Учитель: - Представьте, что вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить вопрос: кого принять в 9-й класс с углубленным изучением английского языка? Всего поступило 6 заявлений. Принять можно только одного ребенка. Внесите предложение исходя из личных нравственных категорий, обоснуйте его.
Учитель дает инструкции для упражнения:
· Заранее вывешивает флипчарт, на котором расписаны «претенденты» на место в школе.
· Класс делится на 3 группы.
· После подготовки каждая группа делает презентацию.
«Претенденты» на место в школе:
1. Девочка проживает в другом районе города. Рядом со школой живет ее бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественно-научного цикла.
2. Мальчик живет возле школы. Все друзья во дворе учатся в этом классе, и он решил перейти в эту же школу.
3. Девочка прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через три месяца переедет в другую страну.
4. Мальчик ранее оставался на повторный курс обучения. Имеет неудовлетворительные оценки по четырем предметам. Состоит на учете в милиции. Живет рядом со школой.
5. Мальчик переехал из деревни, где не изучал английского языка. Живет рядом со школой. Склонен к бродяжничеству.
6. Девочка-инвалид детства II группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на «4» и «5». Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой.
Подсказка для учителя: Перед презентацией необходимо напомнить ученикам, что когда будет обсуждение, группы не должны спорить друг с другом. Нужно выслушать все мнения, а вывод каждый сделает самостоятельно. Говорить кратко и четко. Например: «Мы считаем, что нужно принять претендента №6, потому что из-за болезни она не может посещать школу вдали от дома».
|
Вывод: - Каждый из вас хорошо аргументировал свои предложения. Из этого следует, что все эти люди нуждаются в понимании и помощи, нужно уметь слушать других людей и помогать им в зависимости от ситуации. Это и есть главное качество гуманного человека.
Ритуал прощания (2 мин.)
Цель: закончить позитивно занятие.
Учитель просит дополнить начатое предложение:
1-й ряд. Я понял(а), что …
2-й ряд. Я буду стараться не …
3-й ряд. Я никогда не …
Вывод: Нужно формировать в себе качества гуманного, т. е. доброго человека, способного сочувствовать, сострадать, проявлять милосердие. Добро всегда возвращается добром. Эта истина неоспорима.
Учитель предлагает сказать хором: «Я ухожу с урока с чувством… ДОБРОТЫ».
Раздел 3. Классные часы для 9 классов
Тема урока: Самоуважение. Мои права и обязанности
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ
2001-2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия
в интересах детей планеты
1 июня – Международный день защиты детей
4 июня – Международный день детей-жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребенка
10 декабря – День прав человека
Цель урока:
· познакомить учащихся с основными положениями о правах человека, с международным и государственным документами, гарантирующими права ребенка;
· дать представление о принципах, на которых основано уважение к себе и к другим, и об элементах, из которых складывается внешняя сторона самоуважения;
· обосновать право любого человека на самоуважение и уважение со стороны окружающих.
|
Оборудование: раздаточный материал для сценок.
Подготовка:
- Предложить 3 ученикам разыграть сценку (тексты сценария см. в тексте урока).
· Подготовить 5-7 (по количеству участников) карточек (полосок бумаги), на которых записать по одной фразе для игры «Утверждаю себя».
1. Ученик берет лист бумаги, комкает, бросает в сторону: «Эй, малой, подними бумажку!» |
2. «Слышь, малой, дай пять рублей, на пирожок не хватает». |
3. Ученик берет рюкзак: «На, спрячь рюкзак, пусть (имя ученика или ученицы класса) поищет, поприкалываемся на математике!» |
4. «Сегодня с шестого урока все смываемся, усек?» |
5. «У тебя есть часы (телефон, наушники, ручка, часы)? Дай посмотреть, (берет, рассматривает.) Хорошая труба (наушники, ручка, часы и т. п.), будет моя!!!» |
6. «Почему в нашем классе должен обучаться инвалид? Для него предусмотрено надомное обучение» |
7. «Домашнее сочинение написал? Дай скатать». |
· Карточки с названиями документов о правах ребенка:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция РФ.
· Обязанности гражданина (текст см. в разработке урока в части «Подведение итогов»).
План урока:
№ | Упражнения | Время |
Вводная часть. Упражнение «Имею право/не имею права» | 5 мин. | |
Основная часть: · Мини-лекция «Конвенция о твоих правах» · Интерактивная беседа «Что такое самоуважение?» · Разбор и оценка ситуаций. Самоутверждение. · Ролевая игра «Самоутверждение» | 30 мин. | |
Подведение итогов:
| 10 мин. | |
45 мин. |
Ход урока:
Вводная часть (5 мин.)
Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала.
Учитель просит всех встать в круг и по очереди назвать одно понятие, т. е. на что он имеет право, а другое – на что не имеет права.
Возможные ответы:
· «Имею право высказывать свое мнение»;
· «Не имею права нарушать законы».
Обобщение: Каждый человек должен знать о своих правах и правах других людей. Учитель называет тему и цели урока.
Основная часть (30 мин.)