Упражнение «Что такое толерантность?»




Цель: дать возможность участникам сформулировать понятие «толерантность», показать его многоаспектность.

Учитель делит учащихся на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит найти свое определение толерантности и написать его на большом листе флипа. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы вывешивает определение на доске и знакомит с данным определением всех учеников.

После того как группы представят свои формулировки, учитель поворачивает заранее заготовленные определения понятия «толерантность» лицом к аудитории. Ученики имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.

Учитель задает следующие вопросы:

- Что отличает каждое определение?

- Есть ли что-то, что объединяет эти определения?

- Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?

Учитель раздает каждому ученику раздаточный материал и просит по очереди учащихся читать текст.

Толерантность – умение спокойно, без враждебности воспринимать чужой образ жизни, поведение, обычаи, чувства, мнения, идеи, верования, признавать право на существование других культур и устойчиво сосуществовать в мультикультурном, мультиэтническом обществе.  
Толерантность – это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.    
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии (Декларация принципов толерантности, 1995).  
Толерантность – это система ценностей и норм. Представляется, что основными составляющими данной системы являются: • уважение личности – оценка каждого человека по его конкретным чертам и поступкам, а не на основе ожиданий, связанных с его национальными, религиозными и другими характеристиками; • уважение прав человека – каждый человек имеет право на любые проявления национальных, религиозных и других характеристик в своем поведении и высказываниях в том случае, если они не противоречат нормам права и морали общества и общности; • ориентация на терпимость к недостаткам, слабостям и ошибкам других людей, если они не противоречат нормам морали и права или, говоря на другом языке, готовность прощать людям все их грехи за исключением особенно тяжких; • ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов; • ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий; • ценность следования нормам права; • ценность сострадания, сопереживания, сочувствия.  
Виды толерантности • Гендерная толерантность – непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость предубежденного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим. Крайняя форма гендерной интолерантности, являясь формой политики, индивидуального или группового поведения, дискриминирующие женщин в их правах на полноценное участие в профессиональной деятельности и общественной жизни, основывается на предположении, что по личным характеристикам мужчины превосходят женщин.   • Возрастная толерантность – непредвзятость к недоказанным «недостаткам» человека, связанным с его возрастом (неспособность стариков понимать молодежь, отсутствие у молодежи опыта и знаний и т. д.). Возрастная толерантность вполне может сочетаться с принятым во многих культурах уважением к лицам преклонного возраста.   • Образовательная толерантность – терпимое отношение высокообразованных людей к высказываниям и поведению людей с более низким образованием. Очевидно, что данный тип толерантности имеет отношение к бытовой сфере и не связан с обсуждением вопросов, где уровень образования действительно является решающим фактором.   • Межнациональная толерантность – отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей, относиться к любому человеку с позиции «уважения национальной невиновности».   • Расовая толерантность – отсутствие предубеждений к представителям другой расы. В своем крайнем проявлении расовая интолерантность представляет собой расизм – дискриминацию людей по расовому принципу, базируется на предположении, что некоторые группы имеют превосходство над другими.   • Религиозная толерантность – отношение к принципам различных конфессий, религиозности, особенностям литургии и т. д. со стороны верующих и неверующих, представителей различных конфессиональных групп. В своей экстремистской форме межконфессиональная интолерантность представляет собой религиозный фанатизм – насаждение какой-либо веры, ее ценностей и традиций. Религиозный фанатизм базируется на предположении, что данная вера является единственно правильным отображением религиозной или духовной истины и что все люди должны следовать ее принципам (догматам).   • Географическая толерантность – непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей (и наоборот), а также к населению различных стран и регионов.   • Межклассовая толерантность– терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев: богатых к бедным, бедных к богатым.   • Физиологическая толерантность – отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т. д. Данный тип толерантности особенно важен при исследовании детей дошкольного и школьного возраста, низкообразовательных слоев и т. д.   • Политическая толерантность – отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т. д. Крайними формами проявления политической интолерантности являются: фашизм и свойственная тоталитарным режимам политика политических репрессий. Под фашистской идеологией понимается убеждение в том, что государство должно бороться с инакомыслием и за чистоту расы, контролировать жизнь своих граждан. Политические репрессии – предотвращение свободного и открытого обсуждения политических идей и решений; препятствование свободным и честным выборам; ограничение свободы информации; жестокое наказание политических оппонентов или людей, несогласных с официальной властью. В принципе возможно рассмотрение и внешнеполитической толерантности – отношение к странам и народам на основе принципов, утвержденных ООН и другими международными организациями. Крайним проявлением внешнеполитической интолерантности является империализм – подчинение одних народов другими для контроля над их богатством и ресурсами.   • Языковая толерантность – уважительное отношение к языковой культуре других, а также уважительное отношение к людям, которые не понимают ваш язык.    

 

Учительпроводит обсуждение по следующим вопросам:

- Актуальна ли тема толерантности в настоящее время? И если да, то почему?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: