Введение
Основная функция транспорта – сохранная доставка грузов, в определенные сроки с определенной скоростью, без ущерба для окружающей среды. При перевозке груз должен доставляется без порчи и повреждений.
Груз является носителем опасности. Это обусловлено:
воздействием стихийных сил;
концентрации в ограниченном объеме (судне) различных видов опасности;
недостаточной изученностью взаимодействия грузов с окружающей средой и между собой;
влияние при авариях.
Предметом Грузоведения являются:
транспортные характеристики и транспортное состояние груза;
взаимодействие груза и окружающей среды;
взаимосвязь транспортного состояния груза с технологией и организацией транспортного процесса;
оптимальные режимы хранения и перевозки.
Цель изучения Грузоведения – получение знаний, необходимых для сохранной и безопасной их транспортировки.
Объект исследования – груз как совокупность свойств, которые подвергаются воздействию внутренних и внешних сил. Участники производственного процесса при транспортировке грузовладелец и судовладелец. Товароведение изучает потребительскую стоимость (свойства).
Транспортная характеристика груза – это свойства товара, которое проявляется при транспортировке и хранении, и определяют этот процесс. К ним относятся: физико-химические свойства, объемно-массовые характеристики, тара, упаковка, режимы хранения, перевозки и перегрузки.
Совокупность конкретных количественных и качественных показателей транспортных характеристик – транспортное состояние. Сохранное и безопасное перемещение обеспечивается, если груз предъявлен в транспортабельном состоянии:
|
груз находится в кондиционном состоянии;
соответствует стандартам и условиям морской транспортировки;
имеет исправную тару, упаковку, замки, пломбы, контрольные ленты;
тара соответствует нормативным документам;
имеет на таре маркировку, в том числе предупредительные надписи;
надежно защищен от воздействия влаги, запахов, пыли;
отсутствует течь жидких грузов в таре;
отсутствует подмочка грузов, боящихся влаги;
отсутствуют запахи и другие признаки, свидетельствующие о порче груза.
Классификация грузов
Существует несколько классификаций грузов. Это обусловлено целью создания классификации, то есть выбирается определяющий признак. ГОСТом установлены основные виды грузов: наливные, сухие; навалочные; насыпные; штучные; генеральные.
Наливные – жидкие грузы, перевозимые наливом.
Сухие – любые грузы, кроме наливных.
Навалочные – сухие грузы, перевозимые без тары навалом.
Насыпные – зерновые грузы, перевозимые без тары.
Штучные – сухие грузы, состоящие из отдельных грузовых мест.
Генеральные – различные штучные.
Сухие можно классифицировать по физико-химическим свойствам: гигроскопичные, самонагревающиеся, самовозгорающиеся, огнеопасные, взрывоопасные.
По режиму перевозки и по совместимости: агрессивные, подверженные воздействию, нейтральные.
По способу хранения (крытое, открытое) и тому подобное.
Для нормирования погрузочно-разгрузочных работ (ПРР): мешки; кипы и тюки: катно-бочковые; в ящиках и без упаковки; тяжеловесные; металлы и металлоконструкции; лесоматериалы; навалочные; контейнеры
|
Генеральные грузы классифицируются по удельному погрузочному объему (УПО) на дедвейтные (до 1,1 м3/т) и объемные (более).
По транспортным характеристикам: металлоконструкции; подвижная техника; ЖБИ и конструкции; контейнеры; грузы в транспортных пакетах; штучные в упаковке; катно-бочковые; тяжеловесные и крупногабаритные; лесные.
Транспортная классификация: смещающиеся (не зерновые навалочные; зерновые; генеральные; лесные); режимные (скоропортящиеся и не скоропортящиеся); опасные (9 классов по МОПОГ); наливные (нефть и нефтепродукты; химические; пищевые; сжиженные газы). В практике морских перевозок есть деление на классы: массовые, генеральные, особорежимные.
Общие правила перевозки разрабатываются для видов грузов; правила перевозок – для классов; для отдельных грузов – карты технологических режимов (КТР).
Тара и упаковка грузов
Грузовое место – это единица тары (или несколько единиц) с содержимым, составляющих одно целое при транспортировке.
При транспортировке груз испытывает воздействия:
механические (удары, толчки, вибрация, статические нагрузки);
гидрометеорологические (осадки, влажность, солнечная радиация, колебания температуры);
биологические (микроорганизмы, насекомые, грызуны).
Тарой называется промышленное изделие, в которое помещают продукцию для ее сохранности и транспортировки. Тара бывает потребительская и транспортная. Основное назначение транспортной тары – защита от механических повреждений. По материалу изготовления: деревянная, картонно–бумажная, металлическая, стеклянная, полимерная (синтетическая), текстильная. По сроку службы: разовая и многоразовая.
|
По способности противостоять внешним механическим воздействиям тара бывает:
жесткая – сохраняет форму в порожнем виде при механическом воздействии;
хрупкая – сохраняет форму в порожнем виде без механических воздействий;
мягкая – без груза принимает первоначальную форму.
Существует 3 вида укупорки тары: герметичная – не пропускает пары; эффективная – воду; надежная – сухое содержимое не высыпается.
Тара шифруется цифровым и буквенным кодом. Кодовое число определяет вид тары и упаковки. Кодовая буква определяет род материала. Первая группа шифра определяет наружную, транспортную тару, последняя – внутреннюю упаковку. Например: 20П–05С – стеклянные бутылки в полимерных ящиках.
Применяется следующая кодировка: 00 – Отсутствие тары; 01 – Баллоны; 02 – Барабаны; 03 – Бочки; 04 – Банки; 05 – Бутыли (бутылки); 06 – Бидоны; 07 – Вкладыши; 08 – Канистры; 09 – Коробки; 10 – Корзины; 11 – Контейнеры; 12 – Мешки; 13 – Обертка (кипы, тюки); 14 – Обрешетка; 15 – Пакет на поддоне; 16 – Пакет в обвязке; 17 – Пачки, связки; 18 – Рулоны; 19 – Фляги; 20 – Ящики; А – Алюминий; Б – Бумага, пергамент; Д – Дерево дощатое; Ж – Жесть белая; К – Картон (фибра); Л – Лен, джут, кенаф; М – Металлы разные; Н – Нитролаки (пропитка); П – Пластмасса, полимеры; Р – Резина; С – Стекло; Ц – Целлофан; Т – Ткань паковочная; Ф – Фанера, плиты древесностружечные; X – Холщевина; Э – Эбонит.
Материал упаковки бывает 5 видов:
влагонепроницаемая – не пропускает влагу воздуха;
водонепроницаемая;
прочная – прочная на разрыв в нормальных условиях;
плотная – предохраняет от просыпания;
инертная – не вступает в реакции.
Есть 2 вида упаковочных материалов: прокладочный (смещение, удары, сепарация) и поглощающий (при повреждениях).
Маркировка
Маркировка – надписи, рисунки, знаки и условные обозначения, которые наносят на грузовое место или на специально закрепленные ярлыки.
Маркировка включает в себя: основные и дополнительные надписи, предупредительные знаки или надписи:
основные надписи указывают получателя и пункт назначения груза;
дополнительные – массу брутто, нетто и размеры грузового места, отправителя и пункт отправления;
предупредительные знаки и надписи – способ обращения с грузом (рис. 1).
Рис. 1. Пример нанесения маркировки на груз
По назначению маркировка бывает: товарная, отправительская, транспортная, железнодорожная, складская, специальная (рис. 2).
Рис. 2. Внешний вид маркировки
Товарная (фабричная) наносится изготовителем товара и содержит: название, местонахождение и марку изготовителя; название, тип, сорт, артикул товара; дату выпуска; номер стандарта, массу места брутто и нетто.
Отправительская наносится отправителем до предъявления груза к перевозке. Она включает: наименование отправителя; пункты отправления, назначения и перевалки; получателя и дробное число (числитель – номер места и знаки отправителя, знаменатель – общее число мест). Знак отправителя наносят, если различные грузы отправляют в одинаковой таре.
Транспортная наносится транспортной организацией, принявшей груз к транспортировке, на все грузовые места в виде дроби через косую черту. Числитель – порядковый номер, за которым данный груз принят к перевозке, в знаменателе – число мест в данной отправке.
Железнодорожная наносится грузоотправителем на все грузовые места, отправляемые мелкими партиями (до 10 т), в виде дроби. В числителе – порядковый номер по книге приема к перевозке и через тире – количество мест, в знаменателе – условный номер дороги отправления и через тире – условный номер станции отправления.
Складская наносится при хранении на складе. Ее вид не регламентируется, а основное назначение – предотвращение пересортицы груза.
Специальная наносится в виде знаков (надписей) заводом–изготовителем (отправителем груза), если груз требует особого обращения при перевозке или перегрузке (рис. 3).
Рис. 3. Знаки специальной маркировки:
1 – Хрупкое. Осторожно – хрупкость; осторожное обращение; 2 – Беречь от нагрева – следует защищать от тепла; 3 – Беречь от влаги – защита груза от воздействия влаги; 4 – Беречь от излучения – любой из видов излучения может влиять на свойства груза или изменять их; 5 – Ограничение температуры – Указывает на диапазон значения температур, при которых следует хранить груз или манипулировать им; 6 – Скоропортящийся груз – Знак наносят на грузы, которые транспортируют в соответствии с правилами перевозок скоропортящихся грузов; 7 – Герметичная упаковка – при транспортировании, перегрузке и хранение открывать упаковку запрещается; 8 – Крюками не брать – запрещение применения крюков при поднятии груза; 9 – Место застропки – Указывает на то место, где следует расположить канаты или цепи для подъема груза; 10 – Здесь поднимать тележкой запрещается – Указывает на места, где нельзя применять тележку при подъеме груза или на оборот – место подъема тележкой; 11 – Верх – Указывает на правильное вертикальное положение груза; 12 – Центр тяжести – Указывает место центра тяжести груза. Знак наносят, если центр тяжести не совпадает с геометрическим центром груза; 13 – Тропическая упаковка – Знак наносят, когда повреждения упаковки могут привести к порче груза вследствие неблагоприятного воздействия тропического климата. Обозначения: Т – знак тропической упаковки в числителе; месяц и год упаковки – в знаменателе; 14 – Штабелировать запрещается – не допускается штабелирование груза, т. е. на груз не допускается класть другие грузы; 15 – Поднимать непосредственно за груз – подъем осуществляется только непосредственно за груз, т.е. поднимать груз за упаковку запрещается; 16 – Открывать здесь – упаковку открывают только в указанном месте; 17 – Беречь от тепла и радиоактивного излучения – тепло или проникающие излучение может снизить или уничтожить ценность груза; 18 – Не катить – груз не следует подвергать катанию; 19 – Штабелирование ограничено – ограничение высоты штабеля из–за создаваемой нагрузки, числа мест по высоте, максимальной высоты штабеля; 20 – Зажимать здесь – где следует брать зажимами груз при обращении с ним.
Контейнеры маркируются при помощи BIG–CODE, в котором указывается код владельца, серийный номер, код страны, информация о размерах и типе контейнера (более подробно см. Контейнеры).
Методы исследования свойств грузов
В процессе транспортировки грузы подвергаются воздействию разных неблагоприятных факторов, поэтому необходим постоянный контроль качества и соответствия состояния груза параметрам, указанным в документах.
Большинство транспортных характеристик грузов определяется при исследовании их свойств. Различают следующие методы исследования свойств грузов: органолептический, натурный и лабораторный.
Органолептический метод (сенсорная оценка) – это определение показателей качества груза на основе анализа восприятия их человеком при помощи его органов чувств: зрения, обоняния, слуха, осязания. Метод наиболее часто применяется при определении качества пищевых и других скоропортящихся грузов. При исследовании груза (образца) определяют внешний вид, форму, цвет, блеск, прозрачность, наличие или отсутствие плесени, запаха, консистенцию и другие свойства. Метод является качественным, но обладает существенными недостатками – субъективность и затруднительность количественной оценки свойств.
Для количественного выражения показателей качества иногда применяют балльный метод, при котором показатели качества выражают при помощи условной системы численных баллов, либо экспертный метод, при котором численные значения показателей качества определяются группой экспертов. Довольно часто в судовых условиях органолептический метод является единственно возможным при определении качества и внешних повреждений грузов.
Натурный метод позволяет получить данные в производственных условиях при помощи простейших приборов: рулеток, весов, угломеров, термометров, гигрометров, психрометров. Обычно этим методом определяют объемно–массовые и температурные характеристики груза и параметры окружающей среды. Метод достаточно прост и применяется на практике довольно часто.
Лабораторный (измерительный) метод – определение свойств и качества отобранных проб груза при помощи приборов, аппаратов и химических реактивов в оборудованной для этой цели лаборатории. Отобранную пробу упаковывают в посуду, в которой образец груза сохраняет свои свойства. Отбор проб должен производится в полном соответствии с действующими правилами и должен исключать ошибки в оценке свойств груза при лабораторном анализе. Лабораторный метод требует создания специальных лабораторий, продолжительного времени на исследования, но дает более точный результат, выраженный числовыми показателями. Имеется несколько методов лабораторного исследования грузов, в том числе:
физический - для выявления физических свойств груза: плотности, влажности, температуры кипения, воспламенения, вспышки, застывания и др.;
механический - для определения механических свойств груза: прочности, упругости, сопротивления разрыву и др.;
оптический - для определения структуры груза, его внутреннего строения;
рентгеноскопический - для выявления внутренних дефектов;
химический - для определения химического состава груза, влияния внешних воздействий на данный груз и воздействия его на другие, совместно перевозимые грузы;
биологический - для определения наличия в грузе живых организмов, вредно отражающихся на его качестве.
В эксплуатационной практике часто используют комплексный метод оценки контроля качества груза и тары, включающий элементы органолептического, натурного и лабораторного методов. Например, при оценке качества жира в бочках состояние тары определяют натурным методом, вкус и запах – органолептическим, температуру плавления – лабораторным.
Необходимость в исследовании груза возникает чаще всего при приеме или сдаче массовых грузов: наливных, навалочных, насыпных, а также скоропортящихся и пищевых.
Данные лабораторных исследований в виде сертификатов на груз предоставляются работникам транспорта. Недостатком метода является необходимость использования для анализа части груза в виде образца, что не всегда возможно и целесообразно.
Отбор проб грузов
Отбор проб может производиться как во время погрузочно-разгрузочных операций, так и с мест складирования груза.
В настоящее время существует большое количество разнообразных методик отбора проб различных видов грузов. Данные правила изложены в материалах ГОСТ, ДСТУ, ИСО и т. д. Чаще всего целью отбора проб является получение представительной пробы, т. е. пробы, на основании анализа которой можно судить о качественных характеристиках всей партии товара. Такую пробу также называют композитной.
Правила отбора зерновых грузов. Правила отбора проб GAFTA (Sampling Rules 124) применяются в том случае, когда продавец и покупатель достигли договоренности об этом, или продажа товара осуществлялась с использованием стандартных контрактов GAFTA. Данные правила распространяются на зерно, бобовые растения, семена, рис, удобрения, патоку и другие грузы, как на навалочные, так и на грузы в мешках.
Отбор проб производится для каждых 500 тонн груза. Данные 500 тонн называют лотом. В Sampling Rules № 124 используют следующие определения для типов проб:
одиночная проба (increment sample) – проба, отобранная непосредственно из груза весом не более 1 кг. Данная проба может отбираться как вручную, так и автоматически.
объединенная проба (bulk sample) – проба, состоящая из всех одиночных проб.
контрактная проба (contractual sample) – проба, полученная в результате деления общей пробы. Вес данной пробы 1 кг. Количество данных проб зависит от вида груза и указано в правилах.
анализируемая проба (analysis samples) – проба, полученная в результате уменьшения контрактной пробы, до количества необходимого для проведения анализов.
Отбор проб насыпных грузов должен производиться регулярно и систематически в течение погрузки–выгрузки или перегрузки в точке, наиболее приближенной к судну. Каждая контрактная проба должна быть соответствующим способом упакована и опечатана. Согласно требованиям GAFTA каждая контрактная проба должна иметь бирку с информацией.
Пробы из мешков с зерновым грузом должны отбираться в том случае, когда мешки идентифицированы и маркировка находится в удовлетворительном состоянии. При количество мешков в партии до 100 мешков пробы отбираются из не менее 20 мешков; до 1000 – не менее 50; более 1000 – не менее 3 % от общего количества.
Отбор проб химических навалочных грузов должен производиться регулярно и систематически в течение погрузки-выгрузки. Одиночная проба весом 1 кг отбирается для каждых 50 тонн. Одиночные пробы должны хранится в водонепроницаемом пакете. После окончания погрузки одиночные пробы смешиваются и делятся, в результате получается пять проб по 2 кг каждая. Данные пробы хранятся на протяжении шести месяцев.
По согласованию с заказчиком инспекции пробы химических грузов в мешках отбираются из 2 – 5 % мешков от их общего количества в партии.
В настоящее время не существует единых правил отбора проб для всех видов наливных грузов, так как существует достаточное количество отраслевых, национальных и международных стандартов по отбору проб, учитывающих специфику перевозимого груза. Основные виды проб наливных грузов следующие.
Проба берегового хранилища (контрольная или резервуарная) – проба, отбираемая из берегового хранилища до начала погрузки на судно для проверки первоначального качества груза.
Проба «первой струи » – отбор производится из пробоотборной точки в конце берегового трубопровода на причале в начале погрузки. Эта проба характеризует чистоту берегового трубопровода перед погрузкой.
Проба «первого фута » – проба, отбираемая из судовых танков после достижения грузом уровня одного фута. Данная проба характеризует чистоту судовых трубопроводов.
Трубопроводная проба – проба отбирается из берегового трубопровода (через специальный кран в конце трубопровода) в течение погрузки. Промежутки времени, через которые необходимо отбирать данные пробы, зависят от используемого стандарта.
«Донная проба » – отбирается в области дна судового танка.
Пробы из судовых танков после окончания погрузки – на базе этих проб готовится композитная проба для всего судна. Проба представляет собой смесь из эквивалентных частей, отобранных на различных уровнях танка. Количество и место отбора проб зависит от формы танка и уровня его заполнения.
Композитная проба – готовится на базе проб из судовых танков строго пропорционально объемам танков.
При перевозке нефти и нефтепродуктов также могут отбирать индивидуальную (в конкретной точке) и среднюю (смесь индивидуальных) пробы.
Две трубопроводные пробы в начале и конце погрузки смешиваются и разливаются в две литровые бутылки, опечатывают и вручают грузоотправителю и на судно. Эта проба называется арбитражной и используется при возникновении споров о качестве груза.
Отобранные пробы снабжаются маркировкой. Маркировка должна содержать следующие сведения: название судна, название груза, вид пробы (композитная, «донная » и т. д.), место отбора (трубопровод, береговое хранилище, номер танка и т. д.), дата и время отбора пробы, подписи инспектора и других заинтересованных лиц (в случае соответствующих инструкций). На маркировке может содержаться также другая необходимая информация.