Развитие элементов логического мышления




Образовательная работа с детьми по данному разделу начинается в старшей группе и направлена на развитие у старших дошкольников Представлений о понятийных отношениях, лежащих в основе логического мышления. Овладение логическими отношениями занимает существенное место в интеллектуальном развитии ребенка. Такие отношения, как правило, вообще не осваиваются в дошкольном возрасте, однако старшие дошкольники вполне в состоянии «перешагнуть» барьер между наглядно-образным и логическим, понятийным мышлением. Это становится возможным, если, опираясь на сложившиеся у детей к старшему дошкольному возрасту способы группировки и упорядочения объектов, раскрывать сами понятийные отношения при помощи наглядных моделей. Это модели особого рода: наглядная форма имеет в них условно-символическое значение. В результате образовательной работы по программе «Развитие» дети в достаточной мере овладевают действиями моделирования, чтобы перейти к использованию условно-символических моделей.

В программу включено освоение двух видов понятийных отношений: классификационных (отношения подчинения и соподчинения) и сериационных (отношения последовательности).

Отношения сериации — это отношения между объектами, упорядоченными по степени интенсивности какого-либо признака. Признаки, по которым упорядочиваются объекты, могут быть наглядными (величина, яркость и др.) или скрытыми от непосредственного наблюдения (сила, доброта, ум и др.). Установление последовательности понятий об объектах, различающихся по выраженности тех или иных свойств, осваивается при помощи ряда из полосок или кружков равномерно возрастающей величины.

Классификационные отношения — это отношения между понятиями по уровню их обобщенности, или родовидовые отношения. В основе обобщения лежит установление соотношения понятий по содержанию (совокупности существенных признаков) и объему (совокупности охватываемых данным понятием объектов).

Освоение классификационных отношений заключается в том, что дети постепенно приходят к пониманию и использованию при решении познавательных задач обратной зависимости

между объемом и содержанием понятий: чем богаче содержание понятия (т.е. чем больше признаков оно включает), тем уже его объем, и наоборот.

Установление классификационных отношений осваивается при помощи модели в виде кругов, наиболее распространенного в логике способа наглядного изображения отношений между объемами понятий, и модели типа «древа», наиболее часто применяющегося в систематике для отображения различных иерархий понятий.

Предлагаемая программа усложняется по ряду параметров.

Во-первых, меняется форма, в которой представляется детям моделируемое содержание. На начальных занятиях дети сначала упорядочивают или группируют реальные объекты или картинки с их изображением по заданному признаку, а затем отображают эти отношения в модели. В дальнейшем объекты обозначаются только словесно. При этом словесное предъявление также усложняется: от последовательного диктанта (слова, обозначающие объекты, перечисляются в том порядке, который соответствует последовательности отображения на модели) к диктанту «вразбивку» (слова перечисляются в произвольном порядке).

Во-вторых, усложняются действия моделирования. В силу условно-символического характера модели существенное знамение приобретает первоначальное ознакомление детей с правилами построения моделей и, соответственно, обучение дошкольников соотнесению понятий и отношений между ними построенной моделью. На следующем этапе дети самостоятельно проводят такое соотнесение. Затем дошкольники учатся строить самостоятельно модели логических отношений между понятиями.

Моделирование сериационных и классификационных отношений развивает общую способность к наглядному моделированию. Вместе с тем оно служит средством упорядочивания имеющегося у детей опыта и подводит их к усвоению логических форм мышления, которые станут необходимыми в дальнейшем, в ходе школьного обучения.

Моделирование логических отношений выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные ими на занятиях или в обыденной жизни. Перед каждым занятием, предполагающим моделирование отношений между определенными понятиями, полезно провести с детьми беседу для выявления того, знакомы ли они с теми предметами, явлениями, которые будут служить материалом моделирования, и, если окажется необходимым, для пополнения соответствующих знаний.

Перед началом занятий с моделями можно рекомендовать провести 1-2 занятия без моделей, во время которых предложить детям подбирать обобщающие слова для ряда объектов («Собака, кошка, лошадь — как их всех назвать одним словом?»), или, наоборот, раскрыть обобщенные названия («Каких животных вы знаете?»).

На всех занятиях термины «модель», «понятие», «содержание», «объем» и т.п. не употребляются. Язык должен быть вполне доступен детям. Для более легкого усвоения детьми отношений между понятиями слова, обозначающие понятия, лучше употреблять во множественном числе: «Вот этот большой круг будет у нас обозначать всех-всех людей. А кого тогда могут обозначать маленькие кружки? Ведь люди бывают разные... Давайте договоримся, что вот этот маленький кружок — все женщины, а этот, как вы думаете, кто может быть?»

В старшей группе дети осваивают при помощи наглядных моделей сериационные отношения и начинают освоение классификационных.

Для развития представлений о сериационных отношениях используется наглядная модель в виде сериационного ряда, то есть ряда объектов (кругов, полосок) равномерно изменяющейся величины. Величина заместителя отражает выраженность признака в объекте. Вначале дети овладевают действием соотнесения наглядного ряда величин и ряда упорядоченных объектов. Затем дошкольники используют сериационный ряд в качестве модели отношений между наглядно представленными объектами. На следующем этапе наглядный ряд величин используется детьми в качестве модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами.

Интериоризация действий моделирования, перевод их во внутренний план осуществляется на последнем этапе в процессе самостоятельного построения детьми пространственной модели сериационных отношений объектов.

В качестве модели классификационных отношений используются круги, при помощи которых отношения между понятиями по объему (т.е. широте охватываемого ими класса объектов) обычно иллюстрируются в учебниках логики. Однако здесь их функция резко изменяется, из иллюстраций они превращаются в средство освоения детьми нового для них типа отношений.

В этой форме модели понятия обозначаются кругами, относительная величина которых передает уровень обобщенности понятий, его объем. Дети рассматривают отношения между понятиями двух, а затем трех степеней обобщенности. При этом каждое понятие выступает в качестве родового по отношению к менее общему и в качестве видового по отношению к более общему. Необходимо избегать возможной путаницы между общими и так называемыми собирательными понятиями. Так, родовым по отношению к понятиям «ель» и «береза» является понятие «дерево», но не «лес». Слово «лес» обозначает не любое дерево, а определенную экологическую систему, включающую множество разных деревьев. Точно так же родовым по отношению к понятию «дом» является «строение», но не «город».

Пространственное расположение кругов в модели передает отношения между понятиями. В настоящей программе предлагается ограничиваться отношениями соподчинения — случаями, когда объем более частных, видовых понятий полностью происходит в объем более общего, родового. Например, в случае моделирования отношения понятий «человек», «мужчина», «женщина» родовое понятие «человек» обозначается большим кругом, а подчиненные ему понятия «мужчина» и «женщина» — находящимися внутри него маленькими кружками.

Поскольку в моделях обозначаются понятия разного уровня обобщенности, следует передавать этот уровень относительной величиной кругов. Это особенно важно в случаях, когда модель включает обозначения понятий разного уровня обобщенности, не находящихся в отношении соподчинения.

Вообще в моделях, используемых при обучении, не обязательно строго соблюдать иерархию понятий (т.е. обозначать все степени обобщения). Вполне допустимо «перескакивать» промежуточные ступени, но нельзя допускать рядоположенности понятий разного уровня обобщенности (одинакового обозначения родовых и видовых понятий).

Для решения основной задачи обучения — усвоения детьми обратной зависимости между объемом и содержанием понятий — недостаточно, однако, работы с моделями, отображающими только соотношение объемов. Необходимо также обозначать содержание тех понятий, которые отображаются

при помощи моделей, но это связано с существенными трудностями. Дело в том, что общие понятия являются также и абстрактными. Большей частью они объединяют объекты по их внутренним, существенным признакам, отвлекаясь от внешних, конкретных. Поэтому их адекватное обозначение может быть только словесным, «нарисовать» его невозможно. На первых порах в обучении используются картинки, обозначающие содержание наиболее частных, конкретных понятий (например, отдельных видов животных или растений), более же общие понятия называются устно. В дальнейшем содержания понятий обозначаются при помощи условных значков. Вводя их, необходимо каждый раз специально обсуждать, что именно (какое понятие) каждый значок будет обозначать и почему он Для этого подходит, обращать внимание на то, что с переходом от более общих к более частным понятиям их содержание все более обогащается, добавляются новые признаки. При этом ни в коем случае не следует стремиться передавать в условных обозначениях подлинное и, тем более, научное содержание понятий или словесно его формулировать.

Необходимо постоянно помнить, что моделируются (и, следовательно, подлежат усвоению) только отношения между понятиями (как по объему, так и по содержанию), сами же значения слов, обозначающих понятия, могут оставаться такими, какими они сложились у детей в прошлом опыте. Значок, обозначающий содержание каждого понятия, помещается внутри круга, обозначающего его объем.

 

Подготовительная группа

В подготовительной группе дети продолжают осваивать сложные отношения, существующие между понятиями разной степени обобщенности. Образовательная работа идет в двух направлениях.

Первое направление связано с освоением детьми новой формы модели классификационных отношений между понятиями — в виде «древа», позволяющего наглядно представить родовидовую иерархию понятий. Этот тип модели служит опорой в установлении отношений между понятиями по уровню обобщенности.

Новая форма модели классификационных отношений в вида «Древа» имеет ряд структурных особенностей: родовое понятие

изображается верхней точкой, видовые понятия — точками, расположенными ниже. Связи между понятиями отображаются линиями, соединяющими точки, обозначающие родовое и видовые понятия. Например, древо для понятий «человек» (родовое), «мужчина» и «женщина» (видовые) будет выглядеть так:

 

человек

/\

мужчина женщина

 

Освоение моделирования в форме «древа» начинается с опорой на модель тех же отношений в форме кругов и разворачивается в той же последовательности, с теми же линиями усложнения, что и в старшей группе.

Сочетание в опыте детей разных форм моделирования отношений между понятиями обеспечивает развитие наиболее обобщенных представлений ребенка о понятийных отношениях.

Второе направление связано с работой над содержаниями понятий. Дети учатся выделять разные признаки объектов, выбирая их в качестве основания классификации; находить существенные признаки, составляющие содержание понятий; использовать существенные признаки объекта для выяснения категории, к которой он относится, и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: