Ознакомление детей дошкольного возраста с пространственными отношениями начинается со средней группы (5-й год жизни). Это важная составляющая образовательной работы с детьми в этот период их развития. Пространство, наряду со временем, — основная форма существования окружающей материальной действительности. Пространственными характеристиками являются ориентация объектов в пространстве, положения тел относительно друг друга, расстояния между объектами. Положения тел и расстояния между ними можно определять только по отношению к другим телам. Существуют три измерения пространства, два — создающие плоскость, третье — создающее объем. Овладение детьми представлениями об окружающем пространстве, ориентировкой в пространственных отношениях вводит ребенка в окружающую предметную действительность, вносит вклад в создание у детей полноценной картины мира. Ориентировка в пространстве происходит с помощью представлений о нем в виде наглядных образов того или иного соотношения объектов и с помощью речи в виде пространственных предлогов и наречий (за, перед, слева, справа, между, сверху, снизу и др.). Развитие пространственных представлений детей в период дошкольного детства создает основу для дальнейшего познания действительности.
В то же время пространственные отношения, легко обозначаемые в виде наглядных пространственных моделей при ознакомлении с ними, содержат возможность для развития познавательных способностей. Одним из частных проявлений этой способности будет способность к наглядному моделированию пространственных отношений. Ее развитие связано в первую очередь с выделением направлений пространства и пространственных отношений между предметами, с их отделением от разных, в том числе и пространственных, свойств самого предмета. Понимание и использование детьми планов разных пространственных ситуаций приводит к формированию способности к наглядному моделированию пространственных отношений.
|
Работа по данному разделу рассчитана на три года обучения (средняя, старшая и подготовительная группа) и предусматривает освоение заданий разной степени сложности. У прошедших обучение детей обнаруживаются гибкие и расчлененные пространственные представления, которые позволяют им свободно ориентироваться в таких пространственных ситуациях, кик различные помещения детского сада, участок для прогулок, район, местность.
Обучение составлению и использованию планов не случайно начинается в средней группе. В этом возрасте усваиваются практически все словесные обозначения пространственных отношений. Однако само по себе усвоение словесных обозначений и служит показателем уровня развития пространственных представлений: ребенок оценивает пространственные отношения только со своей позиции, не понимая, что если смотреть с другой стороны, то отношения меняются (то, что было сзади, "кажется спереди; то, что справа, будет слева; и т.д.). Более кого, обозначенное словом отношение закрепляется, становится для ребенка постоянным и мешает ему понять, почему то, что для него находится спереди, слева, для другого находится сзади, справа. Именно поэтому детей с четырех лет следует начинать знакомить с разными пространственными ситуациями, учить ориентироваться в одном и том же пространстве, находясь в разных его точках, разных пространственных позициях, разных местах.
|
Программа для средней группы предполагает последовательное усложнение заданий по ряду параметров. Первым из этих параметров является величина отображаемого планом пространства. Здесь предполагается переход от «игрушечного» пространства кукольной комнаты к пространству реальной комнаты (часть групповой комнаты, вся групповая комната); пространству нескольких помещений детского сада, открытому пространству (участок для прогулок, весь участок детского сада). Что касается используемого плана, то с самого начала он дается в определенном масштабе (1:10), затем масштаб меняется в зависимости от увеличения отображаемого планом пространства (1:15 и более).
Постепенно, в результате накопления различных представлений о тех или иных пространствах, ребенок переходит к ориентировке в непосредственно не воспринимаемом в данный момент пространстве (пространстве всех групповых помещений, пространстве этажа детского сада и др.).
Вторым параметром усложнения заданий является последовательность введения разных действий с планом и их сочетание. После заданий на ориентировку в пространстве по готовому плану вводятся задания на самостоятельное изображение плана с дальнейшей ориентировкой по нему в пространстве, задания на изображение плана пространства по памяти.
Третьим параметром усложнения является введение заданий, в которых отражаются разные варианты пространственных связей между ребенком (его местоположением) и объектом (пространством). Для определения взаимного расположения объектов в пространстве нужна система отсчета. Обычно в качестве ее исходной точки дети используют свою собственную! позицию, наиболее часто занимаемую, более знакомую детям. Дальнейшее развитие ориентировки в пространстве предполагает изменения исходной позиции, т.е. ориентировку в знакомом пространстве с разных позиций, не совпадающих с часто занимаемой позицией ребенка. Это предполагает особые условия использования плана: ориентировку его относительно основных ориентиров пространства.
|
В реальном процессе работы с детьми все указанные пара метры усложнения заданий переплетаются друг с другом и не могут быть реализованы в «чистом» виде. Усложнение заданий по одному из параметров обычно вызывает необходимость их временного упрощения по другим. Например, изобразить план групповой комнаты с 10-15 предметами мебели дети не могут, но ориентироваться по готовому плану группы могут. Изобразить же план небольшого пространства (участок для прогулки) с небольшим количеством предметов (3-5) они могут. Для изоражения такого плана достаточно обладать навыками изображения линий, точек и простых геометрических фигур (квадратов, кружков, прямоугольников, треугольников).
Реализация программы предполагает точное соблюдение последовательности намеченных типов развивающих заданий (см. планы образовательных ситуаций). Эта последовательность не случайна, а закономерно обусловлена этапами в развитии способности к наглядному моделированию пространственных отношений.
В средней группе ДОУ обучение детей начинается с развития у них пространственной ориентировки по освоению умения словесно и практически определять направления пространства.
На следующем этапе дети составляют план расстановки мебели в кукольной комнате, используя готовые плоскостные геометрические фигуры, соответствующие по форме проекциям видимых сверху предметов мебели. Затем используют этот план для размещения мебели в комнате.
На следующем этапе дети переходят к ориентировке в игровом помещении группы, затем в спальне, всех помещениях группы, на этаже, участке детского сада.
Все задания облечены в игровую форму (путешествий, поисков секретов, пряток и т.п.), которая может быть изменена по усмотрению воспитателя. Воспитатель может придумывать новое игровое обрамление занятий, творчески подойти к выбору соответствующих местным условиям пространственных ситуаций. Реализация программы предполагает также изготовление грамотных планов разных пространственных ситуаций. План является условным изображением пространства. В нем используются определенные обозначения. Образцами для изготовления планов могут служить поэтажный план, план всего участка, имеющиеся в каждом детском саду.
Обучение построению и использованию планов разных пространственных ситуаций, начатое в средней группе, продолжается и в старшей. Предлагаемая программа несколько усложняется, прежде всего, за счет увеличения количества заданий на самостоятельное изображение планов с дальнейшей ориентировкой по ним в пространстве (сначала ограниченном, потом открытом). В процессе обучения изображению планов разных пространственных ситуаций детям показывают условные обозначения, при помощи которых изображаются разные предметы на плане (например, дерево обозначается кружком, дом — прямоугольником и т.п.). Показ условных обозначений разных предметов всегда предшествует изображению детьми планов.
Значительная часть образовательных ситуаций организуется на улице.
Последний год (подготовительная группа) работы с детьми по данному разделу связан с закреплением представлений об ориентировке в пространстве.
На этом этапе продолжается работа, как по использованию готовых планов различных пространств, так и построению планов различных помещений. Предлагается использование готовых планов участка детского сада, макета местности. Построение плана проводится в виде вычерчивания плана уже давно знакомого помещения — помещения группы, но в определенном масштабе, определяемом с помощью условной меры. Следующий этап — освоение ориентировки в карте, схеме родного города. Дети должны уметь отыскивать основные магистрали города, его центра, расположение своего детского сада, место собственного дома, некоторых достопримечательностей города. Этому в свою очередь предшествуют работа по освоению обозначений на карте различных объектов (улиц, домов, рельефа местности и др.), изображение карты с помощью координатной сетки и системы координат. Координатная сетка осваивается с применением игры «Морской бой». Завершается работа овладением детьми ориентировкой на листе бумаги, освоением пространственных характеристик листа: верх, низ, лево, право, вверх, вниз, влево, вправо. Овладение способами ориентировки на листе бумаги позволит детям ориентироваться на тетрадном листе при выполнении письменных заданий в школе.
Организуется также ориентировка на листе бумаги с помощью пространственных предлогов, наречий, обозначений характеристик листа бумаги (угол, левый край, верх, низ), указаний на точку отсчета (слева от.., вниз от...), сочетание двух признаков (верхний левый угол, нижний левый угол и п.т.).
Конструирование
В общей системе образовательно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) значительное место отводится детскому конструированию как деятельности продуктивной, т.е. направленной на определенную цель — создаваемый продукт. Эта деятельность заключается в выполнении конструктивных задач на моделирование реальных объектов, т.е. на воспроизведение их свойств и структурных особенностей в постройках.
Программа предусматривает организацию деятельности детей с объемными деревянными строительными деталями простой геометрической формы, где все детали соразмерны кубу. Создание построек из такого материала — деятельность, способствующая развитию ребенка.
Центральной задачей программы по конструированию является развитие у детей общих познавательных и творческих способностей, позволяющих успешно ориентироваться в условиях выполняемой деятельности. Конструирование создает благоприятные условия для развития этих способностей и может служить своеобразным «полигоном» для отработки их психологического механизма. Оно позволяет ставить перед детьми целый ряд развивающих (проблемных) конструктивных задач и использовать для их решения имеющиеся в культуре эффективные средства и способы осуществления познавательных и творческих действий. К числу таких средств относятся сенсорные эталоны, наглядные пространственные модели предметов, символы, отражающие отношение человека к миру, а также речевые обозначения.
Освоение действий с такими средствами в процессе ориентировки в задаче и составляет основу развития указанных способностей. Программа предусматривает систематическое и планомерное применение этих средств в ходе работы с детьми но конструированию.
Основные направления работы, связанной с развитием указанных способностей, представлены в форме применения в конструировании действий с определенным видом средств:
1. создание условий для развития у детей действий соотнесения эталонных образцов формы, пропорций, пространственных отношений с реальными предметами для выделения в них этих свойств. В качестве эталонных средств используется строительный материал, детали которого имеют четкую геометрическую форму, а также графические изображения этих деталей. Развивается главным образом восприятие;
2. организация действий замещения и моделирования. Они осуществляются в двух формах: предметной и графической. Предметные модели объектов, по существу, создаются в ходе самого практического конструирования из строительных деталей. Кроме предметных моделей, в конструировании используются графические модели (схематические изображения предметов), дающие более абстрактное и обобщенное представление об их свойствах. С такими моделями дети начинают работать в среднем дошкольном возрасте.Сначала используются только готовые модели, затем дети вносят в них дополнения и отдельные незначительные изменения. Начиная со старшей группы, детей обучают действиям самостоятельного построения графических моделей с разных пространственных позиций (вид спереди, сбоку, сверху) и действиям их преобразования, что способствует проявлению детского творчества. К концу дошкольного детства дети свободно оперируют разными видами графических моделей, удерживают схематизированный образ предмета в представлении, используют его при разработке собственного замысла новой конструкции;
3. организация условий для творческого построения конструкций, создаваемых детьми по собственному замыслу,в том числе с использованием литературных и музыкальных произведений и символических средств. В символических постройках дети передают свое понимание действительности и эмоциональное отношение к предметам, характерам героев литературных произведений, игровым персонажам, отдельным событиям. Это одна из форм проявления детского творчества в конструировании;
4. применение в конструировании речевых средств. В процессе детского конструирования речь используется для обозначения задачи, предмета, его частей и строительных деталей, описания плана последовательности действий при анализе образцов продукта деятельности и способов его построения.
Другой важной задачей программы является расширение знаний и представлений детей о предметном мире, ознакомление со свойствами строительного материала и правилами его использования при сооружении построек, а также формирование у детей навыков практического конструирования (соединение деталей, расположение их в пространстве) и графического изображения предметов и построек в виде простейших схематических рисунков. В помощь воспитателям и детям предлагаются специальные трафареты из прозрачного пластика с прорезями (окошками), которые по форме и размерам соответствуют сторонам строительных деталей. В процессе такого изображения у детей формируются точные графические действия и глазомерный контроль за движением руки, т.е. координация движений руки и глаза.
Обе задачи, поставленные в программе (развитие ориентировки в условиях деятельности и формирование технических навыков), взаимосвязаны и реализуются в работе с детьми одновременно.
