Металлы провозят в виде слитков (чушек), сигар, плиток, листов, металлического лома. К металлоизделиям относят трубы, рельсы, прокат черных и цветных металлов, крепежные и скобяные металлоизделия, детали рельсовых путей, детали ходовых частей железнодорожного подвижного состава, проволоку и др. Металлоизделия значительной номенклатуры перевозят в ящиках как обычный тарно-штучный груз. Металлы в упаковке называются метизы. Слитки цветных металлов часто перевозятся пакетированными.
Значительная часть металлогрузов (сталь рулонная, листовая, проволока, рельсы, прутки, чушки и пр.) предъявляется к морской перевозке без тары, лишь обвязанные с помощью металлических лент, проволоки и других материалов в связки, рулоны, пакеты и пр., что значительно облегчает перегрузку и укладку этих (обычно тяжелых) грузов. Эти изделия практически не защищены от влияния внешней среды, в ряде случаев они и не нуждаются в этом.
При погрузке необходимо обращать внимание на наличие требуемого числа обвязок, нарушения геометрической формы грузовых мест, механические повреждения (вмятины, задиры и пр.), степень ржавчины и прочие дефекты.
Не следует принимать к перевозке места (во всяком случае без соответствующей оговорки в коносаменте), имеющие следы снега, льда и пр., так как это приведет к усиленной коррозии металла при переходе в более теплые климатические зоны и может вызвать обоснованные претензии получателя.
При перевозке морем в агрессивных условиях металлопродукция может подвергаться усиленным процессам коррозийного разрушения. Перед погрузкой металлопродукции следует тщательно осмотреть партию груза. Если на поверхности металла имеются коррозийные разрушения, и они носят питтинговый (точечный) характер, уходящий в глубь металла, то такой металл не рекомендуется к отправке. Каждое укрупненное место металлопродукции должно состоять из однородных изделий одной партии. Количество штук одноименной продукции в пачках, пакетах, связках и т. п. должно быть одинаковым. Обвязочный материал, способы обвязки, типы прокладочных материалов не должны деформировать металл и должны обеспечить сохранность упаковки при транспортировке. Без упаковки к перевозке принимается сортовая круглая и квадратная сталь, сечением свыше 50 мм; трубы из стали и цветных металлов (толщиной стенки выше 3 мм – сталь; выше 5 мм – цветные).
|
Металлогрузы можно разделить по способу перевозки и хранения на две группы. В первую входят грузы, которые перевозят и хранят на складах порта без поштучной укладки. К таким грузам относятся чугун в чушках, металлический лом, крепежные изделия, детали рельсовых путей, проволока–катанка и др. Во вторую группу входят металлоизделия, которые перевозят и хранят в поштучной укладке в виде отдельных мест или укрупненных грузовых мест, образованных путем обвязки, стяжки, скрепления различными средствами. Ряд этих грузов относят к категории тяжеловесных (сталь в рулонах и пачках) или длинномерных (рельсы, трубы, шпунт).
Большинство металлогрузов хранят на открытых складах и перевозят в открытом железнодорожном составе. К мeтaллoгpyзaм в слитках и отливках относят: чугун в чушках, слябы, блюмсы, свинец, медь, цинк, олово, алюминий и другие цветные металлы в укрупненных отливках, лом черных и цветных металлов. Листовой металл перевозят в пачках, поштучно и в рулонах. Номенклатура металлических изделий в связках весьма обширна. К ним относятся: квадратные в сечении заготовки, уголок, швеллер, двутавр, тавр, фасонные профили, арматурная сталь, трубы диаметром до 200 мм и др. Общими их характеристиками является значительная длина (от 4 до 22 м) и относительно большая масса одного места (от 200 кг до 10 т). Трубы большого диаметра относятся к категории тяжеловесных, крупногабаритных намагничиваемых грузов (диаметр от 500 до 1400 мм, длина до 12 м, масса до 6 т). Металлы имеют УПО до 1,1 м3/т кроме труб большого диаметра. Техническая нагрузка и местная прочность при погрузке на судно тяжеловесов и металлоконструкций может нарушаться, для избежания этого на судне поперек бимсов укладываются брусья. Длинномерный металл загружается вдоль борта судна. Металл подвержен коррозии; профильный металл и трубы могут получать механические повреждения.
|
Металлолом крупногабаритный для погрузки разделяют на части, а мелкий прессуют в кипы, бочки, ящики, контейнеры.
Длинномерные грузы имеют длину более 9 м.
Тяжеловесные – массу более 5 т.
Негабаритные – выступают за габариты ж/д вагонов (3250х1240х5300 мм).
Крупногабаритные – имеют размеры больше размеров люка судна.