На четвертом году жизни ребенка продолжаем совершенствовать освоенные им культурно-гигиенические навыки и умения. По сравнению с третьим годом жизни, количество навыков у ребенка не увеличивается, а они усовершенствуются.
В этом возрасте освоенные гигиенические действия ребенок может использовать самостоятельно. Он полощет рот после еды и под контролем взрослого может чистить зубы, пользуется мылом, насухо вытирается полотенцем. Во время еды аккуратно ест, хорошо пережевывает пищу с закрытым ртом, пользуется вилкой, салфеткой, не роняет пищу, применяет и другие простейшие правила поведения за столом.
Работа с родителями предполагает организацию консультаций, на которых большое внимание уделяется закреплению дома культурно-гигиенических навыков и умений, которыми ребенок овладевает в детском саду. Родителям предлагается проводить с ребенком совместные игры, помогающие закрепить освоенные навыки: «Умой куклу», «Одень куклу», «Покорми куклу», «Кукла помогает убирать игрунки» и др.
Родителям следует напоминать о соблюдении режима сна и бодрствования, необходимости преобладания в общении с репейком положительных эмоций — одного из основных требований гигиены нервной системы ребенка.
Формирование начальных представлений
О здоровом образе жизни
Учить различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, ухо), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
Познакомить с понятием полезной и вредной пищи, дать знания об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
Дать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, а с помощью сна восстанавливаются силы.
|
Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания.
Дать представление о ценности здоровья, вести здоровый образ жизни.
Сообщить о необходимости бережного отношения к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей, о необходимости сообщать взрослым о своем самочувствии, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, помогать осознавать необходимость лечения.
Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
Сохранение и укрепление физического
И психического здоровья
Для решения данной задачи необходимо выстроить оздоровительно-воспитательную работу с детьми. Для построения этой работы педагогам и медицинскому персоналу необходимо учитывать состояние здоровья ребенка, климато-географические особенности региона и степень ориентированности семьи ребенка на решение проблем здоровья.
Оздоровительно-воспитательная работа в группе строится на следующих принципах: организация двигательной активности ребенка в течение дня, обеспечение полноценного питания, реализация системы эффективного закаливания и организации в соответствии с сезонными особенностями оздоровительного режима в группе, создание благоприятного психологического климата. Выявление в связи с этим факторов, способствующих возникновению и развитию невротических состояний у детей, создание условий для преобладания положительных эмоций в режиме дня. Использование психогигиенических и психопрофилактических средств и методов (индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребенком и родителями, подвижные, сюжетно-ролевые игры, музыкотерапия, продуктивные виды деятельности детей, отдельные приемы психотерапии).
|
Организация двигательной активности ребенка в течение дня. Утренняя гимнастика. Проведение подвижных игр: в утреннее время, во время организованной образовательной деятельности (после каждого занятия), во время прогулки, после сна, в свободной деятельности. Включение в режим дня циклических упражнений: ходьба, бег, плавание и др.
Реализация системы эффективного закаливания. Закаливание строится на следующих принципах: учет индивидуальных особенностей ребенка, постепенность и систематичность. Прежде всего, используются факторы внешней среды в следующей последовательности: воздух, вода, солнце. Закаливание ребенка проводится под наблюдением медицинского персонала.
Воздушные ванны. Контрастные воздушные ванны проводятся в «теплом» (температура 25-26 градусов) и «холодном» (22-23 градуса) помещении, начальная разница температур составляет 3-5 градусов. В течение 1,5-2 месяцев разница температур может увеличиться до 10 градусов. Подвижные игры па прогулке и в помещении в свободной, не перегревающей одежде.
Водные процедуры. Полоскание ротовой полости. Умывание лица и кистей рук при температуре 26-28 градусов с постепенным снижением до 18-20 градусов, после умывания вытирание досуха полотенцем. Влажное обтирание проводится махровой рукавичкой при температуре воды 33-36 градусов и заканчивается растиранием сухим мягким полотенцем.
|
Контрастные ножные ванны могут проводиться путем попеременного местного обливания водой ног из двух емкостей, имеющих контрастную температуру. Начинаем с контраста в 5-7 градусов (от 36-37 градусов до 31-33 градуса) и трехчетырехкратной смены воды разной температуры. Через месяц ежедневного закаливания можно достичь контраста в 10-12 градусов при шестикратной смене температур. Вначале ноги погружают в теплую воду на 1-2 минуты, затем сразу в холодную на 10 секунд. Постепенно время нахождения в холодной иоде увеличивается до 15-16 секунд. По окончании процедуры ноги вытираются полотенцем и растираются до покраснения.
Контрастный душ. Ребенок обливается водой 36-38 градусов в течение 30-40 секунд, затем температура воды снижается на 2-3 градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20-25 секунд. Так процедура повторяется два раза. Через полторы-две недели разница температур воды возрастает до 4-5 градусов и так постепенно доводится до 10 градусов в течение двух-трех месяцев. Каждая процедура заканчивается холодным обливанием, если проводится перед сном.
Плавание в бассейне также способствуют закаливанию при использовании контрастного душа до и после окончания занятия.
Солнечные ванны могут быть небезопасными и проводятся под руководством медицинского персонала.
Хождение босиком может быть эффективным закаливающим средством при условии постепенного его использования детьми. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +20 градусов, вначале в носках (в течение 5-7 дней), затем полностью босиком по 1—2 минуты. Ежедневно время процедуры увеличивается на 1 минуту и постепенно доводится до 10 минут.
Работа с родителями. Организация консультаций по особенностям развития ребенка четвертого года жизни. Совместное освоение режимных моментов и проведение оздоровительных мероприятий дома. Семейные проекты: стенгазета или фотоальбом «Спорт в нашей семье», «Мой выходной день».
Средняя группа