Образовательная область «Речевое развитие». Под культурой речи понимается владение нормами родного и зыка




Развитие речи является важнейшей задачей развивающего образования, воспитания культуры личности. Речь — основное средство, обеспечивающее развитие человека как представителя сообщества людей. Без речи невозможно развитие сознания, мышления, общения и других специфически человеческих процессов и функций, высших психических функций.

Под культурой речи понимается владение нормами родного и зыка, умение использовать речь в различных условиях общения. Культура речи предполагает также правильное ее использование, умение строить речевое высказывание, адекватное в стилистическом, смысловом и ситуативном отношении. Общение — наиболее заметная сторона развития человека, использующая речь. Однако и другие стороны психического развития предполагают развитие речи на необходимом для их функционирования уровне.

 

В программе раскрываются задачи и содержание работы по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений, в семье.

В программе содержатся задачи овладения детьми различными сторонами речи: фонетикой, грамматикой, лексикой. Фонетика — раздел языкознания, выделяющий звуковую сторону языка, грамматика — закономерности образования и употребления форм слов: согласование слов по падежам, временам, родам, числам, лексика — словарный состав языка.)

Обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками: фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в контексте развития общения детей друг с другом и со взрослыми (как одно из средств развития коммуникативных способностей). Главная цель речевого развития ребенка в ДОУ — освоение им норм и правил родного языка, их гибкое применение в различных ситуациях, в том числе как средств» познания, общения (коммуникации), регуляции поведения и деятельности.

Специальная образовательная работа по развитию речи предлагается в программе в виде заданий по двум разделам: «Ознакомление детей с художественной литературой и развитие речи» и «Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук».

В разделе «Ознакомление детей с художественной литературой и развитие речи» развитие речи включено в контекст ознакомления детей с литературными произведениями (сказками, рассказами, стихами) и удерживается задачами образовательной работы по обучению детей пересказу и собственному сочинению литературных произведений. С точки зрения развития речи такая образовательная работа, построенная на литературных произведениях, позволяют детям овладеть такими структурными компонентами грамматики, как речевое высказывание. Речевое высказывание, в свою очередь, позволяет детям передавать вербальные сообщения во время коммуникации с другими людьми, являясь, таким образом, речевым средством коммуникативных способностей.

Решение задач на развитие отдельных сторон речи в программе происходит также и в других разделах, одновременно с непосредственным решением образовательных задач раздели (или области).

Разделы, образовательная работа по которым активно использует речевые средства и, следовательно, решает задачи речевого развития:

· во всех разделах области «Познавательное развитие» происходит развитие речи в ее обобщающей функции (как одной из сторон умственного развития ребенка),

· в разделе «Развитие элементов логического мышления» происходит накопление и обогащение словаря ребенка на основе знаний и представлений об окружающей жизни;

· в разделе «Ознакомление с пространственными отношениями» происходит знакомство с наречиями и предлогами, овладение их использованием для ориентировки в пространстве;

· в разделе «Сенсорное воспитание» — знакомство с антонимами и их адекватное использование (широкий — узкий, длинный — короткий, высокий — низкий, длинный — короткий, светлый — темный).

Сознательное, профессиональное отношение педагогов к развитию регуляторных способностей детей позволяет развиваться речи в ее планирующей и регулирующей функции (педагог ставит перед детьми познавательные и коммуникативные задачи; помогает удерживать их, применяя для этого специальные методические приемы; принимает предложения (задачи) детей). Речь педагога сама по себе важна для развития речи детей. Ведь все, что делают окружающие детей взрослые, и том числе и их речь — образец для подражания детьми.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: