Цель: проиллюстрировать, как невербальное поведение может быть показано разными способами.
Учитель просит учеников привести примеры, когда вербальное и невербальное сообщения расходятся в значении.
Возможные ответы:
· «Учитель говорит, что у него всегда есть время поговорить с учениками, но в то же время посматривает на часы и нервно укладывает свои личные вещи в портфель».
Учитель приглашает трех учеников изобразить три разных эмоциональных состояния и говорить одно и то же слово: «Привет!» с разными невербальными сигналами. Затем просит остальных описать сообщение, которое каждый из них передал классу.
Возможные сценки:
1. Ученик говорит «привет» и дружественно улыбается.
2. Ученик говорит «привет», а сам смотрит в другую сторону.
3. Ученик говорит «привет» сквозь зубы, скрестив руки на груди и выражая в глазах и позе злость.
Вывод: Часто мы передаем окружающим сообщения, которые отличаются от того, что мы намерены сказать.
Учитель просит трех учеников взять по одной карточке, на каждой из которых написано слово:
· злость,
· нервозность,
· комплимент.
Просит каждого ученика изобразить без слов (невербально) эмоцию, которая указана на полученной карточке. Остальные ученики должны угадать эту эмоцию.
Вывод: Часто наши чувства выражаются через невербальное поведение. Важно осознавать содержание сообщений, которые мы передаем.
Учитель: - Как можно избежать неправильного понимания?
Упражнение «Понимание-недопонимание»
Цель: определить, что такое неправильное понимание или недопонимание, и обсудить, каким образом возникает недопонимание и как его можно избежать.
Учитель спрашивает учеников, что они подразумевают под словом «недопонимание».
|
Недопонимание – это ситуация, когда получатель сообщения понимает его иначе, чем то, что хотел донести отправитель сообщения.
Учитель просит учеников привести примеры недопонимания, которые они испытывали. Предлагает организовать ролевую игру в парах и показать примеры недопонимания. Наиболее активную пару просит показать сценку.
Обсуждение по следующим вопросам:
- Что мы увидели? (информация была искажена)
- К чему может привести искажение информации?
- Происходило ли что-то подобное у вас? Можете привести примеры из жизни?
- Какой вывод можно сделать из этого упражнения?
- Как можно было избежать недопонимания? Учитель: В случае двусмысленного или противоречивого общения можно внести ясность следующими способами:
- Спросить. С позиции отправителя речевого сообщения: «Ты понимаешь, о чем я говорю?» С позиции получающего это сообщение (адресата): «Ты это имеешь в виду...».
- Перефразировать сообщение для говорящего или излагать сообщение для говорящего еще раз своими словами, в соответствии с тем, что он понял. Например, если отправитель сообщения говорит: «Не приходи домой слишком поздно», - то адресат может уточнить: «Я думаю, это значит, что я должен быть дома не позднее 11 вечера?».
Учитель просит пару повторить игру в соответствии с рекомендациями учеников.
Упражнение «Почему важно задавать вопросы?»
Учащимся необходимо поставить стулья за парты и занять места, положить перед собой лист бумаги и ручку.
Цель: обсудить приемы избегания недопонимания.
Учитель предлагает одному добровольцу-ученику описать всему классу то, что он видит на рисунке с геометрическими фигурками. Преподаватель заранее попросил его подготовиться к этому занятию.
|
Остальным ученикам учитель предлагает нарисовать фигурки по описанию. Просит учеников внимательно слушать одноклассника-инструктора и нарисовать то, что он описывает настолько аккуратно, насколько это возможно, и не задавать никаких вопросов.
По просьбе учителя пара учеников показывают свои рисунки. Затем он снова просит того же самого ученика-инструктора описать тот же самый рисунок геометрических фигурок классу. Пусть ученик придерживается тех же инструкций. Разница состоит в том, что теперь одноклассники могут задавать ему вопросы. Учитель просит пару учеников показать рисунки классу и сравнивает с образцом.
- Какой вывод можно сделать из этого упражнения?
Вывод: Это упражнение отлично иллюстрирует роль уточняющих вопросов для правильного понимания сообщения.
Заключительная часть (5 мин.)
Цель: обобщить главные моменты урока.
Что такое общение/коммуникации?
Общение – это процесс, с помощью которого один человек (отправитель речевого сообщения) что-то сообщает другому (адресату сообщения) с намерением получить ответ или передать информацию.