Художественное конструирование




Художественное конструирование детей 3-7 лет направлено на создание художественных композиций и поделок из разных по форме, цвету, величине природных и бумажных заместителей: самостоятельно вырезанных или готовых геометрических фигур, комочков, полосок, клочков, жгутиков и других элементов. Из них, как из кирпичиков, дети конструируют предметные, сюжетные, пейзажные и декоративные работы на разнообразных по цвету, форме, величине фоновых поверхностях — материале, принятом за фон (плотная бумага, ткань).

Выбор материала для конструирования, а также цвет, форма, величина конструкционных элементов обусловлены теми задачами, которые перед собой ставит ребенок. Материал соотносится как с замыслом, так и с его реализацией в процессе создания композиции.

Художественное конструирование в значительной степени, является, синтетической деятельностью, которая более всего

схожа с игрой, экспериментированием, изобразительной деятельностью (аппликацией, художественным трудом и дизайнерской деятельностью детей), но в то же время имеет свои особенности. В процессе конструирования художественных композиций дети, создавая образы, не ограничиваются передачей общего вида объекта. Они моделируют изображение объекта — передают его структуру (основные части и дополнительные элементы). В полученном изображении одного объекта или всей многопредметной композиции одни части доступны для зрительного восприятия, другие — нет.

Процесс практического конструирования художественного образа (выразительного изображения) включает в себя два дополняющих друг друга компонента: моделирующий и художественный.

Моделирующий компонент художественно-конструкционного действия — это необходимый компонент конструирования — создание схематического изображения, передающего обобщенное представление о структуре объекта, а не только контур, как в аппликации. Этот компонент действия конструирования делает изображение схожим с отображаемым объектом.

Моделирование (конструирование) плоскостного схематического изображения объекта из бумажных или природных элементов направлено на отображение как видимых, так и скрытых основных частей его конструкции с их внешними характеристиками. В изображении объекта передаются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками.

Каждый элемент художественной композиции выражается в плоскостной форме и вместе с тем служит трехмерной характеристикой предмета. Ребенок «переводит» на плоскость фона трехмерный мир. При таком способе конструирования изображения неизбежно допускается некоторая условность в отображении объемных предметов и объектов. Установление сходства осуществляется путем сравнения и идентификации структурных признаков отображаемого объекта с его изображением. Для достижения зрительного единства всех изображений, включенных в одну работу, важно, чтобы плоскостное изображение каждого объекта художественной композиции было создано только в одной из двух проекций (вид спереди или сбоку) или все объекты были представлены только сверху.

Однако правильного моделирования предметного изображения и всей многопредметной композиции еще недостаточно для художественного отображения реальной или сказочной действительности.

 

Художественный компонент художественно-конструкционного действия отражает эстетическое отношение ребенка к миру (понимание прекрасного) и его умение использовать средства символической выразительности для создания выразительной и гармоничной композиции, поделки. Данный компонент конструкционного действия предполагает преобразование структуры обобщенного изображения (предметного или многопредметного) в выразительную целостность с помощью самостоятельно выбранных автором работы выразительных и изобразительных средств.

Художественное конструирование позволяет ребенку понять смысл различных ситуаций, «прожить» их и выразить свое отношение к реальному или сказочному миру в работе, максимально используя символические средства.

Художественное конструирование — развивающаяся деятельность. Ее развитие проходит путь от манипулирования с конструкционными элементами и возникновения ассоциативных образов (в оценке которых применяется только первоначальный критерий — узнавание объекта по форме) к функциональному применению их в творческой деятельности. Дети переходят к намеренному построению сначала обобщенных изображений, схематически передающих структуру определенного класса объектов (человек, животное, растение, здание и др.), затем — к построению все более выразительных художественных композиций и поделок.

Формирование и развитие художественного конструирования у детей 3-7 лет осуществляется по трем основным направлениям.

1. Развитие умственных способностей детей. В это направление включаются задания, нацеленные на развитие:

· восприятия — освоение действий с сенсорными эталонами цвета, формы, величины для более точного восприятия объекта, выделения его внешних и структурных свойств (в процессе целостно-расчлененного обследования), а также для подбора необходимых элементов к каждой основной части объекта, из которых будет конструироваться изображение, и для практического воплощения образа;

· мышления — освоение действий замещения, моделирования для построения и использования наглядных моделей (предметных, графических), в которых при помощи условных заместителей в конструкции или схеме представлены основные отношения их элементов;

· воображения — освоение действий («опредмечивание», «детализация», «гиперболизация»), которые активизируют развитие творческих способностей, помогают ребенку понять, эмоционально «прожить» определенную ситуацию и отобразить с помощью символических средств в художественной композиции.

 

2. Художественно-эстетическое развитие детей. В это направление включаются задания на:

· ознакомление детей с разными сторонами действительности; природными явлениями, произведениями искусства, детской художественной литературой (сказки, рассказы, стихи, загадки и т.п.), раскрывающие детям понятие красоты, формирующие их собственные переживания;

· осмысленный подбор и активное использование изобразительных средств (точка, линия, форма, цвет, величина, композиция и др.) для построения художественного изображения объекта (и всей композиции) и для передачи разных действенных и эмоциональных отношений между людьми, человеком и природой и др.

 

3. Развитие собственно конструкционной деятельности и технических навыков и приемов конструирования. В это направление включаются задания, нацеленные на развитие:

· обобщенных способов конструирования плоскостного изображения объекта на фоновой поверхности и объемных поделок и игрушек;

· технических действий изготовления бумажных элементов без инструментов (разрывание, сминание, скручивание, сгибание) и с помощью ножниц (приемы разрезания бумаги и вырезание фигур разной формы).

·

Конструирование детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) организуется на фоновых композициях (незавершенных работах), выполненных заранее педагогом на цветном фоне большого формата для организации коллективной практической деятельности подгруппы детей. Фоновая композиция условно передает сезонные признаки и место действия (например, лес, сад, улица города). Она «подсказывает» детям тему и характер действий. Деятельность детей направляется на коллективное достраивание и преобразование незавершенного изображения. Каждому ребенку предоставляется возможность самостоятельно дополнить недостающие элементы.

Образовательная работа с детьми четвертого года жизни (младшая группа) предполагает:

· ознакомление детей со свойствами плотной и мягкой бумаги в процессе экспериментирования с ней (комкается, скручивается, рвется);

· овладение способом «сминания», «разрывания» и «скручивания» бумаги;

· достраивание незавершенной фоновой композиции;

· конструирование изображений объектов (простых по форме и составу частей) из готовых и самостоятельно созданных элементов, включение их в общую фоновую композицию.

В процессе выбора материала (его цвета, формы, величины, I фактуры), практического конструирования изображения и детализации образа для выражения эмоционального отношения к изображаемому объекту, событию дети овладевают художественными средствами выразительности.

 

В работе с детьми пятого года жизни (средняя группа) к проводимой ранее работе добавляются:

· конструирование динамичных изображений людей и животных (стоит, лежит, идет, играет в мяч и др.) и преобразование изображения одного движения в другое в двух проекциях (вид спереди, сбоку);

· создание выразительного изображения объекта (человека, животного) путем детализация его образа, внесения разнообразных элементов одежды взрослых людей и детей в соответствии с сезонными изменениями в природе;

· конструирование и преобразование декоративного узора — создание разных вариантов его цветового решения, расположения и сочетания элементов узора на одинаковых или разных по форме листах в соответствии с собственным замыслом;

· использование готовых графических изображений узора (схем) в процессе конструирования декоративных композиций; преобразование изображения узора в соответствии с изменениями, внесенными в демонстрационное графическое изображение (схему) узора;

· создание скульпторским способом объекта из корнеплодов, конфигурация формы которых приблизительно соответствует внешнему виду конкретного объекта (медвежонка, поросенка и др.);

· овладение способом создания объемной поделки из бумаги (складывание пополам и по диагонали листа бумаги квадратной формы, разработан Л. А. Парамоновой);

· овладение приемом разрезания бумаги: разрезать на квадраты бумажную полоску, сложенную пополам; разрезать на треугольники бумажные квадраты, сложенные по диагонали; срезать у квадрата и прямоугольника углы (делать косые срезы), слегка поворачивая бумагу в руке, и получать фигуру округлой формы (кружок, овал).

 

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) конструируют художественные композиции только на фоне — цветной фоновой поверхности листа плотной бумаги или тканевой поверхности. Фоновые композиции, выполненные педагогом, в работе с детьми данного возраста не используются.

Образовательная работа с детьми шестого года жизни (старшая группа) предполагает:

· конструирование многопредметной художественной работы по готовому графическому изображению, условно передающему ее композиционное решение (количество и определенное объединение всех ее объектов);

· отображение структуры узора декоративной композиции в графическом изображении (схеме) после построения декоративной композиции;

· использование в процессе конструирования серии графических изображений человека без детализации образа (окружность — голова, туловище, руки, ноги — линии разной длины), условно передающих разные варианты его основных движений в двух проекциях* (вид спереди, сбоку);

· использование адекватных образно-символических средств для передачи характерных эмоциональных и личностных особенностей каждого персонажа, отличающих его от других героев сказок (веселый, добрый, красивый, смелый и др.);

· формирование обобщенного способа изготовления объемной игрушки из самостоятельно созданных детьми бумажных цилиндров и конусов (Л. А. Парамонова);

· овладение многократными действиями сгибания бумажного листа в разных направлениях; совершенствование приемов вырезания фигуры определенной формы из сложенной бумаги.

 

Образовательная работа с детьми седьмого года жизни (подготовительная к школе группа) предполагает:

· конструирование декоративных, пейзажных и сюжетных композиций без опоры на графическое изображение (схему);

· конструирование сложной ситуации (соревнования, спортивной игры или циркового представления) путем изображении характерных особенностей слаженных движений детей, взрослых людей, животных (играющих в футбол, хоккей, выступающих на арене цирка) с использованием и без него готовых графических изображений (схем);

· изображение (с помощью педагога и самостоятельно) наглядного плана сказки (пространственно-временной модели) после конструирования серии художественных композиций, объединенных одной темой;

· построение (с помощью педагога и самостоятельно) наглядного плана сказки (нескольких взаимосвязанных графических изображений) до практической деятельности;

· конструирование из различного материала изображений, передающих характерные особенности растительного мира, природных явлений конкретной экологической систем м (Арктика, тундра, тайга, саванна, пустыня, джунгли);

· конструирование декоративных изображений, передающих характерные элементы узора, их чередование, использование определенных цветовых решений («Хохлома», «Городецкая роспись» и др.);

· конструирование объемной бумажной игрушки в технике «оригами», «киригами» с использованием схемы-разверстки;

· конструирование из природного материала конструкционным способом фигурок сказочных персонажей, объединяя их одним содержанием в объемную сюжетную; композицию.

·

Действия построения плоскостного или объемного художественного изображения объекта (композиции) из бумаги и природного материала, которыми овладели дети каждой возрастной группы в организованном образовательном процессе, переносятся ими в самостоятельную творческую деятельность из данных видов конструкционного материала и из других материалов. Дети упражняются в создании разнообразных объемных конструкций из песка и снега.

Развитие у детей различных видов музыкальной деятельности, предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкальных произведений, самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей предлагается осуществлять но программам «Гармония» и «Синтез», разработанных под руководством К. В. Тарасовой.

«Гармония» — это программа по музыкальному воспитанию дошкольников (от 3-х до 7-ми лет), основанная на психологических закономерностях возрастного развития музыкальных способностей. Их изучению были посвящены многолетние исследования авторов программы: К. В. Тарасовой, Т.Г. Рубан, М.А. Трубниковой, Т.В. Нестеренко.

В «Гармонии» пять основных видов музыкальной деятельности: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игра на детских музыкальных инструментах и музыкальная игра- драматизация. Логика становления этих видов деятельности сочетается в программе с логикой возрастных этапов развития музыкальных способностей. Особое внимание уделяется детскому музыкальному творчеству.

Музыкальный репертуар программы включает высокохудо-жественные произведения классики разных эпох и стилей, народную и современную музыку. Музыкальный руководитель, решая задачи, поставленные в программе, может выбрать произведения, соответствующие уровню развития большинства детей той или иной группы.

«Гармония» представлена по возрастным группам, начиная со второй младшей, и полностью методически обеспечена. II комплект материалов для каждой группы, наряду с программой и методиками по видам деятельности, входит «Хрестоматия музыкального репертуара» и CD-диски с записью музыки для слушания и движения.

«Синтез» — это программа развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста на основе синтеза трех искусств — музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.

В дошкольном детстве, на начальном этапе музыкального развития, ребенку легче войти в сложный мир музыкальных образов, если их, восприятие опирается на художественное слово и изобразительное искусство. Эти более доступные детям виды искусства создают настроение, вызывают определенные ассоциации, помогают понять и пережить музыку.

Авторы программы — К. В. Тарасова, Т.Г. Рубан, М.Л. Петрова. Разработана для детей 5-го, 6-го и 7-го годов жизни.

В программу включены произведения выдающихся композиторов, художников, поэтов и прозаиков, вошедшие в золотой фонд мировой художественной культуры.

В музыкальный репертуар программы «Синтез» вошли не только камерные и симфонические произведения композиторов XVIII-XX веков, но и, впервые, оперная и балетная классика.

Видеоряд программы включает в себя высокохудожественные произведения изобразительного искусства, соответствующие музыке по содержанию и настроению. Это произведения отечественной и зарубежной классики, фольклора, русского средневековья, лучшие образцы современного искусства.

Литературные произведения программы — это древнерусский фольклор и поэзия XIX века, русский «авангард» начала XX века и «новая волна» в детской поэзии (80-90-е годы). Многие из них в целях сокращения даны во фрагментах.

Программа «Синтез», как и «Гармония», полностью методически обеспечена. В пакет материалов для каждой возрастной группы входят: программа, методика и подробные конспекты занятий с детьми, «Хрестоматия» музыкального репертуара, учебные CD- и DVD-курсы.

Как показал опыт работы по программе «Синтез», у детей формируются высокая эмоциональная отзывчивость на музыку, драгоценный запас музыкальных впечатлений, начала музыкального мышления и художественной культуры в целом.

Программы можно приобрести в «Центре Гармония», сайт www.harmonia-centre.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: