Образовательная область «Физическое развитие»




Понимание физического развития как «совокупности морфологических и функциональных свойств организма» (БСЭ, 1975г.) предполагает создание образовательных условий для сохранения и развития организма человека и физиологического функционирования его различных систем. Одной из основных систем, обеспечивающих жизнедеятельность человека, является двигательная система. Ее развитие традиционно рассматривается как доступное внешним воздействиям, в том числе специально организованным. Полноценное физическое развитие человека будет происходить, таким образом, при создании условий для оптимального развития как собственно организма, так и адекватного функционирования двигательной системы, движений человека.

Последовательность движений, необходимых для выполнения какой-либо определенной задачи, называется моторикой. Различают крупную, мелкую моторику, моторику определенных органов (например, желудочно-кишечного тракта).

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застегивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и т.д. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.

Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, ползание, ходьба, наклоны, бег, прыжки и т.п. Обычно развитие навыков крупной моторики следует в определенной последовательности у всех людей.

Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

Дошкольная образовательная система направлена на поддержание здоровья и жизнедеятельности детей, т.е. развитие моего организма, в том числе с особым вниманием — на развитие двигательной сферы организма.

В исследованиях развитие мелкой моторики напрямую связывается с развитием речи детей. Так, известный физиолог М.М. Кольцова считает, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук», «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат». Подобный взгляд на роль мелкой моторики в развитии ребенка позволил нам проводить образовательную работу по развитию мелкой моторики совместно с развитием речи (см. образовательную область «Речевое развитие»).

Развитие крупной моторики традиционно проводится как организация движений детей на специальных занятиях, в подвижных играх, путем создания условий для реализации естественных потребностей детей в двигательной активности. В ДОУ предлагается организация специальных условий для двигательной активности, движений детей. Это приводит к приобретению детьми определенных физических качеств, таких как координация, гибкость, чувство равновесия и др., которые в свою очередь становятся показателями как физического развития, так и состояния здоровья человека.

Организация движений детей (таких как ходьба, бег, построение-перестроение, прыжки, метание, лазание и др.) могут проводиться в ДОУ по методике, предложенной М.Д. Маханевой.

Здоровье детей обеспечивают такие компоненты образовательной системы, как режим дня, включающий питание, прогулки, сон, подготовительные процедуры для проведения этих мероприятий (одевание-раздевание, мытье рук и др.), специальные оздоровительные мероприятия. Организация в ДОУ режимных моментов сопровождается определенными действиями детей, и их освоение становится специальной образовательной задачей ДОУ. Истоки бережного отношения к своему здоровью, забота о здоровье могут быть заложены уже в дошкольном возрасте. С этой целью программой предлагаются следующие направления образовательной работы:

· формирование культурно-гигиенических навыков;

· формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

· сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

 

Развитие двигательной сферы предполагает развитие крупной моторики тела и мелкой моторики обеих рук. В образовательной работе для развития мелкой моторики предлагается система упражнений (см. раздел «Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук»). Развитие крупной моторики происходит благодаря специально организованной работе по выполнению различных движений, а также благодаря созданию условий для реализации естественной активности детей.

Младшая группа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: