На пятом году жизни при самообслуживании ребенок становится более самостоятельным. Поощряем опрятность и привычку следить за своим внешним видом. Без напоминания дети этого возраста моют руки по мере загрязнения, перед едой, после туалета, пользуются расческой и носовым платком.
Приучаются при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Во время еды: пищу брать понемногу, тщательно пережевывать, не разговаривать, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой.
Работа с родителями. Организация консультаций по закреплению дома культурно-гигиенических навыков и умений, проведению совместных игр, помогающих закрепить освоенные навыки: «Ужинаем в ресторане», «Кто быстрее уберет в комнате», «Самый лучший помощник», «Как вести себя культурно (ребенок и родитель меняются ролями)» и др.
Напоминание о соблюдении режима сна и бодрствования, о стремлении к преобладанию положительных эмоций — одного из основных требований гигиены нервной системы ребенка.
Формирование начальных представлений
О здоровом образе жизни
Продолжать знакомить с частями тела и органами чувств человека. Дать представление о функциональном назначении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека: руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат. Формировать представление детей о том, что люди отличаются между собой по особенностям лица, манере ходить, говорить.
Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
|
Дать представление детям о необходимых телу человека веществах (белки, жиры, углеводы) и витаминах (А, С, В, D). Расширять представление о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.
Познакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь».
Учить устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы — значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»).
Учить детей оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.
Учить заботиться о своем здоровье.
Дать представление о составляющих здорового образа жизни. Воспитывать потребность быть здоровым. Дать представление о значении физических упражнений для организма человека (как называется упражнение, для чего упражнение необходимо, что укрепляет, как заниматься им безопасно). Продолжать знакомить с физическими упражнениями для укрепления своих органов и систем.
Сохранение и укрепление физического
И психического здоровья
Добавляются игры с элементами спорта.
Применяются средства формирования полноценного дыхания: а) выполнение упражнений во время бега, б) гимнастика дыхательных мышц, в) обучение технике дыхания (дыхание через нос, с закрытым ртом, глубокий вдох, продолжительный выдох); г) постановка соответствующих певческих навыков.
Закаливание, воздушные ванны и водные процедуры проводятся так же, как в младшей группе.
Хождение босиком увеличивается до 10-15 минут.
|
Работа с родителями. Организация консультаций по особенностям развития ребенка пятого года жизни. Совместное освоение режимных моментов и проведение оздоровительных мероприятий дома. Семейные проекты: стенгазета или фотоальбом «Спорт и я вместе навсегда», «Семейные спортивные традиции ».
Старшая группа
Формирование культурно-гигиенических навыков
На шестом году жизни взрослые способствуют формированию у детей гигиенических привычек: следить за чистотой тела, за внешним видом (одежда, обувь, прическа), при кашле и чихании отворачиваться и закрывать рот платком. Гигиенические привычки будут лучше формироваться, если их подкрепляют дома.
Совершенствуются культурные навыки во время еды: есть аккуратно, бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, соблюдать правильную осанку за столом.
Работа с родителями. Организация консультаций по совершенствованию культурно-гигиенических навыков и умений дома, организации совместных игр, помогающих закрепить освоенные навыки: «На ужине у королевы», «Дежурный по...» «Как вести себя культурно» и др.; соблюдению режима сна и бодрствования, роли положительных эмоций, как одного из основных требований гигиены нервной системы ребенка.