Подготовительная к школе группа




(седьмой год жизни)

 

В подготовительной группе (как и в предыдущих группа на первый план выдвигается задача укрепления здоровья и общего физического развития и двигательной активности ребенка. I

Развитие двигательной сферы — одна из основных характеристик достижений ребенка. Дети седьмого года жизни хорошо владеют многими навыками и умениями, что важно для определения общего развития ребенка. Через движения ребенок способен выражать также свои эмоциональные состояния, переживания, адекватно реагировать на окружающее. Соответствие двигательных умений возрастным нормам является существенным показателем достижений ребенка.

Важнейшим показателем развития ребенка является уровень овладения им различными видами детской деятельности и, прежде всего, это игра и продуктивные виды деятельности. Старший дошкольник заинтересован собственно игрой, ее процессом, может создать замысел игры и реализовать его. Главным и игре становится выполнение роли, отражающее отношения людей друг к другу. Именно в игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности. Игра делает ребенка самостоятельной личностью. Кроме сюжетно-ролевых развиваются и другие формы игры: режиссерская, игра с правилами, игра-драматизация.

В продуктивных деятельностях (изобразительной деятельности, конструировании) старшие дошкольники могут создавать и реализовывать собственные замыслы, передавая свое видение действительности. Продукты, создаваемые детьми в результате этих деятельностей, становятся сложными, разнообразными, дети могут выполнять деятельность самостоятельно. Дети этого возраста чутко воспринимают красоту и сами способны создавать красивое.

Важный показатель развития ребенка — речевое общение. К семи годам у детей хорошо развита диалогическая речь: они четко отвечают на вопросы и сами задают их, способны построить краткие высказывания. Дети хорошо владеют монологической речью, могут содержательно, грамматически правильно строить свою речь при пересказах и рассказывании, могут передавать спои впечатления, свой опыт в связном повествовании.

Общение со сверстниками остается по-прежнему необходимым для полноценного развития ребенка. В общении и взаимодействии с детьми дети могут согласовывать свои желания оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко откоситься к эмоциональному состоянию другого ребенка разрешать конфликты, проявлять сочувствие.

Основной задачей образовательной работы в подготовительной группе продолжает оставаться развитие познавательных, коммуникативных, регуляторных способностей. Это происходит в различных деятельностях детей (игре, конструировании, изобразительной, 'литературно-художественной, художественном конструировании, элементарной трудовой деятельности), при ознакомлении с различными областями действительности (математика, экология, пространственные отношения, логика), в повседневном общении ребенка со взрослыми и детьми. Становление данных видов способностей обеспечивает все психическое развитие ребенка.

Для детей подготовительной группы, как и для детей старшей группы, основными средствами, определяющими развитие их умственных способностей, являются наглядные модели. В подготовительной группе происходит интериоризация действий наглядного моделирования, то есть их перевод во внутренний план. Само освоение действий построения моделей включает в себя два последовательных этапа: построение модели по наличной ситуации и по собственному замыслу (в соответствии с требованиями задачи). В последнем случае моделирование выступает в функции планирования деятельности, а возможность построения модели и ее особенности свидетельствуют о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования. Они же и представляют собой ядро умственных способностей ребенка.

В подготовительной группе продолжается также освоение различных форм символизации, позволяющих ребенку выражать свою субъектную позицию по отношению к действительности, решать многие творческие задачи. Во многих разделах программы прямо предлагаются задачи, направленные на развитие воображения.

Что касается форм и основных направлений работы с детьми (разделы программы), то они остаются такими же, как и в старшей группе.

К семи годам у детей происходит становление высших психических функций, формируется детское сознание, ребенок овладевает способами работы по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, у него складываются необходимые предпосылки для становления в будущем учебной деятельности.

Содержательный раздел

Игра

Игровая деятельность является существенной составляющей жизни детей в детском саду, одним из важных средств развития детей дошкольного возраста. Игра предоставляет каждому ребенку возможность реализовать свои потребности и интересы.

Играя с детьми, воспитатель помогает им адаптироваться к условиям жизни в детском саду, через игру вызывает у ребенка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.

Воспитатель развивает игровую деятельность у детей, формируя у них умения, необходимые для сюжетной игры и игры ' правилами — основных видов игровой деятельности дошкольников.

Младшая группа

Сюжетная игра

К трем годам дети овладевают азами сюжетной игры — успешными предметными действиями. Действия с предметами "понарошку» подготавливают возможность понимания ребенком того, что и он сам может быть в игре кем-то иным — мамой, доктором и т.п. Трехлетний ребенок уже способен овладеть ролью — более сложным способом построения игры.

Ролевое поведение в игре охватывает широкий диапазон процессов — от непосредственного подражания кому-то до осознанного принятия роли, включения ее в разнообразные связи с другими ролями. Овладение ролью успешнее происходит при целенаправленном формировании способов игры у детей. Основные задачи воспитателя при работе с детьми четвертого года жизни — сформировать у них умения принимать и словесно обозначать игровую роль, развертывать парное родовое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером — взрослым, а затем сверстником. Эти задачи воспитатель решает, играя вместе с детьми, занимая в игре позицию равного заинтересованного партнера.

Первоначально игра развертывается таким образом, чтобы выделить для детей роль и реализующие ее действия. Воспитатель, обозначив свою игровую роль, осуществляет связанный с ней ряд игровых действий — например, как «доктор» лечит мишку («Я доктор. Полечу мишку. Поставлю ему градусник. Дам лекарство...») — и предлагает ребенку тоже «полечить» свою куклу и т.п. Через 2-3 месяца после такой предварительной работы воспитатель переходит к решению основной задачи года — формированию у детей умений взаимодействовать с партнером в соответствии с игровой ролью.

При формировании умений вступать в ролевое взаимодействие воспитателю целесообразно использовать в качестве опоры для игры однотемные двухперсонажные сюжеты с взаимодополнительными ролями, где для ребенка очевидна их тесная смысловая и функциональная взаимосвязь, уже сама по себе вызывающая ролевое взаимодействие (доктор — пациент, продавец — покупатель, шофер — пассажир и т.п.).

Для того чтобы усилить ориентацию ребенка на взаимодействие с партнером, воспитатель основное внимание в совместной игре уделяет ролевому диалогу (речевому взаимодействию персонажей), сокращая игровые действия с предметами.

Ребенка, начиная с трех с половиной лет, целесообразно втягивать в игру, развертывающуюся преимущественно на уровне ролевого диалога. К примеру, это может быть игра в «телефонные разговоры», смысл которой заключается в коммуникации персонажей, не требующей предметных игровых действий.

В работе с детьми воспитатель использует двоякую тактику:

сам вовлекает ребенка в игру, взяв на себя какую-либо игровую роль и предложив подходящую по смыслу роль ребенку;

подключается к уже возникшей игре ребенка, подбирая себе подходящую роль.

В обоих случаях, играя с детьми, взрослый активно использует ролевую речь, смещая игру в плоскость ролевого диалога.

Постепенно воспитатель ориентирует ребенка на взаимодействие с партнером-сверстником, уступая ему свою игровую роль или расширяя число участников игры (например, несколько пациентов, пассажиров и т.п.), помогает ребенку подключаться к игре сверстника, находить подходящую по смыслу парную дополнительную роль, поощряет стремление детей «оживлять» партнеров-игрушек (куклу, мишку), выполнять роль за себя и за игрушку.

Воспитатель опирается на интересы каждого из детей, разыгрывая в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского гида, поездка на транспорте и т.п.), а также используя мотивы привлекательных для детей сказок и литературных произведений («Теремок», «Колобок», «Волк и козлята», «Айболит» и т.п.). В игру по любой тематике можно включать эпизоды • телефонных разговоров» различных персонажей для активизации ролевого диалога. Педагог поддерживает возникающую у детей самостоятельную игру (индивидуальную и в паре со сверстником), попытки детей подбирать атрибуты для роли, недостающие предметы для дополнения игровой обстановки; показывает детям, как можно использовать для игры крупный и настольный строительный материал, природный материал (песок, снег, воду и т.п.).

Работу с менее развитыми детьми воспитатель начинает с формирования у них умений осуществлять условные игровые действия, используя сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка — градусник, ложка и т.п.) и воображаемые предметы.

 

Игра с правилами

Наряду с развитием и усложнением сюжетной игры у детей четвертого года жизни необходимо формировать предпосылки самостоятельной игры с правилами — умение произвольно действовать по одному-двум простым правилам, общим для всех участников игры. Для этого необходимо, прежде всего, чтобы дети этого возраста освоили общие схемы совместных действий с партнерами, в основе которых лежат правила одновременного е другими или поочередного действия. Усвоение правила очередности особенно важно для перехода в дальнейшем к более сложной игре с правилами.

Правила (схемы) совместных действий усваиваются детьми и процессе организуемых воспитателем разнообразных подвижных игр, игр с простыми результативными предметными действиями, а также настольных игр.

Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей подвижные игры, требующие осуществления одновременных, в затем и поочередных действий (одинаковых для всех) по сигналу («Догони меня», «Поймай мячик», «Воробушки и автомобиль» и т.п.). Постепенно воспитатель включает в опыт детей

более сложные игры, в которых необходимо поочередно выполнять различающиеся взаимодополнительные действия-функции (типа: убегать — ловить) в соответствии с сопровождающими сюжетными текстами (командами).

Правило очередности включается воспитателем и в игры, требующие одинаковых результативных действий двух-трех партнеров с одним общим предметом (сбивание кеглей одним шаром и т.п.).

Воспитатель организует также с небольшими подгруппами детей (не более четырех участников) настольные игры, требующие соблюдения правил очередности и простых действий с предметами («Поймай рыбку», «Кто ловкий?» и т.п.), учит детей выполнять действия по правилам в играх с настольно-печатным материалом типа лото (с простыми предметными изображениями).

Формируя основы игры с правилами у детей, взрослый является не только организатором, но и непременным участником игры, заинтересованным наравне с детьми в результате действий.

Воспитатель стимулирует и поощряет детей к самостоятельной игре, создает условия для самостоятельной игры по простым правилам в парах детей (игра с общим предметом, настольным материалом).

Средняя группа

Как и на предыдущих возрастных этапах, игра продолжает оставаться существенной составляющей жизни детей в детском саду. Поэтому воспитатель должен обеспечивать условия для свободной самостоятельной игры детей, поддерживая тем самым положительное эмоциональное состояние ребенка, а также формировать у детей более сложные игровые умения, благоприятствующие их развитию. Воспитатель развивает у детей интерес к игре, воспитывает умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и общей со сверстниками).

Внимание воспитателя направлено на два основных вида игры дошкольника — сюжетную игру и игру с правилами. В совместной деятельности с детьми педагог формирует у них новые, более сложные способы построения того или иного вида игры. Опираясь на специфические особенности этих видов игры, воспитатель развивает у детей умение развертывать совместную игру в небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнеров или общие правила игры.

Воспитатель ориентирует детей на сотрудничество и состязание в совместной игре; помогает освоить и использовать правила очередности и жребия для справедливого разрешения возникающих конфликтов; способствует установлению доброжелательных отношений между детьми; поддерживает самостоятельно возникающие игровые группировки.

Сюжетная игра

К четырем годам дети уже овладевают условным предметным действием, умением принимать игровую роль, обозначать ее для партнера, развертывать элементарное парное ролевое взаимодействие, ролевой диалог с партнером-сверстником.

Основная задача воспитателя в работе с детьми пятого года жизни — формировать более сложное ролевое поведение в сюжетной игре: умения изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и вновь обозначать ее для партнеров в процессе развертывания игры.

Для того чтобы сформировать эти умения, воспитатель включается в совместную игру с детьми в качестве участника, партнера и развертывает ее особым образом, так, чтобы для ребенка открылась необходимость соотнесения его игровой роли с множеством других ролей, а также возможность смены роли в процессе придумывания интересного сюжета.

С этой целью воспитатель использует многоперсонажные сюжеты с определенной структурой, где одна из ролей (основная) непосредственно связана по смыслу с несколькими другими (дополнительными). Любую интересующую детей тему можно представить через такую структуру ролей. Например, к сюжетной теме «поездка на пароходе» состав ролей может иметь вид такого «смыслового куста», где капитан вступает во взаимодействие сначала с матросом, а затем с пассажиром и далее с водолазом:

Матрос.

Капитан ► Пассажир

(основная роль) ВоДОЛаЗ

 

Аналогично и в других темах: доктор может взаимодействовать сначала с пациентом, затем с медсестрой, главврачом; шофер — с пассажиром, милиционером, бензозаправщиком и т.п.

Играя с ребенком, воспитатель развертывает сюжетные события постепенно, внося предложения, требующие появления нового персонажа (и, соответственно, новой роли).

На первых этапах работы взрослый предлагает ребенку основную роль, а сам берет себе дополнительную, меняя ее на другие по мере развертывания сюжета, т.е. демонстрирует образцы смены роли. После того, как дети освоили такого рода игру со взрослым, воспитатель стимулирует самого ребенка к смене ролей, беря на себя основную роль, а партнеру-ребенку предлагая роли последовательно появляющихся в игре новых персонажей. При этом воспитатель не придерживается жесткого плана, а импровизирует, принимая предложения ребенка относительно дальнейших событий и возможных персонажей.

В совместной игре с детьми педагог использует минимальное количество сюжетных игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребенка от ролевого взаимодействия; активизирует ролевой диалог (ролевую речь), стимулирует вербальное обозначение ребенком своей роли для других участников, использование в ходе игры предметов-заместителей.

В процессе такой игры со взрослыми дети овладевают гибким ролевым поведением и приобретают вкус к динамичному развертыванию сюжета за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей.

Воспитатель в течение всего года обеспечивает условия для свободной самостоятельной игры детей; помогает им выбирать удобное место для игры; стимулирует к использованию строительного материала и других предметов для создания игровой обстановки; в случае необходимости помогает ребенку подключиться к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу игровую роль; поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах; обеспечивает условия для индивидуальной игры детей (режиссерской) с игрушечными персонажами.

Воспитатель постоянно расширяет и разнообразит тематику детской игры, используя в качестве основы для игры с детьми мотивы известных сказочных и литературных сюжетов.

Игра с правилами

После четырех лет игра с правилами может быть освоена детьми во всей полноте ее специфических характеристик, к которым относятся: наличие результата-выигрыша, состязательные отношения между участниками, наличие формализированных правил, обязательных для участников.

Основная задача воспитателя в работе с детьми пятого года жизни — формирование у них игры с правилами как специфической деятельности с указанными характеристиками.

К четырем годам дети уже овладели такими основами игры г правилами, как одновременные и поочередные действия по простому правилу (сигналу), заданному взрослым, действиями но правилу с функциональным разделением.

Играя с детьми, взрослый занимает позицию заинтересованного партнера и одновременно служит контролирующей инстанцией, побуждая детей своими комментариями к соблюдению правил («Так нельзя делать. У нас такое правило...» и г.п.), т.е. формирует отношение к правилу как обязательному для всех участников.

Начиная примерно с середины года (когда дети достигают 4,5 лет), воспитатель приступает к решению центральной задачи года — формированию у детей представления о выигрыше, ориентации на выигрыш, умения вступать в состязательные отношения, использовать в самостоятельной игре критерии определения выигрыша.

Наиболее подходящим материалом для решения этой задачи являются детские аналоги игр на удачу (игры типа лото и «гусек»). В играх такого типа, не требующих ни физических усилий, ни ловкости, ни особой умственной компетентности, возможности всех детей уравнены, каждый имеет одинаковые шансы на успех. Выигрыш, если игра продолжается несколько минут, непременно выпадает на каждого участника игры.

На этом этапе, как и ранее, воспитатель обеспечивает детей готовыми правилами игры.

Играя с детьми, воспитатель вводит в детскую практику использование правила очередности и разных типов жребия (предметный, считалка) при организации игры (определении ведущего или начинающего игру) и разрешении возникающих и ней конфликтов.

В дальнейшем воспитатель расширяет детский опыт использования критериев определения выигрыша, вводя их не только в игры на удачу, но и в игры смешанного типа, где элементы удачи соединяются с требованиями ловкости.

Предоставляя детям новые наборы для игр с правилами, воспитатель обязательно должен сначала поиграть в них с детьми (в группах из 2-4 человека, не более), в ходе игры объяснить правила действия и правила определения выигравшего. Только после этого игровые наборы могут использоваться детьми в самостоятельной деятельности.

Играя с детьми, воспитатель всегда подчеркивает доброжелательное отношение к партнерам независимо от их успехов в игре, воспитывая у детей эмоционально сдержанную реакцию на проигрыш или выигрыш.

Старшая группа

Воспитатель создает условия для реализации интересов детей в разных видах игры, в совместной и индивидуальной формах, развивает самостоятельность, инициативу в выборе вида игры, активность при создании и реализации игровых замыслов.

Он развивает у детей умения широко использовать игровую роль для развертывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру; совершенствует умения детей регулировать поведение на основе игровых правил.

Воспитатель способствует становлению игры как формы организации жизни детского общества, укреплению детских игровых объединений.

Педагог развивает умения детей организовывать совместную сюжетную игру и игру с правилами в небольшой группе; поощряет детскую инициативу в использовании нормативных способов разрешения возникающих в игре конфликтов (очередность, разные виды жребия).

Сюжетная игра

Основной задачей педагога является дальнейшее развитие гибкого ролевого поведения детей как основы развертывания разнообразных сюжетов игры в индивидуальной и совместной со сверстниками деятельности.

Для решения этой задачи воспитатель подключается к детской игре, подсказывая новое направление сюжетных событий через введение нового персонажа (беря на себя его роль), стимулирует кого-либо из участников игры к смене роли, если этого требует новая сюжетная коллизия. Воспитатель может подключаться к детской игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, уже развернутым детьми в игре (например, если дети играют и «путешествие на пароходе» с такими привычными ролями, как капитан, матросы, пассажиры, то воспитатель может ввести в игру роль из другого смыслового контекста: «Давайте — на берегу показался Бармалей. Я — Бармалей» и т.д.).

Этот прием педагога расшатывает привычные, «наигранные» детьми сюжеты; неожиданность нового персонажа заставляет самих детей разворачивать сюжет в новом направлении, стимулирует к установлению новых ролевых связей.

В процессе совместной игры с детьми воспитатель стимулирует их к обозначению игровых ролей (что делает более понятными действия ребенка для партнеров), включая в игру «телефонные разговоры» персонажей, активизируя ролевой диалог.

Воспитатель также постепенно подходит к формированию у детей умений творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером.

Для этого педагог в паре с ребенком (специально не привлекая остальных детей) развертывает игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане. Материалом для такого рода икры служат сюжеты хорошо известных детям волшебных сказок. В процессе совместной с ребенком игры-придумывания воспитатель активизирует его воображение, демонстрирует возможность «расшатывания» привычного сюжета за счет изменения обстоятельств действия основного персонажа сказки, задач, которые он должен решить, препятствий на его пути и т.п.

Воспитатель поощряет самостоятельную игру детей в небольших подгруппах (3-4 человека), помогает им выбрать общую тему игры, первоначально распределить роли, организовывать игровую обстановку.

Педагог воспитывает у детей привычку при подготовке игры и в ходе ее придерживаться социально приемлемых форм поведения.

Воспитатель также предоставляет детям условия для свободной самостоятельной игры (совместной и индивидуальной) к настольными игрушечными персонажами, с которыми можно разыгрывать разнообразные события (режиссерская игра).

Педагог поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, к игре-драматизации по известным сюжетам, предлагая детям

разнообразные ее формы (драматизация по ролям, настольный театр, куклы би-ба-бо) и участвуя в ней вместе с детьми.

 

Игра с правилами

Игра с правилами у детей 6-го года жизни занимает уже достаточное место среди других видов деятельности. Наиболее важно в этом возрасте активизировать состязательные отношения между партнерами в игре при достижении конечного результата-выигрыша, побуждать детей к соблюдению правил в процессе игры, продолжать формировать отношение к правилу игры как обязательному для всех участников.

Необходимо также в совместной игре с детьми формировать умение распределять и выполнять различные функции в играх с разными типами взаимодействия, подчиняться нормам справедливого распределения функций (результатам установления очередности, жребия), взаимно контролировать действия в игре.

Воспитатель поощряет самостоятельную организацию детьми известных игр с правилами в небольших подгруппах, предоставляя детям необходимые игровые материалы.

Педагог организует с детьми подвижные игры разной сложности с элементами соревнования в ловкости, быстроте («Успей пробежать», «Перебежки», «Попади в обруч» и т.п.). Он предлагает детям в небольших подгруппах из 3-6 человек самостоятельно организовать знакомые им подвижные игры («Ловишки», «Уголки», «Мы веселые ребята», «Сделай фигуру», «Пустое место», «Серсо» и т.п.); поддерживает желание детей совершенствовать необходимые для совместной игры двигательные навыки в индивидуальных играх-упражнениях (с мячами, скакалками, обручами и т.п.).

Воспитатель организует настольные и словесные игры с правилами, участвуя в них как детский партнер, а также поощряет самостоятельную организацию детьми настольных и словесных игр с правилами в небольших подгруппах (2-4 человека).

Он учит детей играм с правилами, требующими умственной компетентности (шашки, домино, «Скажи наоборот» и т.п.); предлагает разнообразные игры «на удачу» (типа лото, «гусек»).

Воспитатель использует подвижные, настольные и словесные игры с правилами для развития у детей активности, стремления к достижению успеха, выдержки и настойчивости, честности в отношениях с партнерами.

Подготовительная группа

Воспитатель обеспечивает условия для разнообразной игровой деятельности детей, свободного выбора ребенком вида игры, соответствующего его интересам.

Он способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов; поощряет свойственное детям этого возраста стремление смастерить своими руками недостающие для игры предметы.

Основное внимание воспитатель уделяет формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнерами, придумывать новые правила игры и соблюдать соглашение относительно принятых совместно правил в процессе игры.

Педагог имеет в виду, что игра в старшем дошкольном возрасте представляет собой форму организации жизни детского сообщества. Поэтому воспитатель внимателен к отношениям, складывающимся между детьми в игре; способствует укреплению детских игровых объединений.

Воспитатель ориентирует детей на сотрудничество и состязание в совместной деятельности, совершенствует умения детей регулировать поведение на основе творческих игровых замыслов и комплекса игровых правил.

Педагог развивает умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникающие в игре конфликты, использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).

Сюжетная игра

Главной задачей педагога является формирование у детей умений строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать творческие индивидуальные игровые замыслы с пар- 111 ерами-сверстниками.

Для решения этой задачи целесообразно организовывать г небольшими подгруппами детей (2-4 человека) совместную игру-придумывание, которая развертывается в речевом плане, освобождает участников от необходимости осуществлять предметно-игровые и ролевые действия, что позволяет сделать. комбинирование разнообразных событий центром внимания детей.

Воспитатель, участвуя в такой игре как партнер детей, демонстрирует возможность соединения в новом сюжете (в истории о ком-то или о чем-то, которую предлагается придумать всем сообща) разнообразных знаний, получаемых детьми при восприятии окружающего, из литературных произведений и сказок, при просмотре детских телевизионных передач. В совместной игре-придумывании воспитатель поощряет любые предложения детей, направленные на творческое комбинирование различных событий и персонажей (реалистического, сказочного, фантастического характера).

Творческому развертыванию детьми нового сюжета также) способствует ролевая игра на основе соединения в ней персонажей (ролей) из совершенно разных смысловых сфер (например, Буратино и космонавт, Баба-Яга и продавец, учитель и пожар ник и т.п.); воспитатель является инициатором и участником такой игры.

Воспитатель использует еще одну форму активизации оживления детского воображения: организацию подготовительного периода самостоятельной игры детей, где все будущие участники высказывают свои предложения относительно развертывания выбранной для игры темы. Обсудив с детьми) различные возможные варианты сюжета будущей игры, вое питатель предоставляет детям возможность реализовывать или| комбинировать эти варианты в самостоятельной игре.

Воспитатель поощряет самостоятельную сюжетную игру детей во всех ее формах, создает условия для игры с настольными игрушечными персонажами (режиссерской).

Педагог поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок и литературных произведений

Он организует с небольшими подгруппами детей игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для| младших детей или сверстников; стимулирует участников к использованию выразительных средств (речи, жестов) при пере даче характера исполняемого персонажа. Вместе с детьми воспитатель готовит простые костюмы и декорации к спектаклю.

Игра с правилами

Игра с правилами у детей 7-го года жизни занимает не меньшее место, чем сюжетная игра. Воспитатель использует игру с правилами для развития у детей нормативной регуляции поведения, активности, стремления к достижению успеха, самоутверждения через результаты в игре.

При организации игры наиболее важной задачей является активизация состязательных отношений между партнерами при достижении конечного результата-выигрыша.

Организуя с детьми игры с правилами и включаясь в них как участник, воспитатель уделяет особое внимание предварительному соглашению об условиях определения выигравшего. Педагог продолжает формировать умения распределять различные функции между участниками, подчиняться нормам справедливого распределения функций (результаты установления очередности, жребия), взаимно контролировать действия, относиться к правилу как обязательному для всех участников; продолжает учить детей использованию различных видов жребия (предметный, считалка).

Воспитатель побуждает детей к придумыванию новых правил на основе известных игр, развивает умение договориться о новых общих правилах, соблюдать договор в процессе игры.

Педагог поощряет самостоятельную организацию детьми игры с правилами в небольших подгруппах, предоставляя дети и необходимые игровые материалы.

Воспитатель организует с детьми подвижные игры разной сложности с личным соревнованием в ловкости, быстроте (кегли, серсо, салки, жмурки, прятки, «Школа мяча», городки, «Штандр», классики, бадминтон, совместные игры со скакалкой и т.п.). По мере освоения детьми правил он поощряет с пмостоятельную организацию этих игр детьми в небольшой группе (3-6 человек); стимулирует детей к индивидуальным упражнениям по отработке необходимых для совместной игры двигательных умений.

Воспитатель также организует с детьми игры командного характера (традиционные народные и эстафетные, спортивного типа). Эти игры требуют постоянного присутствия взрослого: ни этапе освоения как организатора и непосредственного участника, в дальнейшем — как не включенного в игровые действия судьи».

Педагог организует настольные и словесные игры с правилами, принимая в них непосредственное участие; поощряет их самостоятельную организацию детьми в небольших подгруппах из 2-5 человек.

Педагог учит детей играм с правилами, требующим умственной компетентности и внимательности (шашки, шахматы, точечное домино, «Да и нет не говорите», «Краски», «Нагружаем пароход» и т.п.); предлагает разнообразные игры «на удачу» с более формализованным содержанием, чем ранее (типа цифрового и буквенного лото).

Играя с детьми, он стимулирует их к придумыванию новых правил на основе знакомых настольных игр (лото, «гусек»), к созданию предметного материала для придуманных игр (рисование карточек для лото, домино, игрового поля для «гуська» и т.п.). 1

Педагог воспитывает у детей в игре с правилами выдержку и настойчивость, честность, сдержанную реакцию на собственный проигрыш в игре, а также умение ободрить, поддержать потерпевшего неудачу сверстника.

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Социальное развитие ребенка — это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, oтражение системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. Социальное развитие относится к пpoцeccaм посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Социальное развитие неотделимо от развития коммуникации и может рассматриваться как социально-коммуникативное развитие. 1

В широком смысле социально-коммуникативное развитие — это весь процесс образования человека. В ходе роста и развития ребенок усваивает и впоследствии воспроизводит усвоенный им социальный опыт, учится устанавливать социальные связи и отношения.

Социально-коммуникативное развитие предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальные норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, не обходимых для их успешной реализации. Социально-коммуникативное развитие предполагает познание человеком социальной действительности, овладение им навыками практической индивидуальной и групповой работы.

Культурный опыт человечества никак не может быть воспринят и усвоен ребенком без помощи взрослых — носителей этого опыта. Только непосредственно взаимодействуя с взрослыми, в ходе общения и взаимодействия с ними ребенок открывает для себя социальный мир (социализируется). Только благодаря общению и взаимодействию ребенок познает другого человека и самого себя.

Без деятельности общения, взаимодействия с другими людьми невозможно и вхождение ребенка в социум. Его становление начинается с первых дней жизни благодаря коммуникации людей друг с другом. Коммуникация может осуществляться как в невербальной, так и вербальной форме. Коммуникация служит необходимым средством общения, позволяет человеку передавать другому сообщения о своих желаниях, потребностях, намерениях.

В ходе общения, взаимодействия для решения их задач происходит развитие таких качеств человека, как коммуникативные способности. Коммуникативные способности понимаются ними как действие поиска компромисса во взаимодействии и общении с другим человеком. Развитые коммуникативные способности позволяют человеку в общении и взаимодействии учитывать правила социальной коммуникации в конкретной ситуации, достигая компромисса между собственными желаниями и желаниями партнера.

Коммуникативные способности рассматриваются нами как обобщенные способы ориентировки (т.е. действия) участников коммуникации в ситуации коммуникации с помощью специальных коммуникативных средств. (Эти компоненты общих способностей были выделены Л. А. Венгером при описании познавательных способностей.)

Средствами ориентировки в ситуации коммуникации являются социальные эталоны. Они могут существовать в виде представлений, эмоциональных образов, переживаний, чувств, желаний, правил поведения, поступков, речевых высказываний и т.д.

Предъявление этих эталонов в коммуникации с другим человеком возможно <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: