низком уровне и качестве образовательных учреждений дополнительного профессионального образования государственных служащих в очень малой степени относятся к проблемам, связанным с повышением квалификации, в ФНС. Это связано с тем, что в структуру ФНС изначально включены центры повышения квалификации, которые обладают качественным персоналом и богатым опытом работы по повышению квалификации налоговых служащих.
Заключение
Краткие итоги работы в соответствии с поставленными во введении задачами таковы. Повышение квалификации - это краткосрочные программы, имеющие своей целью расширение знаний специалиста в одной конкретной области. Это обновление знаний и совершенствование навыков гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения государственными служащими новых способов решения профессиональных задач. Повышение квалификации преследует своей целью освоение актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности гражданских служащих
Профессиональная переподготовка - это приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления гражданскими служащими нового вида профессиональной служебной деятельности. Это программы средней продолжительности, направленные на комплексное углубление знаний специалиста в рамках профессии или направления профессиональной деятельности. Профессиональная переподготовка проводится, как правило, при переводе государственного служащего в иной орган государственной власти. Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии.
При реализации профессиональной подготовки и повышения квалификации появляется ряд сложностей. Они связаны с несоответствием периода времени уделяемого на повышение квалификации и необходимого периода времени для усвоения новых материалов. Из этого вытекает низкий процент усвоения нового материала. В купе с низким уровнем некоторых специалистов, ответственных за обучение гражданских служащих и низкой мотивацией со стороны последних - это является ключевыми проблемами в сфере дополнительного профессионального образования.
Тем не менее, методы получения дополнительного профессионального образования совершенствуются с каждым годом. К новшествам можно отнести, например, институт наставничества. Наставничество не является как таковым видом дополнительного профессионального образования, однако при должном наставнике молодой специалист быстрее и эффективнее включается в новый вид рабочей деятельности, а в дальнейшем лучше и успешнее проходит курсы повышения квалификации. Также в последние годы произошли такие изменения, как отмена стажировки и уменьшения срока действия индивидуального плана с 4 до 3 лет.
Помимо вышеизложенного, ряд специалистов настаивают и на таких изменениях как финансовое стимулирование процесса самообразования государственных служащих. Поскольку в этой сфере мотивация служащего находится на более высоком уровне и, как следствие, эффективность самообразования в определенной мере выше, чем эффективность повышения квалификации в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования. Также обсуждается улучшение дистанционных методов обучения и формирование единой системы среди учреждений сферы дополнительного образования.
Касательно Управления ФНС РФ по Пермскому Краю следует отметить высокий уровень учреждений дополнительного профессионального образования, находящихся непосредственно в структуре ФНС. Примечательно, что с годами получение дополнительного образования становится всё более унифицированным в плане образовательных учреждений. Иначе говоря, всё больший процент служащих обучается в Нижегородском и Санкт-Петербургском центрах подготовки персонала. Так же при статистическом анализе данных по прохождению курсов повышения квалификации среди сотрудников ФНС был выявлен рост дистанционных форм обучения. Своеобразным является появление в 2012 году обучения организации подготовки к работе со средствами информатизации, которое при этом не включалось в Индивидуальный план и не входит в дополнительное профессиональное образование.