Программа рассчитана на работу с детьми от трех до семи лет. Структура образовательных ситуаций по конструированию вариативна. Как правило, она включает 2-4 разных компонента. Основными из них являются: ознакомление детей с новой тематикой построек; освоение новых средств и способов ориентировки в материале; разработка детьми собственного замысла конструкции; игры-загадки (на продолжение незавершенной постройки; дополнение схемы предмета недостающим изобразительным элементом, угадывание по двум разным схемам предмета возможных вариантов его конструкции и т.д.); проводятся упражнения на закрепление V военного материала; упражнения на отгадывание деталей предмета по названию. Кроме того, возможно использование комплексных видов деятельности, объединяющих разработку детьми конструктивного замысла с прослушиванием музыкальных и литературных произведений, проведением игр-драматизаций, а также включением заданий на конструирование по схемам в проведение праздничных “аттракционов и вечеров досуга.
В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) дети осваивают действие практического моделирование предметов. Оно позволяет во внешней развернутой форме отрабатывать механизм развития познавательных способностей — моделирующее познавательное действие, которое состоит из следующих операций: анализ предмета как объекта в соответствии с его функциональным назначением и строением; замещения строительными деталями частей предмета; пространственного объединения деталей-заместителей в целостную структуру — конструкцию (модель) предмета; отнесения модели к реальности (т.е. использование ее в качестве образца для воспроизведения предмета) и преобразования модели (для создания нового представления о предмете).
Программа предусматривает использование в работе с детьми разных типов задач:
1. обучение детей конструированию по показу способа по строения,
2. обучение детей конструированию по образцу постройки (основной вид задания для данной возрастной группы),
3. обучение детей конструированию по словесно и наглядно обозначенным требованиям к продукту («конструирование по условиям»),
4. обучение детей конструированию по замыслу (творчески* задания): конструирование по собственному замыслу; символическое изображение предмета, персонажа, ситуации; дополнение незавершенных конструкций; перестройка образца и др.
Работа с детьми среднего дошкольного возраста предусматривает решение следующих задач:
1. обучение детей конструированию с использование графических моделей:
- схематическое изображение деталей конструктора;
- выбор из нескольких построек постройки, подходя щей к схеме, конструирование по схеме;
- использование готовых графических схем для построения конструкций (основной тип задач для детей данного возраста);
2. обучение детей конструированию по замыслу. Таки действия направлены на создание новых образов предметного мира путем преобразования имеющихся о не представлений. Для этой цели используются разные типы творческих заданий: на разработку собственно: замысла конструкции, на завершение незаконченной п стройки, на дополнение и изменение заданного образ новыми элементами;
3. обучение детей конструированию путем символизации. Дети овладевают умением создавать творческие постройки, отражающие их индивидуальное восприятие и эмоциональное отношение к миру. Такие символические конструкции создаются детьми в процессе специальных игровых заданий на символическое замещение одних предметов другими и создание построек по мотивам музыкальных и литературных произведений.
В средней группе при обучении детей решению разных задач начинают использоваться графические модели предметов 1и построек), т.е. их упрощенные схематические изображения г какой-то одной условной позиции (вид спереди, вид сверху, вид сбоку). Изображения даются на листе бумаги и строятся с "определенной позиции под прямым углом к соответствующей плоскости предмета. Такие схемы, как правило, предлагаются детям в готовом виде, но иногда создаются ими самостоятельно в процессе работы над собственным замыслом конструкции. Графические модели (схемы) служат средством предварительном ориентировки в том материале, из которого будет построен предмет, и в самом предмете — продукте деятельности, который будет получен в ходе практического конструирования. Сначала схемы применяются наряду с конкретным образцом. Перед сооружением постройки ее конкретный образец и ее графическая модель сопоставляются между собой. В качестве образца дается либо реальный предмет во всем многообразии его индивидуальных признаков, либо постройка, составленная из определенных строительных элементов. В результате само конструирование осуществляется по графической схеме.
Дети средней группы приобретают первоначальный опыт графического изображения отдельных строительных деталей с разных пространственных позиций (вид сверху, сбоку, спереди), дети также подводятся к умению объединять в графическом изображении 2-3 структурных элемента. При обучении графическому изображению деталей строителя используют трафареты, изготовленные из прозрачного пластика, с прорезями, соответствующими по форме и размерам изображаемым деталям. Опыт таких графических действий помогает детям при «чтении» готовыx моделей и определении их состава. С помощью схемы удастся привлечь внимание детей к главному: важности применения специальных средств для анализа особенностей предмета и определения способа его воспроизведения в постройке.
В старшей группе в качестве основных предусмотрены следующие виды работы.
1. Закрепление представлений детей об особенностях простейших графических моделей (схемы предмета, схемы- развертки).
2. Обучение детей способам применения готовых графических моделей для ориентировки в особенностях конструируемого предмета, конструирование по готовым схемам,
3. Обучение действиям построения графических моделей объектов с помощью специальных трафаретов с вырезами! соответствующими по форме основным деталям строителя! Обучение составлению графических моделей проводится на основе анализа конкретного образца предмета или постройки (основной тип задач для детей данного возраста).
4. Обучение детей внесению в конструкции и их графические изображения элементов символизации и художественной выразительности.
Следует иметь в виду, что конструирование из строительного материала хорошо сочетается со многими другими видами детской деятельности и может быть включено в сюжетную игру и игру-драматизацию, в проведение аттракционов на вечерах досуга и оформление различных помещений и игровых уголков, в проведение комплексных занятий, объединяющих эту деятельность со слушанием музыки или литературных произведений, изготовлением аппликаций, поделок из природной и бросового материала и др.
Работа по конструированию в подготовительной к школ группе направлена, главным образом, на совершенствований имеющихся у детей действий наглядного пространственной моделирования объектов и постепенную интериоризацию этих действий, т.е. их перевод в умственный план. В ходе организации этой деятельности создаются условия для развития творческого конструирования.
В работе с детьми этой возрастной группы можно использовать графические модели разных типов: контурные и расчлененные, обобщенные модели предметов и конкретные, единичные модели предмета или его конструкции. Кроме действий по использованию готовых графических моделей, изображающих предмет сначала с одной, затем с двух и трех позиций, необходимо в процессе обучения вводить действия по их самостоятельному построению детьми и творческому преобразованию.
Особое значение в работе с детьми этого возраста придается составлению и соотнесению между собой схематических изображений постройки с трех разных позиций (вид спереди, сверху и сбоку). Это приучает детей видеть предмет с разных сторон, получать о нем более полную информацию, соотносить между собой разные его изображения, проделывать ряд сложных интегрирующих (объединяющих) операций с полученными образами в уме.
Основные типы обучающих заданий:
1. графическое схематическое изображение конструкции, создание схемы конструкции по предметному изображению (рисунку);
2. перевод схем одного вида в схемы другого вида (контурных — в расчлененные, вид сбоку — в вид спереди и сверху (основной тип задач для детей данного возраста);
3. создание постройки по двум схемам (вид сбоку и сверху, сверху и спереди, сбоку и спереди);
4. знакомство с элементами архитектуры, включение элементов различных архитектурных стилей в постройки.
Благодаря использованию разнообразных форм работы с графическими моделями у детей этого возраста интенсивно формируется «внутренний план действий», т.е. способность конструировать объекты «в уме», в плане воображения. Одновременно существенно повышается и возможность самостоятельно разрабатывать собственный конструктивный замысел во всех его звеньях, в том числе наиболее трудном для дошкольников звене предварительного планирования способов построения будущей конструкции. К концу обучения дети, как правило, Могут заранее предусмотреть не только тему постройки, но и способ ее сооружения, могут заранее спланировать этапы работы над конструкцией, обозначить ее составные части, материал способ его размещения.
Их конкретизация зависит от особенностей продвижения детей группы и характера строительного материала, которым располагает детское учреждение. В любом случае не следует стремиться к использованию на занятиях усложненных многоэлементарных конструкций. Главное — а) научить детей четко анализировать предложенный им конкретный или графический образец постройки, б) выделять моделируемые в нем существенные для предмета связи, в) использовать схематические изображения в качестве внешней опоры при создании
конструкции в уме и соотносить созданный образ предмета с реальными условиями конструктивной деятельности, г)вносить в него изменения, соответствующие новым условиям задачи.